Санация организации-должника
Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) представляет собой систему мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения организации и реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц с целью предотвращения ее банкротства и повышения ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Санация может проводиться собственниками самой организации, более сильными в финансовом отношении предприятиями-кредиторами, предприятиями-покупателями, сторонними предприятиями (заинтересованными в данной организации), банком, а также органами федеральной и муниципальной власти. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник организации-должника, члены ее трудового коллектива, кредиторы.
На основании ходатайства желающих принять участие в санации и в случае его удовлетворения арбитражный суд объявляет конкурс для участвующих в санации, задача которой состоит в оздоровлении производства, повышении эффективности организации и структурной ее перестройки для быстрейшей возможности приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Структурная перестройка организации требует решения о расширении производства, осуществлении инвестиций в целях модернизации оборудования и технологии, обновлении ассортимента выпускаемой продукции, улучшении ее качества и получении конкурентных преимуществ на рынке.
В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий. Санация предприятия проводится и трех основных случаях:
-до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
- если само предприятие, обратившись и арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
- если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве организации при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.
Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самой организацией до возбуждения кредиторами дела об ее банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами организации, подчинена задачам ее антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
Целесообразность проведения санации обусловливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации организации не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние предприятия мало улучшается или продолжает ухудшаться. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации организации.
Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком
объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации организации, в процессе которой она избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и других видов активов в целях финансовой стабилизации.
Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используются в целях расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов. Наступательная концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития организации. Внешняя помощь может оказываться в виде денежных средств, товарных ресурсов (новым оборудованием, современными материалами), современных технологий и патентов и другими ресурсами для изготовления новейших продуктов.
Формы санации определяются в рамках ее конкретного направления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации.
Возможны следующие основные формы санации:
- дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уровня управления (достаточно редко). В такой форме санируются в основном государственные предприятия (хотя законодательно не воспрещена государственная финансовая поддержка предприятий и альтернативных форм собственности). Эта форма санирования связана со следующими основными условиями: необходимостью обеспечения дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом;
- государственное льготное кредитование (тоже выборочно и редко). Осуществляется, как правило, по той же группе предприятий и при таких же условиях, что и в предшествующем случае. Отличием этой формы санирования является лишь возвратный характер предоставляемых финансовых ресурсов и значительно более льготный режим кредитования в сравнении с условиями финансового рынка;
- государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию. При отсутствии у государства возможностей осуществить прямое финансирование или кредитование санируемого предприятия, а также в случае, если финансовый кризис носят временный характер и может быть преодолен предприятием при оказании ему финансовой помощи, используется данная форма санирования ранее рассмотренной категории предприятий;
- целевой банковский кредит (на тральный проект). Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита последнего. Так как предоставление такого целевого санационного кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального уровня, используемого в кредитной политике банка. Для осуществления контроля и помощи предприятию коммерческий банк при высоком размере кредита в перечне условий санации может потребовать введения в состав его руководства своего представителя или уполномоченного лица;
- финансовая помощь третьих лип (юридических и физических). Такая форма санации наиболее характерна для негосударственных коммерческих предприятий. Финансовая помощь физических лиц, как правило, исходит от собственников предприятия (для ООО - учредителями для ОАО — акционерами под залог новых акций), или новых учредителей, или акционеров. Финансовая помощь юридических лиц может осуществляться учредителями предприятия, посевщиками предприятия, получателями продукции и другими лицами (предприятиями, заинтересованными по тем или иным причинам в данном предприятии). В целях обеспечения прав санаторов заключаются соответствующие соглашения, в которых выдвигаются требования (например, изменения в руководства компании) и условия проведения санации. Содержание соглашений требует серьезной юридической и экономической проработки;
- выпуск облигаций предприятием под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляетеся как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, если по каким-либо причинам предоставление ему пряного банковского кредита или реструктуризация его долга невозможны. В роли такого гаранта -санатора может выступать и страховая компания;
- перевод краткосрочных банковских кредитов в долгосрочные (отсрочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов). Эта форма санации используется обычно только по финансовым кредитам, где кредитором выступает коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия. В процессе такой формы реструктуризации долга по долгосрочному кредиту могут повышаться ставки процента;
- отсрочка погашения векселей предприятия (под гарантию банка-санатора). Такая форма санации может производиться отдельными векселедержателями под залог банка-санатора, возможна с одновременной небольшой разовой денежной (от банка-санатора) компенсацией потерь от отсрочки погашения векселя организацией. Возможна и другая форма санации по векселям организации, когда банк принимает векселя организации для их погашения с дисконтом, размер которого определяется по взаимному соглашению (или банк выделяет целевые денежные средства организации для погашения векселей с дисконтом не менее 30%, обычно 40-60%);
- списание санатором-кредитором части долга. Эта форма санации организации предпринимается кредитором в том случае, если требование о полном погашении долга нереально и приведет организацию к финансовому краху. Обычно санация в форме списания части долга сопровождается соглашением между кредитором и организацией об иных формах его компенсации на последующих этапах.
Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.
Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций.
Выбор санатора для финансового оздоровления организации-должника имеет важное значение для успешного проведения санации. Внешняя финансовая помощь не должна отягощать организацию новыми обязательствами взамен отдельных старых, а должна быть направлена на решение существенных проблем финансового оздоровления организации. В то же время и для организации-санатора (или физических лиц-санаторов) вложение финансовых ресурсов в санируемую организацию должно быть также экономически выгодным.
Выбор санатора осуществляется с учетом и оценкой следующих критериев и положений:
1. Условия санации (процентная ставка за предоставление финансовых средств или доля в прибыли, сроки санации и возврата денежных средств, объем финансовой помощи, ответственность за целевое использование финансовой помощи и др.).
2. Требования, выдвигаемые санатором но организации, управлению и контролю процесса санации.
3. Залоговое обеспечение финансовой помощи санируемой организацией.
4. Порядок участия представителей санатора в процессе реструктуризации долгов, производства организации, реализации инвестиционных и инновационных проектом.
5. Условия досрочного прекращения или ограничения санации, расторжения договора (соглашения) о санации организации.
6. Условия распространения новой продукции и др.
Санатором, предоставляющим финансовую помощь, могут выступать следующие юридические и физические лица:
а) собственники организации:
— федеральные и муниципальные органы власти по организациям-должникам, находящимся в их собственности или имеющим для данного района исключительное значение;
— те же, доля которых в акционерном капитале составляет не менее 20%;
— акционеры (юридические и физические лица);
— учредители (юридические и физические лица);
б) коммерческие банки:
— осуществляющие расчетно-денежное обслуживание данной организации;
— другие банки, имеющие свои интересы поданной организации;
в) инвестиционные фонды;
г) организации-кредиторы (связанные общей продукцией, общей направленностью производства);
д) организации-заказчики, потребители продукции;
е) организации-конкуренты (заинтересованные в данной организации по однотипной, заменяемой продукции, для объединения и усиления своих позиций на рынке);
ж) третьи лица (юридические и физические).
Взаимосвязь организаций-санаторов (или физических лиц-санаторов) с возможными формами проведения санации организации-должника приведена на рис. 5.8.
Рис. 5.8. Взаимосвязь санаторов с формами санации
Варианты требований санаторов при проведении ими санации:
1. Руководство организации — в основном без изменений.
2. Замена руководителя (ведущих менеджеров) организации.
3. Изменение состава совета директоров предприятия, состав! учредителей и ревизионной комиссии.
4. Изменение организационной структуры управления.
5. Изменение производственной структуры управления.
6. Изменение состава производства, продукции (услуг).
7. Изменение договорных отношений с разными субъектами взаимодействия.
8. Варианты реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение и др.).
9. Замена обслуживающего банка.
10.Покупка нового оборудования, новых материалов у определенных предприятий в России и за рубежом.