Антикризисное управление муниципальными предприятиями
Главным образом в целях стабилизации процессов обеспечения населения товарами и услугами первой необходимости муниципалитеты создают свои предприятия. Тем не менее, некоторыми экономистами высказывается мнение о том, чтобы муниципальные предприятия также зарабатывали и прибыль, используемую для пополнения доходной части местного бюджета.
Последнее утверждение представляется не обязательным, поскольку в нем просматривается стремление к включению муниципалитета в дополнительное перераспределение средств по предпринимательскому каналу (одним не доплатил, другим подарил), поскольку у него имеются другие более существенные источники средств для выравнивания доходов и расходов различных групп населения.
Существуют два диаметральных взгляда и на перспективы развития муниципальной промышленности. Одна группа экономистов считает, что муниципальная промышленность постепенно отомрет, будучи замещенной частным сектором. Другая группа придерживается мнения о необходимости расширения муниципальных предприятий и превращения их в перспективе в своеобразные ядра промышленного производства на территории (по отраслям и странам). Обе точки зрения имеют право на жизнь. Однако первая более подходит для мегаполисов, где имеется высокая плотность промышленного освоения территории и товарного производства. Это обеспечивает высокую трудозанятость населения, оплату труда, а следовательно, и возможность приобретения товаров и услуг по сравнительно высоким ценам.
В условиях кризисности экономики на муниципальный производственный сектор ложится задача стабилизации процессов обеспечения населения, а также равномерной трудозанятости. В этом ракурсе расширение муниципального производства в транзитивной экономике можно квалифицировать как стабилизационную общественную потребность.
В состав муниципальной промышленности, как правило, входят сравнительно небольшие и слабо оснащенные предприятия. Тем не менее возможность их поддержки средствами из местного бюджета (субсидии, заказы, инвестиции и т.п.) делает их менее уязвимыми для кризиса и банкротства. Такая устойчивость дает муниципальным предприятиям возможность выступать в роли организационных ядер территориальных ассоциаций производственных фирм различной формы собственности. В пользу возрастания роли муниципальных предприятий в местном хозяйстве говорят и обнаружившиеся в последнее время тенденции к муниципализации промышленности за счет поглощения обанкротившихся частных фирм (целиком или частично), расширению действующих и созданию новых предприятий.
Исследования показывают, что в современном состоянии хозяйства наиболее предпочтительным выступает корпоративный метод управления муниципальными промышленными предприятиями. Этот метод позволяет синтезировать административно-экономические принципы управления унитарными предприятиями и конкурентно-рыночные механизмы управления частными фирмами.
В зарубежной территориально-хозяйственной практике в последние годы получили распространение целостные структуры в виде производственных кластеров. Идея кластерного подхода состоит в получении синергического эффекта от совместного использования маркетинговых, снабженческо-сбытовых, транспортных, конструкторско-технологических, производственных и иных ресурсов предприятиями, объединяемыми под эгидой производственного кластера. Причем в такой кластер могут входить предприятия разных отраслей, что характерно для современных муниципальных образований, где представлено множество унитарных предприятий различной отраслевой принадлежности.
Муниципальный производственный кластер (МПК) представляет собой структурированную сеть муниципальных предприятий, а также предприятий других форм собственности, которые осуществляют взаимно скоординированную деятельность в определенной сфере экономики местного образования и объединены едиными стратегическими целями и планами на основе максимального удовлетворения потребностей населения и получения заданного финансового результата.
Подобные МПК могут создаваться как с ориентацией на выполнение определенных муниципальных задач (выпуск конкретных групп товаров, оказание услуг и т.п.), так и для получения коммерческой выгоды от такого вида кооперации производственных мощностей.
В условиях неустойчивости экономики на уровне муниципальных образований МПК могут выполнять функции стабилизаторов воспроизводственных процессов во входящих в кластеры муниципальных и иных предприятиях и фирмах. Это может достигаться путем взаимоподдержки партнеров, оказания централизованной помощи в маркетинге, сбыте, получении ссуд, изготовлении инструмента, ремонте оборудования, реконструкции производства, освоении новых видов продукции, перетоке кадров, обучении персонала и т.п.
Внедряя систему муниципальных производственных кластеров, важно учитывать их отличие от обычных коммерческих кластеров, заключающееся в том, что такие хозяйственные комплексы несут ответственность не только за собственную прибыльность, но и за социально-экономические процессы в муниципальном образовании, т.е. имеют сильно выраженную социальную составляющую в оценке их эффективности (результативности).
На первом этапе формирования кластера желательно, чтобы его ядро состояло из муниципальных предприятий. Это обеспечит их управляемость со стороны местных органов, а также упростит оказание финансовой и организационной помощи. В последующем в орбиту МПК могут вовлекаться сторонние фирмы, в том числе из других территорий. Это повысит степень их стабилизированности в условиях неустойчивой экономической среды данного муниципального образования.
Привлекательность кластерной модели организации муниципального хозяйства для условий транзитивности заключается в том, что наличие группы мощных кластеров, имеющих развитую производственную, маркетинговую, информационную, снабженческо-сбытовую системы, повышает инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом, т.е. сообщает ему дополнительный канал оживления бизнеса на территории. Создание крупного МПК позволяет осуществлять серьезные инвестиционные проекты на территории. А поскольку на предприятиях кластера задействовано местное население, то это повышает к нему доверие и жителей, а следовательно, расширяет перспективы в привлечении их средств на осуществление инвестиционных проектов. Это особенно важно в условиях экономической нестабильности, когда ощущается острый дефицит стратегических инвесторов.
Примерная структурная схема МПК показана на рис. 2.2. В ней главным управленческим органом кластера является совет директоров, создаваемый из руководителей входящих предприятий и
Рис. 2.2. Примерная структурная схема муниципального производственного кластера
фирм. Деятельность совета директоров осуществляется под непосредственным воздействием со стороны группы координаторов от муниципалитета и группы консультантов от населения. Кластер обслуживают венчурные, консалтинговые и другие организации.
В начальный период формирования кластеров муниципалитеты могут выступать гарантами инвестиций. В последующем их протекционизм может проявляться в создании участникам кластера (предприятиям и фирмам) конкурентных преимуществ за счет предоставления муниципальных заказов, поддержки в продвижении продукции на местный и региональный рынки, льготировании по местным налогам и платежам и т.п. Все это может повысить кризисную устойчивость муниципальных предприятий, а также частных фирм, входящих в кластеры, и в своей совокупности обеспечить общие позитивные процессы в муниципальном хозяйстве в условиях транзитивной (преходной) экономики.