Антикризисное управление муниципальной собственностью.

Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, муниципальная собственность, а также собственность, которая служит источником доходов местного бюджета.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в структуру муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество.

На осуществление органами местного самоуправления своих функций предусматриваются средства, получаемые ими непосредственно, а также из Федерального и регионального бюджетов. Доходная часть местного бюджета формируется по двум основным каналам:

1) собственные или закрепленные доходы. Они полностью или частично в фиксированной доле на постоянной основе поступают в муниципальный бюджет, минуя все вышестоящие бюджеты. Их основу составляют местные налоги и сборы, а также отчисления от федеральных и региональных налогов;

2) регулирующие доходы, которые поступают от государства сверх закрепленных доходов в целях корректировки (регулирования) воспроизводственного процесса на территории муниципального образования.

В собственности местного самоуправления находится основная часть объектов жизнеобеспечения соответствующих территориальных образований (городов, поселков и т.п.). Это — жилой фонд, общеобразовательные школы, лечебные и детские дошкольные учреждения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, дорожного хозяйства, торгового и бытового обслуживания населения, объекты культуры и отдыха и др. В отношении этих объектов муниципалитеты несут двоякую функцию:

1) владение и распоряжение (купля, продажа передача в пользование и др.);

2) пользование (управление использованием, функционированием, развитием и т.п.).

Сообразно с этим и муниципальный антикризисный менеджмент осуществляется по следующим двум направлениям:

— обеспечение сохранности объектов муниципальной собственности, поддержание в состоянии неснижения их ценности (ремонт, реконструкция, модернизация, обновление и т.п.);

— непосредственное антикризисное управление функционированием объектов в форме муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Специфическим формированием в структуре аппарата органов

местного самоуправления является управление муниципальной собственностью. Именно ему делегированы функции управления объектами муниципальной собственности (непосредственное управление деятельностью, поддержание, сдача в аренду и т.д.), а также подготовки постановлений главы администрации об их продаже, ликвидации и т.п. Более чем десятилетний опыт деятельности таких структур в условиях становления органов местного самоуправления и переходного состояния российской экономики показывает, что их подразделения и конкретные служащие слабо заинтересованы в эффективном использовании объектов собственности, их развитии и совершенствовании. Многие объекты, не принося дохода, стареют и саморазрушаются. Это требует внесения коррективов в систему управления объектами муниципальной собственности — прежде всего по линии отраслевой дифференциации менеджмента и мотивации служащих.

Возможны следующие пути повышения стоимости муниципальной собственности:

1) продажа части муниципальных объектов и направление вырученных средств на строительство «доходных домов» (бизнес-центров, офисных комплексов, выставок и т.п.) и зрелищных объектов. В этом случае можно воспользоваться преимуществом в выборе места строительства подобных объектов;

2) вхождение муниципальными объектами в смешанные коммерческие организации (фирмы) для их реконструкции и более прибыльного использования на совместной основе.

Наши рекомендации