Аудит учета кассовых операций.

Аудит учета НМА

Законы:ГК РФ, ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»;ФЗ «О правовй охране программы д/ЭВМ и баз данных»,ФЗ «Об авторском праве и смежных прав»,ФЗ «О б.у.» ПБУ 1\08 «УП», ПБУ 14\00 «Учет НМА»

НМА – активы способные приносить эконом-ие выгоды в будущем, предназначены д\произв-ва продукции, при выполнении работ, услуг, управ.нужд орг-ции, не имеет материально вещественной формы(программы ЭВМ, дел.репутация, товарные знаки, ноу-хау Источники:карточка учета НМА, акт приемки,списании, ведомость учета (по Дт и Кт сч. 04), ж-о №10,13;расчет износа, главная книга, ф №1,2,5 Важная задача аудита – установление соответствия применяемой п\п методики учета НМА требованиям нормативных актов, а также соответствующих стандартов и положений устанавливающих правила их учета.

Этапы аудита НМА:

1.поступление: как поступают на п\п (вложения в УК,приобретения, в дар, погашение ДтЗ); поступившие на п\п НМА в результате вклада в УК Дт 04 Кт 75)

Приобретение и создание НМА осуществляется в результате инвестиций на сч.08. Ст-ть НМА отражается согласно оплаченным или принятым к оплате счетам после их оприходования и постановки на учет Дт 08 Кт 60,76. Ввод НМА дт 04 Кт08. В дар НМА отражают Дт04 Кт83.

2.амортизация – цель - провести контроль начисления амортизации НМА. Срок полезного использования – предусмотрен договором, п\п самостоятельно устанавливает, если невозможно определить срок полезного использования, то не больше срока действия п\п.

Необходимо проверить что каждому НМА установлена норма амортизации и срок полезного использования.

3. выбытие . как выбывают – вклад в УК др. п\п, реализация, дар, списание, моральный износ. Для обощения информации в процессах реализации и прочего выбытия предназначен сч. 91. Необходимо убедиться: независимо от вида выбытия все отражено на сч.91, выявлен финн.результат, соблюдены требования законодательства по налогообложению НДС и прибыли.

Процедуры: пересчет, инспектирование, подтверждение и аналитические процедуры. Ошибки:оприходование НМА не по цене из приобретения, неправильный срок эксплуатации, нерпавильное отнесение затрат на сч.04, отсутсвие документов подтверждающих отнесение объектов к НМА, хищение

Аудит учет а затрат на производств

Законы:ГК РФ,ТК РФ, НК РФ, ФЗ «О б.у.»ПБУ 1/08 «УП»,ПБУ 10/99 «Расходы организаций»

Источники:первичные документы (лимитно-заборные карты, требования-накладные, расчетные ведомости, авансовые отчеты, ведомость расчета Амортизации);сводные учетные документы (всевозможные разработочные таблицы, распределение з\п и расхода материалов); регистры аналитического учета (ведомость учета затрат цехов, потерь производства): регистры синтетического учета (ж-о №10, главная книга); Б.О.-бух.баланс, ф.№5, пояс. записка; внеучетная документация (договоры с контрагентами, приказы, протоколы).

С помощью спец. опросника оценивается состояние системы б.у. и внутреннего контроля в части затрат на производство, дается предварительная оценка достоверности и законности данных о затратах.

Цель:установить достоверность и законность отражения данных операций в учете и отчетности п\п, в связи с этим задачамиявляется получение ауд. Доказательств в области правильности отнесения затрат на производство; обоснованность разграничения источников возмещения затрат, их распределение м\у отчетными периодами, НЗП,ГП; правильности применения методов учета затрат.

Проверяется группировка затрат,выбор объекта учета, состав расходов по элементам затрат и для целей налогообложения, учет затрат по статьям калькуляций, сводный учет затрат на производство.

Ошибки:

Неправильно оцениваются материалы списываемые на с\с;

Не соблюдаются нормативы списания и расходования материалов;

В с\с основной деят-ти включаются з\п работников занятых в др.участках д-ти;

На счетах затрат отражается суммы Амортизации ОС, которые относятся к социально-культурной сфере;

В состав затрат данного отчетного периода вкл-ся затраты других периодов;

В УП п\п нет положения в части затрат.

Аудит учета ОС

Законы:ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О б.у.» ПБУ 6/01 «Учет ОС», план счетов.

Источники:акт о приемке-передаче ОС; акт приемки-передачи зданий, сооружений; накладная на внутреннее перемещение ОС; акт о списании объектов ОС; инвентарные карточки ОС, инвентарные книги ОС; бух.б., ф.№2,3,5

Основные направления:

аудит наличия и сохранности ОС (создана ли комиссия приемке ОС, оформлены ли договоры к-п ОС,);

аудит движения ОС (пути поступления, причины выбытия, правильность оценки);

аудит правильности начисления амортизации (все ли объекты ОС приняты в расчет при начислении амортизации, правильно ли применяют нормы амортизации, правильность отнесения ОС к амортизационной группе ОС,);

проверка правильности налогообложения по ОС (НДС, налог на прибыль, налог на имущество)

Ошибки:

Не ведут инвентарные карточки, как предусмотрено УП п\п;

Мат.ответственность определена лишь в отношении собственных ОС;

Информация гл.книги не соответсвует инф-ции инвентарных карточек;

Приходуют ОС не по цене приобретения;

Амортизация начисляется раз в квартал, а не раз в мксяц;

Продолжают начислять амортизацию по ОС с истекшим сроком эксплуатации

6?.Аудит операций по р\сч и валютному\с в банках

Законы:ГК РФ,ФЗ «О б.у.»,НК РФ,ПБУ3/06 «Учет активов и обязательств выраженных в ин.валюте», план счетов.

Источники:договор банковского счета;расчетные док-ты (поручения,чеки,плат.треб.); выписки банка по р\сч-они должны быть собраны в папку в течении отчетного периода по датам. Необходимо сверять исходящий остаток с вступающим. Если выписки нет – сделать запрос в банк; бух.регистры – при ж-о форме ж-о №2,ведомость №1, а при автоматизированном учете ж-о, карточку счета анализ счета сформировать.

Проверяются расчеты по аккредитиву,чекам, по инкассо.

В ходе проверки следует определить круг счетов открытых п\п в банках, по каждому счету проверить наличие договоров, уведомлений налоговой. При обнаружении перечеслинея средств на счета или со счетов не указанных в перечне, проверяющий должен сообщить об этом ведущему аудитору.

Проверяется: полнота выписок по счетам, соответствие сумм по выпискам и указанным в первичных документах; правильность определения курсовых разниц; правильность отражения операций по покупке валюты и др.

Ошибки:нет выписок банка, подчистки, исправления в них; не все оправдвтельные документы; на документах нет штампа банка о принятии их д\обработки; расходы по безналу списываются на счета затрат минуя счета расчетов.

Аудит учета операций с МПЗ

Законы:ФЗ «О б.у.», НК РФ, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», ПБУ 3/06 «Учет активов и обязательств стоимость которых выражена в ин.валюте», план счетов.

Цель:подтвердить достоверность данных по наличию и движению ТМЦ, установит правильность оформления операций по производственным запасам.

Необходимо проверить:сч.10,11,14,16,16,19.

Источники:первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры (довереность, ПО, акт о приемке материалов, лимитно-заборные карты, треб. накладная). Общие данные проверяются по статьям бух.баланса «оборотные активы»

План:проверить операции по поступлению МПЗ;

Проверить аналитический учет движения МПЗ; учет использования МПЗ, списание недостач, потерь; проверитьУП – как учитываются МПЗ (факт с\с и учетные цены); как списываются;

Методы:наблюдение, инвентаризация, пересчет, инспектирование.

Ошибки:

Не заключен договор о мат.ответственности с МОЛ;

Неправильно оформлены документы по приходу и расходу ТМЦ;

Не ведется аналитический учет движения МПЗ в бух-ии;

Нерегулярно проводится сверка данных по движению мат.ценностей;

Не проводится ежегодная инвентаризация МПЗ;

На складах большое к-во неиспользованных МПЗ;

Неправильно списываются МПЗ по видам расходов;

Неверно ведется учет НДС по поступившим МПЗ.

Стандарты ауд.деят-ти

Существуют МСА, фед. Правила (стандарты), стандарты СРОА и внутрифирменные стандарты.

МСА – стандарты ауд.деятельности утвержденные международной федерацией бухгалтеров. Они играют разную роль: на Кипре, малайзии, Нигерии - приняты в качестве национальных; в США, Японии – приняты к сведению проф. организациями; в РФ, Индии, Австралии – выступают в качестве базы д\разработки национальных стандартов.

Федеральные стандарты- определяют требования к порядку осуществления ауд. Деят-ти, разрабатываются в соотв-вии с МСА, являются обязательными для аудиторов, СРОА и их работников.

Стандарты СРОА - определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные требования к фед. стандартам, не могут противоречить фед. стандартам, не должны создавать препятствия, осуществлению ауд.д-ти, являются обязательными д\аудиторов которые являются членами указанной СРОА.

ВСА – это документы регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные ауд.организацией с целью обеспечения эффективности практической работы, ее адекватности, требованиям федеральных стандартов.

Аудиторская выборка

Единые требования к выборочным проверкам устанавливает фед. стандарт № 16 «Аудиторская выборка».

Ауд.выборка – отобранные по определенным правилам элементы д\формирования проверяемой совокупности в виде отдельных документов, записей и т.п.

Если аудитор уверен в правильности составления отчетности, он может проводить выборочную проверку. Если же не уверен в правильности составления отчетности он обязан провести тщательную проверку и как правило сплошную. Сплошная проверка очень трудоемка, но аудитор должен либо полностью убедиться в достоверности либо отказаться от выражения мнения.

Чаще создается средняя степень уверенности и в этом случае применяется выборочный метод.

Выборочная проверка - несплошное наблюдение (бывает на соответствие и по сущетсву).

На соответствие –устанавливает часто ли в проверяемом периоде нарушались нормы внутреннего контроля;

По существу-измерение нарушений внутреннего контроля в стоимостном выражении (количествен.)

Для того чтобы сделать заключение, должна быть определена проверяемая совокупность.

Проверяемая совокупность-набор определенных элементов, элементами могут быть бух.записи, статьи.

СРОА и их роль в ауд.д-ти

СРОА – некоммерческие орагнизации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления ауд.д-ти. Статус СРОА приобретают с момента внесения в гос.реестр СРОА.

Требования:

700 ф.л.не менее 500юр.л.;

Должны быть утверждены правила осуществления внешнего контроля качества работы и принят кодекс проф. Этики;

Должен быть создан компенсационный фонд, специальные органы, которые будут контролировать членов СРОА в соблюдении ФЗ, стандартов, кодекса этики; и др.

СРОА наряду с исполнением обязанностей предусмотренных ФЗ участвуют в создании аттестационной комиссии, сообщают в уполномоченный фед.орган об изменениях в сведениях о СРОА для внесения в гос. Реестр не позднее 7 раб.д.; представляют в упонлномоченный фед. Орган отчет об исполнении СРОА, ее членами требований законодательства.

СРОА не может являтся членом другой СРОА.

Требования к членству в СРОА д\ауд.организаций:

1.ком.орг.в любой ОПФ кроме ОАО гос. Или МУП

2.не менее 3-х аудиторов

3.доля УК ком. Орг. принадлежащей аудиторм не менее 51 %

4.безупречная деловая репутация

5.уплата взносов в компенсационный фонд и др.

Для аудиторов:

1.квалификационный аттестат

2.безупречная дел.репутация

3уплата взносов в комп. Фонд. И др.

Документы:заявление о вступлении, документ о внесении записи в ЕГРЮЛ, учредительные документы, список аудиторов с выписками из реестра аудиторов, письменные рекомендации о безупречной репутации, утвержденные правила внутреннего контроля качества

СРОА в течении 30 дней принимает решении очленстве,решение вступает в силу со дня оплаты взносов в компенсационный фонд., в случае неуплаты в теч.180 дней решение теряет силу.

Аудиторская тайна

Ауд. Тайну составляют любые сведения и документы, полученные или составленные аудитором от организации с которой заключен договор на оказание услуг за исключением: сведений разглашаемых самим лицом которому оказываются услуги, либо с его согласия;

Сведения о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обяз.аудита;

Сведения о величине оплаты услуг;

Аудитор с которым заключен договор обязаны сохранять аудиторскую тайну

Не вправе передавать сведения и документы составляющие ауд.тайну третьим лицам либо разглашать эти сведения без предварительного письменного согласия.

Фед. Органы исполнительной власти, СРОА и иные лица получившие доступ к сведениям и документам составляющим ауд.тайну обязаны обеспечить ее сохранность.

В случае разглашения ауд.тайны аудитором, уполномоченный фед. Органом, СРОА и иными лицами пострадавшее лицо вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке предусмотренном законодательством.

Аудит УП

ПБУ 1/08 «Учетная политика» устанавливает основы формирования и раскрытия УП организаций. УП включает совокупность способов ведения б.у. Прежде всего необходимо выяснить есть ли приказ руководителя п\п по УП. Проверить правильность применения положений УП в целях ведения б.у. и в целях налогообложеения.

Документирование аудита

Единые требования устанавливаются фед.ст.№ «Документирование А.»

Аудиторы должны документально оформлять все сведения,которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих ауд.мнение. Документация – это рабочие документы и материалы,подготовливаемые аудитором и д/аудитора либо получаемые в связи с проведением аудита(РД могут быть на бумаге, фотопленке,эл.вид). РД используются: при планировании и проведении аудита. Объем документации аудитор определяет сам руковод-ясь своим профессиональным мнением.Документы должны составляться в полной и подробной форме необходимой для понимания аудита.Рабочие документы должны быть составлены и систематезированы т.о., чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной ауд.проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения.

РД обычно содержат: информацию о ОПФ и организационной структуре ауд.лица;выдержки или копии необходимых юр. Документов;информацию об отрасли,экономической и правовой среде,в которой ауд.лицо осуществляет свою деятельность;анализ наиболее важных экономических показателей и доказательства того, что работа выполненная работником аудитора, осуществляется под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;сведения о том кто выполнял ауд.процедуры с указанием времени их выполнения и др.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, не менее 5 лет.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

Основные принципы аудита

Кодекс этики аудиторов- свод норм проф. Этики аудиторов, правил поведения не предусмотренных законод-ом.В нем приведены основные принципы поведения:

1.Честность-аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях, также предполагает честное ведение дел и правдивость;

2. Объективность- аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность-Аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

Конфиденциальность

аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию.

5. Профессиональное поведение-должен соблюдать законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют профессию. При продвижении своей кандидатуры и услуг не должен делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и приобретенный им опыт;

6.Независимость-подразумевает независимость мышления и поведения.Не должно быть родства с руководителями, гл.бух,учредителями.

Планирование работы аудитора

Регулируется фед.стандартом №3 «Планирование аудита», и при первой проверке стандартом №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица». На этапе преварительного планирования аудитор должен получить информацию о внешней среде п\п, о внутренних факторах влияющих на хоз. Деятельность п\п, о видах деят-ти, о структуре капитала, об основных контрагентах п\п. Оценит возможность проведения аудита, если это возможно посылают письмо,а затем формируется группа аудиторов и заключается договор. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным.

В процессе подготовки плана и программы оценивается эффективность СВК, устанавливается уровень существенности и аудиторский риск. В плане должны быть сроки проведения аудита, график проведения,подготовки отчета и ауд.заключения, также определяется способ проведения (выборочный или сплошной), необходимость привлечения экспертов.

Необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения изменений в план и программу должны быть документально зафиксированы.

Аудиторские доказательства

Единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств устанавливает фед.стандарт №5 «Аудиторские доказательства». Аудитор должны получить достаточные надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора. Ауд. доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Аудюдоказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относят первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой Б.О., а также письменные разъясн-ия уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная от третьих лиц. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств. Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной).

Ауд.доказательства получают выполняя инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры, инвентраизация, устный опрос.

Аудит учета кассовых операций.

Законы: кодексы, ФЗ « О б. у»; - ПБУ 4/99 «Б.О»; - Кодекс РФ «Об административных нарушениях»; - ФЗ «О применении контрольно кассовой технике при осуществлении нал ден расчетах и расчетов с использованием платежных карт»; - ФЗ«О вал регулировании и вал контроле»; Источники: кассовая книга; отчеты кассира; ПКО и РКО; журнал регистрации депонентов; журнал регистрации расчетно-платежных ведомостей; оправдательные док-ты к кассовым документам; авансовые отчеты. Регистры синтетического учета: главная книга; ж/о №1 и ведомость № 1; регистры синтетического учета кассовых операций по сч. 50; форма № 1; форма № 4. Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины. Признаки отсутствия внутреннего контроля: - отсутствие проведения внезапных ревизий; отсутствие приказа, устанавливающего периодичность проверки; - наличие признаков формального проведения ревизии кассы: одна и та же комиссия, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей и др.; предоставление право подписи ордеров др. лицам по мимо гл. бух.; проведение ревизии при смене кассира; отсутствие с кассиром договора о материальной ответственности. За порядком ведения кассовых операций несет ответст-ть: руководитель, гл. бух, кассир. По результатам вопросника делается вывод о том, что кассовая дисциплина не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается. Когда удельный вес кассовых операций велик аудитор может отказаться от выражения мнения. По результатам опроса аудитор формирует план проведения проверки и намечает состав процедур. Аудит кассовых операций проводится сплошным методом.

Ошибки: 1.прямые хищения денежных средств 2. неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм 3. излишнее списание денег по кассе (повторное использование одних и тех же документов; неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах; списание сумм без оснований или по подложным документам; оформление документов с увеличением сумм списания);

2. Аудит расчетов с подотчетными (п/о) лицами. Законы: план счетов; НК РФ; положение о порядке покупки и выдачи ин. Валюты для оплаты командировочных расходов; об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ. Источники:авансовые отчеты; приказы о направлениях сотрудников в командировки; список лиц, которым разрешено получать нал. из кассы; сметы представительских расходов; приказы об утверждении смет представительских расходов. Подотчетные суммы – денежные авансы, выданные работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные операции, которые не м.б. произведены безналичным расчетом, а так же на командировки. Регистры синтетического учета: бух. баланс; отчет о движении ден. средств; главная книга; ж/о № 7. Вопросник(оценка качества внутреннего контроля):1. отсутствие списка лиц, которым разрешено получать в кассе нал. деньги в п/о; 2. несоблюдение приказа об ограничении числа лиц, получ. нал. деньги в кассе; 3. несоблюдение сроков отчета о полученных суммах; 4. задолженность п/о лиц, не погашенная вовремя; 6. списание просроченной задолженности на финн. результат деятельности; 7. отсутствие оправдательных документов, прилож. к авансовым отчетам; 8. выдача денег, не являющимися работниками предприятия. По результатам опроса аудитор делает выводы, формируется план и намечается состав процедур. Лица, получившие ден.редства в п/о должен не позднее 3-х дней предъявить в бух. отчет. Ошибки: 1. нарушение порядка выдачи п/о сумм (выдача денежных сумм лицам, не указан. В списке, который должен утверждаться приказом руководителя; выдача п/о сумм лицам, не являющимся работникам предприятия; выдача сумм, лицам ранее не отчитавшимся; 2. нарушения при командировочных расходах:несоответсвие норм команд. расходов; отсутствие приказов об уплате суточных сверх норм); 3. нарушение порядка налогообложения при оформлении коман-ых расходов (нарушения порядка удержания НДФЛ и ЕСН с сумм превышающих суточные расходы сверх установ-ых норм (не вкл. суточные, выплаченные в пределах норм)); 4. нарушение учета представ-их расх-в – отсутствие учета в пределах норм и сверх норм; 5. нарушение ведения синт. учета – некорректное составление бух. проводок; неправильное выведение остатков на конец периода, несоответствие запсией в ав. отчетах и ж/о № 7 «Расчеты с п/о лицами».

Аудит учета НМА

Законы:ГК РФ, ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»;ФЗ «О правовй охране программы д/ЭВМ и баз данных»,ФЗ «Об авторском праве и смежных прав»,ФЗ «О б.у.» ПБУ 1\08 «УП», ПБУ 14\00 «Учет НМА»

НМА – активы способные приносить эконом-ие выгоды в будущем, предназначены д\произв-ва продукции, при выполнении работ, услуг, управ.нужд орг-ции, не имеет материально вещественной формы(программы ЭВМ, дел.репутация, товарные знаки, ноу-хау Источники:карточка учета НМА, акт приемки,списании, ведомость учета (по Дт и Кт сч. 04), ж-о №10,13;расчет износа, главная книга, ф №1,2,5 Важная задача аудита – установление соответствия применяемой п\п методики учета НМА требованиям нормативных актов, а также соответствующих стандартов и положений устанавливающих правила их учета.

Этапы аудита НМА:

1.поступление: как поступают на п\п (вложения в УК,приобретения, в дар, погашение ДтЗ); поступившие на п\п НМА в результате вклада в УК Дт 04 Кт 75)

Приобретение и создание НМА осуществляется в результате инвестиций на сч.08. Ст-ть НМА отражается согласно оплаченным или принятым к оплате счетам после их оприходования и постановки на учет Дт 08 Кт 60,76. Ввод НМА дт 04 Кт08. В дар НМА отражают Дт04 Кт83.

2.амортизация – цель - провести контроль начисления амортизации НМА. Срок полезного использования – предусмотрен договором, п\п самостоятельно устанавливает, если невозможно определить срок полезного использования, то не больше срока действия п\п.

Необходимо проверить что каждому НМА установлена норма амортизации и срок полезного использования.

3. выбытие . как выбывают – вклад в УК др. п\п, реализация, дар, списание, моральный износ. Для обощения информации в процессах реализации и прочего выбытия предназначен сч. 91. Необходимо убедиться: независимо от вида выбытия все отражено на сч.91, выявлен финн.результат, соблюдены требования законодательства по налогообложению НДС и прибыли.

Процедуры: пересчет, инспектирование, подтверждение и аналитические процедуры. Ошибки:оприходование НМА не по цене из приобретения, неправильный срок эксплуатации, нерпавильное отнесение затрат на сч.04, отсутсвие документов подтверждающих отнесение объектов к НМА, хищение

Наши рекомендации