Комплексная диагностика состояния организации: сущность и критерии

Сущность диагностики и ее критерии. Диагностика — определение состояния объекта (предмета, явления, процесса) посредством реализации комплекса исследовательских процедур.
Преобладает точка зрения, согласно которой критерии оценки эффективности работы предприятия подразделяются на основные и дополнительные,
Основные критерии диагностики: критерии эффективности производства, они измеряются экономией от увеличения объемов производства, снижения на- клади ых расходов, уменьшения транспортных расходов, экономией трудовых и сырьевых ресурсов; критерии маневренности производства, они измеряются с помощью показателей резерва производственных мощностей, сбалансированности запасов (товаров, материалов), оценкой связей между технологическими функциями; критерии гибкости стратегии; они оценивают способность предприятия реагировать на изменения окружающей среды; основные показатели: возможность изменения структуры производственных фондов и мощностей для производства новой продукций, стимулирование новаторства, научно-технический уровень производственных процессов; уровень квалификации кадров.
Дополнительные критерии диагностики — это критерии наличия ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информационных*
Содержание комплексной диагностики. В международной практике используются различные системы комплексной диагностики.
Ж-П. Тибо предложил включить в комплексную диагностику организации следующие составляющие (этапы)1: экономическую диагностику; функциональную (диагностику маркетинговой деятельности); техническую; социальную; диагностику финансового менеджмента; диагностику менеджмента и организации; диагностику внешней среды; заключительную стратегическую диагностику (оценку стратегии предприятия).
Экономическая диагностика — это анализ финансового и производственного потенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).
Функциональная диагностика определяет состоя ни с коммерческой и снабженческих служб. Включает в себя: анализ результатов коммерческой деятельности: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность; изучение маркетинговой политики и плана маркетинга: анализ качества продукции, ассортимента, цен; оценку средств и организации коммерческой деятельности: анализ материальных средств, которыми располагает служба маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и организация ее деятельности; аудит методов управления и контроля, разработку рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческой службы; диагностику снабжения: оценка результатов, анализ управления запасами, политики снабжения, аудит методов закупок и управления запасами.
Техническая диагностика — анализ технических достижений предприятия и его производственного потенциала — проводится по следующим направлениям: техническая политика; средства и организация работы технических служб;
1 Антикризисное управление предприятиями и банками.


методы управления производством; окружение производственной функции; экономические аспекты использования техники (фондоотдача и фондовооруженность) и проблемы функционирования предприятия.
Социальная диагностика — изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений.
Диагностика функции финансового менеджмента — измерение качества финансовой политики и эффективности методов управления: анализ финансового состояния, изучение финансовой политики, оценка средств и организации этой функции, аудит методов учета и управления, анализ финансовой активности.
Диагностика менеджмента и организации — анализ и оценка результатов работы аппарата управления предприятием, изучение организационной структуры и обшей политики, анализ стиля руководства и культуры организации.
Диагностика внешней среды — это изучение различных аспектов внешней среды: экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, административного, финансового и политического. Многие из этих аспектов анализировались на предшествующих этапах диагностики, здесь анализ дополняется и составляется заключение. Разрабатываются разные варианты рекомендаций в зависимости от различных прогнозов изменения внешней среды.
Диагностика стратегии, заключительный этап — исследуется соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.
Диагностика и критические периоды в развитии организации. Критические периоды — это моменты в жизни организации, когда резко сокращаются сроки принятия и реализации управленческих решений, а цена ошибочных решений возрастает. Выделим две группы таких периодов: первые год-два жизни предприятия, когда выявляется реальная ценность основополагающих идей создателей данного предприятия; периоды реализации принципиальных решений — переход на новые виды продукции или на новые рынки, крупные инвестиции, глубокие организационные перестройки и т.п.
Критические периоды связаны и с жизненным циклом развития организации.
Аналитики в процессе диагностики должны рассчитывать вероятную эффективность принимаемых решений и разрабатывать запасные варианты действий на случай тех или иных неудач в реализации рискованных решений

Опыт показывает, что в критические периоды меняется поведение предприятия, его цели и способы их достижения. В критические периоды кризисные ситуации возникают чаще всего.
Кризисные условия парадоксально меняют многие механизмы работы предприятий, что и должна выявить диагностика. Складывается специфическая экономика банкротства, при которой умение перекладывать собственные убытки на других более надежно защищает предприятие, чем снижение убытков. Умение привлекать средства в кризисной ситуации оказывается важнее умения их эффективно использовать.

Наши рекомендации