Тема 1.2. Организация аналитической работы налогового консультанта: способы обработки информации, методы финансово-экономического анализа
Основными принципами ведения аналитической работы налогового консультанта являются:
·цель исследования не должна вступать в противоречие с нормами права, то есть исследуемые варианты налоговых решений не должны быть противоправными;
·аналитические исследования должны носить научный характер, то есть использовать теорию и методологию экономических исследований, а также созданный на ее базе современный специализированный аналитический инструментарий для решения задач налогового консультирования;
·всестороннее изучение причинно-следственных связей, что означает необходимость исследования налоговых показателей в системе показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также факторов налогового и неналогового характера, оказывающих влияние на их значение;
· соответствие информации, используемой для анализа налоговых решений, требованиям оперативности, конкретности, достоверности объективности и действенности, высокой эффективности;
· принцип эффективности и прикладного характера аналитической деятельности налогового консультанта.
Для соответствия названным принципам аналитическая работа, направленная на поиск оптимального воздействия на денежные потоки организации, возникающие в процессе налогообложения, в целях их гармонизации должна быть определенным образом упорядочена, то есть представлена в виде последовательности определенных этапов (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Этапы организации аналитической работы налогового консультанта
На первом этапе аналитической работы должна быть сформулирована цель анализа, его связь с другими вопросами, реализуемыми в различных направлениях работы, а также определены формы взаимодействия субъекта, осуществляющего аналитическое исследование, с различными экономическими службами организации.
Второй этап заключается в планировании аналитической работы.Этот этап необходим ввиду того, что действенность и эффективность аналитической работы по поиску наиболее оптимальных путей гармонизации налогообложения и учета налогов в финансовых расчётах во многом определяются планомерным характером проведения этой работы. При проведении финансово-экономического анализа для целей налогового консультирования данный этап работы в значительной мере усложняется, поскольку этот анализ может быть позиционирован как тематический. Это объясняется тем, что типовая программа и методика такого анализа отсутствуют, и поэтому они разрабатываются на основе консультации специалистов по данной, чаще всего узкой теме. Безусловно, при планировании аналитической работы в данном случае нельзя будет пренебречь мнениями специалистов по налогообложению.
На третьем этапе осуществляется информационное и методическое обеспечение аналитической работы, включающее в себя подбор показателей, которые способны обеспечить наиболее полный и качественный ответ по всем без исключения вопросам, встающим перед налоговым консультантом в процессе осуществления им налогового планирования.
Важным аспектом обеспечения аналитической работы является построение экономико-математической модели, отражающей влияние не отдельных налогов, а их совокупности. Структура такой модели будет зависеть от вида применяемой системы налогообложения.
На четвертом этапе осуществляется проведение аналитических процедур, оформление результатов анализа и разработка рекомендаций. В практике хозяйственной деятельности результаты анализа могут быть оформлены в виде аналитического отчета (пояснительной записки), справки, заключения.
На пятом этапе осуществляется мониторинг за внедрением и реализацией предложений, разработанных на основе проведения аналитических исследований. Оценивается фактический экономический эффект и/или эффективность предложенных мероприятий и сопоставляются достигнутые результаты с расчетными, полученными в ходе проведения аналитических исследований.
Достижение высокой эффективности воздействия на параметры налогообложения организации и финансовые результаты определяется факторами, осложняющими выполнение такого рода действий:
1) динамичным характером налогового законодательства;
2) системой налогового учета;
3) налоговой оптимизацией, являющейся многокритериальной задачей с множеством неопределенных факторов, что сопряжено с высокой вероятностью ошибки;
4) необходимостью проведения многовариантных расчетов, что требует использования табличных процессоров и основанных на их работе аналитических программных продуктов, которые пока не готовы отвечать требованиям процесса гармонизации налогообложения.
Особенность технологии ведения аналитической работы налоговым консультантом заключается в том, что проводимый им анализ является тематическим. Следовательно, его методический аппарат имеет определенные отличия, заключающиеся в применении методов экономического анализа для решения задач, связанных с поиском рациональных путей воздействия на параметры налогообложения.
Основные способы обработки информации, которыми пользуется в своей аналитической деятельности налоговый консультант, представлены видами сравнений и группировок (рис. 1.6.)
Методы анализа воздействия на совокупность денежных потоков организации, возникающих в процессе налогообложения, используемые для оценки ранее производимого или предполагаемого воздействия на гармонизацию денежных потоков организации, могут быть детализированы по различным признакам:
· по времени – ретроспективные, оперативные и перспективные (прогнозные);
· по количеству отслеживаемых факторов – однофакторные и многофакторные;
· по количеству рассматриваемых вариантов - одновариантные и многовариантные;
· по направлению воздействия на способ налогообложения, размер налоговой базы, величину налоговой ставки, момент возникновения налогового обязательства, срок уплаты налога;
· по использованию объективных и субъективных начал – эмпирические (опытные) и количественные (математические).
В разрезе временной детализации методы анализа, направленные на оптимизацию денежных потоков организации, возникающих в процессе налогообложения, представлены тремя направлениями: методы ретроспективного анализа, методы оперативного анализа и методы текущего анализа.
Методы ретроспективного анализа позволяют выявить тенденции увеличения или уменьшения сумм налоговых баз и уплачиваемых налогов, а также их взаимосвязь с объемами хозяйственной деятельности и ее эффективностью.
Методы оперативного анализа направлены на снижение степени неопределенности при принятии решений в области финансового планирования и налоговой оптимизации, и являются инструментом повышения их экономической эффективности.
Методы перспективного анализа используются для прогнозирования денежных потоков, финансовых результатов с учетом налоговых факторов, построения оптимальной учетной политики для целей налогообложения, позволяющей законными способами избегать роста налоговых платежей, опережающего темпы развития организации.
Детализация методов анализа по количеству отслеживаемых факторов (на однофакторные и многофакторные) показывает не только вид экономико-математической модели, но и позволяет судить о количестве факторов, оказывающих влияние на динамику результирующего показателя — величины уплачиваемых организацией налогов.
По количеству рассматриваемых вариантов предполагаемые способы воздействия на совокупность налоговых платежей организации могут предусматривать рассмотрение как одного варианта (на предмет его целесообразности), так и нескольких вариантов для выбора наилучшего из них по избранной системе критериев. Поэтому по данному признаку методы финансово-экономического анализа можно подразделять на одновариантные и многовариантные.
При принятии налоговых решений рассматриваются варианты воздействия на три направления, по которым осуществлена детализация: на налоговую базу, на способ налогообложения, на срок возникновения и уплаты налога. Наиболее часто осуществляется воздействие на величину налоговой базы — такое воздействие можно рассматривать как тактическое. Глобальное изменение стратегии налогообложения происходит при изменении системы налогообложения посредством изменения организационно-правовой формы организации или механизмов осуществления хозяйственных операций. Изменение сроков возникновения налога предусматривает воздействие на сроки реализации или иных хозяйственных операций, в результате которых возникают объекты налогообложения. При изменении сроков уплаты налога используются способы их переноса на будущее — отсрочки, рассрочки, инвестиционный налоговый кредит.
Деление методов анализа по использованию объективных и субъективных начал на эмпирические и точные обусловлено возможностью применения как методов математического моделирования, подразумевающих полную формализацию оптимизационной задачи минимизации денежных оттоков организации, возникающих в процессе налогообложения, так и практического опыта специалистов, занимающихся налоговой оптимизацией.
Представленная классификация является инструментом осуществления выбора того или иного способа оптимизации на основе проведения всестороннего анализа последствий альтернативных вариантов и нахождения среди них оптимального.
Используемые в процессе анализа методические приемы должны формироваться исходя из конкретных задач, возникающих при принятии налоговых решений.
В процессе работы с информацией необходимо выделить из нее наиболее полезную для подготовки успешного управленческого решения в области правомерного воздействия на параметры налогообложения организации-налогоплательщика и финансовые результаты:
1) в случае оптимизации налогообложения необходимо учитывать, что какие-то из законных мер снижения налогов могут оказаться неприемлемыми для налогоплательщика в данной конкретной ситуации по причине высокого риска, незначительных преимуществ либо негативного влияния на финансовые показатели деятельности организации;
2) при принятии решений о распределении налоговых выплат во временипосредством использования предусмотренных законодательством способов переноса сроков уплаты налога на будущее необходимо оценивать эффективность таких решений с учетом временного интервала их реализации;
3) при выборе системы налогообложения и учете налогового фактора в финансовом планировании необходима информация о будущих ставках налогов и изменениях в механизмах формирования налоговых баз.