Место практики в структуре ООП бакалавриата
УЧЕБНАЯ практика
Учебно-методический комплекс. Программа практики
для студентов направления 38.03.01 «Экономика»
по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
очной и заочной форм обучения
Сургут,
Цели практики
Цель практики – закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам, приобретение практических навыков работы на различных предприятиях, учреждениях и организациях реального сектора экономики, знакомство с характером и особенностями будущей профессии.
Задачи практики
- ознакомление с организационной структурой предприятия (учреждения);
- сбор информации о среде, состоянии и социально-экономических проблемах организации;
- анализ структуры предприятия, характеристика деятельности подразделений и служб;
- оценка и анализ экономической и производственной деятельности предприятия;
- приобретение практических навыков работы с нормативно-правовой и экономической информацией;
- выработка умений применять теоретические знания при решении практических проблем;
- приобретение практических навыков работы с информацией и персоналом организации;
- критическая оценка организации бухгалтерского учета в исследуемой организации;
- сбор, систематизация и обобщение полученных данных.
Место практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная практика входит в обязательный раздел «Учебная и производственная практика» образовательной программы бакалавриата направления 38.03.01 «Экономика».
Для прохождения производственной практики студент должен обладать знаниями и компетенциями, полученными при изучении общего цикла предметов учебного плана направления 38.03.01 «Экономика».
Форма проведения практики
Форма проведения практики – производственная – по месту нахождения исследуемого предприятия.
Место и время проведения практики
Базами практики могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм; организации финансово-банковской сферы. Практика обуславливает непосредственное участие студента в работе отделов предприятий и учреждений по реализации экономических и финансовых отношений.
Согласно учебному плану по подготовке экономистов-бакалавров учебная практика проводится во 2-ом и 4-ом учебных семестрах.
Таблица 1
Таблица 2
Структура практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |
2 сем. | 4 сем. | ||||
Организация практики | Присутствие на организационном собрании Заключение договора о прохождении практики Получение направления (удостоверения) на практику | Явочный лист Заключенный договор Удостоверение на практику | |||
Подготовительный этап | Утверждения графика прохождения практики с руководителем от организации Инструктаж по технике безопасности и соблюдению коммерческой тайны | График прохождения практики Дневник прохождения практики | |||
Производственный (исследовательский) этап | Выполнение заданий практики, сбор практического материала в части организации, ведения учета экономического субъекта | Практические данные исследуемой организации; Дневник прохождения практики | |||
Обработка и анализ полученной информации | Обработка и систематизация теоретического и практического материала | Текстовая часть отчета; приложения к отчету по практике | |||
Подготовка отчета по практике | Оформление отчета по практике. Получение отзыва от руководителя практики от организации | Отчет, Отзыв от руководителя практики от организации | |||
Защита отчета по практике | Ответы на вопросы руководителя практики от кафедры, связанные с практическими результатами практики | Зачет | |||
Итого: |
Содержание практики
1. Организация практики:
Организацию практики осуществляет кафедра учета, анализа и аудита.
Руководство производственной практикой осуществляется преподавателями кафедры и квалифицированными сотрудниками организации, в которой студент проходит практику (руководитель от предприятия).
Перед началом практики проводятся организационные собрания со студентами, направленными на практику. На собрании обсуждаются следующие вопросы:
производственно-методические:
- цель и задачи практики;
- содержание программы практики;
- назначение дневника и порядок его заполнения;
- права и обязанности студента-практиканта;
- требования к оформлению отчета по практике;
- техника безопасности;
- порядок проведения защиты отчета по практике;
организационные:
- время и место проведения практики;
- порядок получения необходимой документации;
- порядок предоставления студентами отчетной документации.
Содержание практики определяется данной Программой. Все задания практики должны быть выполнены и описаны в дневнике прохождения практики.
Студентам для прохождения производственной практики рекомендуется, по возможности, самостоятельно выбрать место прохождения практики и заключить договор установленной формы (выдается руководителем практики от кафедры). Направление на практику оформляется командировочным удостоверениемустановленной формы (выдается руководителем практики от кафедры), которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики, прилагается к отчету.
2. Подготовительный этап:
Руководитель производственной практики от организации знакомится с Программой практики, с целями и задачами практики, с требованиями по содержанию отчета.
Студент должен согласовать с руководителем практики от организации график прохождения практики, права и обязанности практиканта, получить консультации по технике безопасности и соблюдению коммерческой тайны.
На направлении на практику руководитель практики от организации должен проставить отметку о начале прохождения практики.
3. Производственный (исследовательский) этап:
Производственный этап учебной практики 2-го семестра отличается от производственного этапа практики 4-го семестра.
Цель производственного этапа учебной практики 2-го семестра – знакомство с предприятием и основными направлениями его деятельности.
Цель производственного этапа учебной практики 4-го семестра – знакомство с профессией. Следовательно, для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», цель производственного этапа – знакомство с организацией и ведением бухгалтерского учета на предприятии и составлением бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов, продолжительность рабочего времени при прохождении студентами практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.
Таблица 3
Содержание производственного (исследовательского) этапа практики
2-го семестра(2 недели, 12 дней) и примерный график его прохождения
№ | Изучаемые вопросы, выполняемая работа | Кол-во часов/дней |
1. | Знакомство с исследуемым предприятием и основными направлениями его деятельности, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 6/1 |
2. | Изучение структурно-функциональные связи служб и отделов исследуемого предприятия и их ответственность, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 18/3 |
3. | Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 18/3 |
4. | Оценка экономической и производственной деятельности предприятия, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 18/3 |
5. | Изучение форм статистической отчетности, которые составляются на предприятии, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 12/2 |
Итого: | 72/12 |
Таблица 4
Содержание производственного (исследовательского) этапа практики
4-го семестра(2 недели, 12 дней) и примерный график его прохождения
№ | Изучаемые вопросы, выполняемая работа | Кол-во часов/дней |
1. | Знакомство с организационной структурой бухгалтерии, изучение внутренних нормативных документов предприятия, касающихся бухгалтерского учета, анализ соблюдения требований законодательства, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 12/2 |
2. | Изучение первичных документов и регистров бухгалтерского учета, анализ соблюдения требований законодательства, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 24/4 |
3. | Участие в инвентаризации имущества и/или обязательств организации, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 12/2 |
4. | Исследование формирования бухгалтерской финансовой отчетности организации, соблюдения требований по ее предоставлению, сбор практического материала (приложений) для составления отчета | 12/2 |
5. | Работа с компьютерной бухгалтерской программой, формирование документов, регистров, форм отчетности | 12/2 |
Итого: | 72/12 |
Производственный этап учебной практики 2-го семестра начинается с знакомства с базовым предприятием и основными направлениями его деятельности. Это предполагает сбор и анализ информации о:
- организационно-правовой форме, времени, причинах и условиях создания организации;
- основных видах и масштабах деятельности;
- общей оценки положения организации на рынке.
Рекомендуется использовать Устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции и представить их в качестве приложений к отчету.
Изучение структурно-функциональные связи служб и отделов исследуемого предприятия предполагает:
- сбор и анализ информации об организационной и производственной структуре предприятия;
- рассмотрения функций служб и отделов, осуществляющих финансовые операции, их ответственность за выполнение соответствующих целей;
- установление взаимосвязи между отделами.
Далее предполагается описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации: изучение состояния факторов внешней и внутренней среды (основные потребители, поставщики, конкуренты, персонал). В результате анализа необходимо сделать выводы о сильных и слабых сторонах в деятельности организации.
Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации.
Оценка экономической и производственной деятельности предприятия устанавливается на основе анализа следующих данных:
- состава и использования имеющихся средств и предметов труда;
- наличия и использования трудовых ресурсов предприятия;
- номенклатуры и качества выпускаемых изделий;
- состава затрат;
- ценообразования;
- финансовых результатов деятельности предприятия.
На основании практических цифровых данных исследуемого предприятия, студент должен проанализировать работу предприятия с позиций экономической эффективности.
Рассматривая состав форм статистической отчетности, предоставляемой исследуемым предприятием, студент должен сделать вывод об аналитических возможностях имеющейся в ней информации, динамики ее изменений. Формы отчетности должны быть представлены в составе приложений к отчету.
Производственный этап учебной практики 4-го семестра предполагает дальнейшее практическое знакомство с деятельностью предприятия, через изучение деятельности его экономических подразделений, в частности бухгалтерии.
Если по каким-либо причинам предыдущая учебная практика была пройдена на другом предприятии, то студенту необходимо выполнить все задания практики 2-го семестра по оценки экономического субъекта (см. таблицу 3).
Производственный (исследовательский) этап учебной практики 4-го семестра включает в себя развернутое рассмотрение и практическое применение всех теоретических вопросов, изученных в 4-ом семестре по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет и анализ», «Бухгалтерская и финансовая отчетность».
Знакомство с организационной структурой бухгалтерии подразумевает изучение наличия штатных единиц службы бухгалтерии исследуемого предприятия, их подчиненность, изучение должностных инструкций работников бухгалтерии.
Исследованию организации бухгалтерского учета в компании необходимо уделить особое внимание. Для этого необходимо ознакомиться с учетной политикой предприятия (для целей бухгалтерского и целей налогового учета), рабочим планом счетов организации и другими внутренними документами предприятия, касающимися бухгалтерского учета (Положение о премировании, Штатное расписание и др.). Студент должен проанализировать соблюдения требований законодательства в части формирования учетной политики и прочих необходимых документов, проанализировать организацию бухгалтерского учета в системе управления; технику обработки учетной информации; методику ведения бухгалтерского учета. В состав приложений необходимо представить учетную политику или выписку из нее (если учетная политика более 30 страниц) в части основных организационных и методологических элементов, рабочий план счетов.
Для закрепления теоретических знаний в части бухгалтерской документации студент должен изучить обязательные реквизиты бухгалтерских первичных документов и регистров бухгалтерского учета, рассмотреть возможность исправлений в документах, проанализировать обязательность подписей. Кроме того, студент должен познакомиться с графиком документооборота, утвержденным в учетной политике.
В состав приложений необходимо подобрать первичные документы, согласно изученной по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ» классификации:
а) по времени составления (первичные, сводные)
б) по степени охвата (разовые, накопительные);
в) по назначению (распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления);
г) по месту составления (внутренние, внешние);
д) по структуре (табличные, анкетные, комбинированные);
е) по видам (акты, ордера, отчеты…);
ж) по времени хранения (с текущим сроком хранения, постоянного хранения).
Для практического понимания теоретических знаний об учетных регистрах студенту следует ознакомиться с формой бухгалтерского учета на предприятия и подобрать в состав приложений для отчета регистры, согласно классификации:
а) по внешнему виду (книги, карточки, сводные листы)
б) по объему и степени обобщения показателей (синтетические, аналитические, смешанные);
в) по виду учетных записей (хронологические, систематические, комбинированные);
г) по способу графления (односторонние, двусторонние, многографные).
Производственный этап практики предполагает участие студента в инвентаризации имущества и/или обязательств организации. Студент знакомится с приказами об инвентаризационной комиссии в организации, о сроках и порядке проведения инвентаризации, изучает договора о материальной ответственности работников, анализирует заполнение инвентаризационных описей или актов инвентаризации, принимает (по возможности) непосредственное участие в инвентаризации. В составе приложений необходимо предоставить один приказ об инвентаризации в организации, одну страницу инвентаризационной описи по каждому участку учета, приказ о результатах инвентаризации и учете инвентаризационных разниц.
После исследования ведения учета, студент должен проанализировать состав и структуру бухгалтерской финансовой отчетности, предоставляемой предприятием (бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, пояснительная записка), формирования показателей отчетности. Изучение указанных форм необходимо проводить за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года).
Прохождение производственной практики предполагает работу студента с компьютерной бухгалтерской программой (любой): формирование документов, регистров, форм отчетности, внесение исправлений в данные программы. Студент должен проанализировать удобство компьютерной программы, возможные недостатки.
По завершению практику студент должен дать свою оценку организации деятельности бухгалтерии исследуемого предприятия, внести, при необходимости, предложения по совершенствованию, обсудить их с руководителем от предприятия.
4. Обработка и анализ полученной информации:
Перед подготовкой отчета студенту необходимо обработать проанализированную полученную информацию, систематизировать собранный материал.
Помимо текстовой части, оформленной в соответствии с требованиями к научным работам, к отчету в обязательном порядке прилагаются документы, раскрывающие вопросы организации учета и отчетности исследуемого предприятии. Очень важно использовать наглядный материал (таблицы, графики, схемы, рисунки, диаграммы и т.п.) в отчете по практике.
5. Подготовка отчета по практике:
Отчет по практике должен соответствовать требованиям к структуре, содержанию и оформлению. Структура отчета:
Титульный лист установленного образца с подписью руководителя от предприятия и печатью (приложение 1).
Договор о прохождении практики установленной формы с подписью руководителя предприятия и печатью;
Направление на практику установленной формы, с проставленными отметками о прохождении практики;
Характеристика (отзыв) на студента-практиканта, составленная и подписанная руководителем с места практики, чья подпись должна быть заверена печатью;вхарактеристике дается оценка теоретическим знаниям студента, их практическому применению, оценка личностных качеств практиканта.
Дневник прохождения практики (приложение 2), в котором указывается краткая характеристика ежедневной деятельности практиканта, и руководитель от практики оценивает ее выполнение;
Основная часть, где описывается выполнение заданий производственного этапа практики, приводятся примеры расчетов и бухгалтерских записей. Рекомендуется раскрывать задания практики в соответствии с порядком изучаемых вопросов, указанных в графиках прохождения практики (см. таблицу 3 или 4). Начинается основная часть с содержания, в котором указываются перечень изученных вопросов практики, содержащихся в отчете.
Приложения – представляются заполненные первичные и сводные документы, формы отчетности, копии учетной политики, должностных инструкций, а также бланки, рисунки и графики.
Отчет должен быть аккуратно оформлен и сшит (скреплен).
6. Защита отчета по практике:
Отчет о практике представляется руководителю практики от кафедры для проверки. Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных Программой практики. После проверки отчета преподавателем, если не требуется доработка отчета студентом, он допускается к защите.
Защита отчетов по учебной практике проводится на выпускающей кафедре по расписанию. При защите отчета по практике студенту следует быть готовому к вопросам, связанным с практическими результатами практики.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
При прохождении учебной практики студенту рекомендуется применение активных и интерактивных форм: разбор конкретных ситуаций, выполнение практических заданий с использованием компьютерных программ. При обработке и анализе полученной практической информации рекомендуется применение таблиц, схем, диаграмм и рисунков. Для подготовки приложений к отчету необходима копировально-множительная техника.
При наличии аудитории, оснащенной мультимедийной аппаратурой, защита отчета может быть представлена в виде компьютерной презентации.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
В процессе поиска места прохождения производственной практикистуденту следует обратить внимание на вид деятельности организации и те хозяйственные операции, которые она совершает, для того чтобы определить, интересна ли деятельность данной организации для практического исследования.
Во время практики студент выполняет под руководством работника предприятия задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего. Выполнению этих заданий может быть посвящено до 50 % времени студента. В оставшееся время необходимо собрать данные для отчета.
Для отчета студент должен на практике собрать данные, закрепляющие теоретические знания об организации и ведении бухгалтерского учета, формированию отчетности.
В ходе производственного (исследовательского) этапа практики студенту следует принимать непосредственное участие в каких-либо экономических расчетах; присутствовать при обсуждении (анализе) изменений показателей деятельности. Необходимо также собрать документальное подтверждение работы студента на данном участке, в виде копий первичных и сводных документов для приложений к отчету.
Обрабатывая фактические данные исследуемого предприятия, следует провести анализ выполнения требований законодательства, оценить удобства применяемых методик. Предоставлять информацию рекомендуется не только в текстовом виде, но и в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и т.д.
В течение практики студент должен вести дневник (приложение 2), содержащий полный перечень выполняемых работ, наименования изученных документов, форм отчетности и т.д. Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем студент ежедневно указывает, где именно он работал, какую информацию собирал. Дневник регулярно проверяется руководителем практики на предприятии.
Отчет по практике должен быть представлен на проверку в бумажном виде. При написании отчета по практике необходимо соблюдать правила оформления, которые представлены ниже.
Требования к оформлению отчета
Отчет по практике оформляется на листах формата А4.
Содержание излагается грамотно, четко и логически последовательно. Работа выполняется от руки или машинописным способом с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5. Общий объем отчета по практике – от 25 до 35 страниц.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется), арабскими цифрами вверху справа.
Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам.
Цифровой материал оформляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свой порядковый номер и название. Название таблицы располагается по центру. В тексте обязательно должна быть сделана ссылка на нее, которая может быть оформлена следующим образом: «… результаты данного исследования приведены в таблице 1» или «… результаты данного исследования (см. табл. 1) показали, что…».
Таблица 1
Основные итоги деятельности предприятия
Показатели | Абсолютный прирост | Темп роста | ||
Объем реализованной продукции, тыс. руб. | 467,8 | 485,0 | 17,2 | 1,0368 |
Наряду с материалом, оформленным в виде таблиц, для большей наглядности, данные можно представлять в виде рисунков. Нумерация рисунков (также как и таблиц) сквозная по всему отчету (например, рис. 1.) Название рисунка в отличие от заголовка таблицы располагают под рисунком по центру.
Отчет должен быть аккуратно оформлен и сшит.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
11.1. Основная литература:
1. Сергеев И.В. Экономика организаций(предприятий) : учеб. / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2010. - 560 с.
2. Гусева Т.М. Бухгалтерский учет: учеб.-практ. пособие для студ., обуч. по спец. «Бух. учет, анализ и аудит»/ Т. М. Гусева, Т. Н. Шеина, Х. Ш. Нурмухамедова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - Москва: Проспект, 2010. - 576 с.
3. Натепрова, Т. Я. Бухгалтерская (финансовая) отчетность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Я. Натепрова, О. В. Трубицына. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 292 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112220 (дата обращения 19.09.20143.
11.2. Дополнительная литература:
1. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для студентов вузов/ Н. П. Кондраков. - 6-е изд., перераб. и доп.. - Москва: Инфра -М, 2011. - 832 с.
2. Финансовый учет [Электронный ресурс] : учебник / М.: Финансы и статистика, 2012. - 816 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=215829 (дата обращения 19.09.2013).
3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
4. Все действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), Методические указания по бухгалтерскому учету, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению
6. Журналы «Бухгалтерский вестник», «Бухгалтерский учет», «Главбух» и др.
11.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/
http://www.garant.ru/
http://www.nalog.ru/
http://www.cbr.ru/
http://www.gks.ru/
УЧЕБНАЯ практика
Учебно-методический комплекс. Программа практики
для студентов направления 38.03.01 «Экономика»
по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
очной и заочной форм обучения
Сургут,
Цели практики
Цель практики – закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам, приобретение практических навыков работы на различных предприятиях, учреждениях и организациях реального сектора экономики, знакомство с характером и особенностями будущей профессии.
Задачи практики
- ознакомление с организационной структурой предприятия (учреждения);
- сбор информации о среде, состоянии и социально-экономических проблемах организации;
- анализ структуры предприятия, характеристика деятельности подразделений и служб;
- оценка и анализ экономической и производственной деятельности предприятия;
- приобретение практических навыков работы с нормативно-правовой и экономической информацией;
- выработка умений применять теоретические знания при решении практических проблем;
- приобретение практических навыков работы с информацией и персоналом организации;
- критическая оценка организации бухгалтерского учета в исследуемой организации;
- сбор, систематизация и обобщение полученных данных.
Место практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная практика входит в обязательный раздел «Учебная и производственная практика» образовательной программы бакалавриата направления 38.03.01 «Экономика».
Для прохождения производственной практики студент должен обладать знаниями и компетенциями, полученными при изучении общего цикла предметов учебного плана направления 38.03.01 «Экономика».
Форма проведения практики
Форма проведения практики – производственная – по месту нахождения исследуемого предприятия.