Виды государственного регулирования в антикризисном управлении

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой промежуточных звеньев и высокими налогами на ресурсы. С названными выше тесно связана проблема крайне незначительного участия бюджетной системы в поддержке и развитии экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.
Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.
До последнего времени политика государства сводилась к следующему. Промышленная политика направлена на активный рост промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств и видов деятельности.
Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научнотехнического прогресса. НТП и тенденции глобализации и интеграции, усиление конкуренции обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.
Перераспределение дохода. Социально—экономический кризиссопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности.
Цель социального страхования – оградить каждого гражданина от резкого снижения уровня жизни и доходов. Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

18 требования к арбитражным управляющим

Требования к арбитражному управляющему – формальный подход

Требования к арбитражному управляющему предприятия банкрота можно разделить на общие и условно – ограничительные.

Общие требования к арбитражному управляющему

Общие требования к арбитражному управляющему изложены в статье 20 закона о банкротстве и коротко сводятся к его действительному членству в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Для того, чтобы стать и поддерживать свой статус действительного члена СРО арбитражный управляющий должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Быть гражданином Российской федерации. Комментарий: остается лишь предположить как данное требование согласуется с вступлением России в ВТО, снятием ограничений для иностранных граждан на осуществление профессиональной и предпринимательской деятельности.
  • Иметь высшее образование
  • Иметь страж руководящей деятельности не менее чем год
  • Пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего не менее чем шесть месяцев
  • Сдать теоретический экзамен
  • Не иметь наказания в виде дисквалификации или лишения права занимать определенные должности, или заниматься соответствующей деятельностью
  • Не иметь судимостей
  • Застраховать свою обязательную ответственность арбитражного управляющего в страховой компании
  • Уплатить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих
  • Уплачивать регулярные взносы членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Условно – ограничительные требования к арбитражному управляющему (ст. 20.2 Закона о банкротстве):



  • Не должен быть заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов;
  • Если в предыдущих процедурах на арбитражного управляющего была наложена обязанность возместить убытки по решению суда по иному делу о банкротстве, то перед назначением на следующее дело, арбитражный управляющий должен возместить такие убытки;
  • Не быть в состоянии банкротства как индивидуальный предприниматель или гражданин;
  • Не быть иметь статус дисквалифицированного лица или быть лишенным права занимать руководящие должности или осуществлять определенную профессиональную деятельность;
  • Иметь действующий договор страхования ответственности на случай причинения убытков в деле о банкротстве;
  • Иметь допуск к государственной тайне в случаях, когда такой допуск требуется в деле о банкротстве;

Наблюдение

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Тем самым должнику предоставляется возможность работать без долгов, что способствует изучению истинной картины возможности восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установление реального срока такого восстановления. На этот период назначается временный управляющий.

Временный управляющий[править | править вики-текст]

Не менее важная задача наблюдения — принятие эффективных мер по сохранению имущества должника.
В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.
Анализ финансового состояния должника — одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, и для определения наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности её восстановления.

Процедура[править | править вики-текст]

Наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления кредиторов к производству или по результату рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Основное содержание наблюдения:

· обеспечения сохранности имущества

· составления реестра требования кредиторов

· проведения первого собрания кредиторов

Также приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; запрещается выдел доли одного из дольщиков юридического лица; назначается временный управляющий; запрещается принятие органами юридического лица решение о банкротстве юридического лица и т.д.

В ст. 71 Закона о банкротстве 2002 года предусмотрено, что для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения. Если кредиторы предъявили требования к должнику по истечении 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения, то эти требования подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры банкротства, следующей за процедурой наблюдения. [1] В свою очередь должник вправе представить свои возражения в течение 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований по требованиям кредиторов.

Рассмотрев предъявленные кредиторами требования, арбитражный суд устанавливает основания для включения данных требований в реестр кредиторов и выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. В соответствии со ст.72 Закона о банкротстве временный управляющий назначает дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы,представителей работников должника, а также иных лиц,которые имеют право принимать участие в собрании кредиторов. Следует учитывать,что первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения.[2]

На первом собрании кредиторов решаются следующие вопросы:

· принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

· принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

· принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

· образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;

· определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

· определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;

· выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

· решение иных вопросов, предусмотренных Законом о несостоятельности.

Окончание процедуры[править | править вики-текст]

Наблюдение заканчивается с даты начала финансового оздоровления, внешнего управления, признанием арбитражным судом юридического лица банкротом и открытие конкурсного производства или принятие мирового соглашения. При этом статьей 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлен определенный срок, в который заканчивается наблюдение — 7 месяцев с даты принятия судом заявления о признания банкротом.

Наши рекомендации