Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа
Методические указания
По изучению темы
«Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа»
Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
По специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
г. Сальск
2013 г.
Рассмотрена и одобрена Составлена в соответствии
на заседании цикловой комиссии требованиями ФГОС к
экономических дисциплин минимуму содержания
и уровню
________________________ подготовки выпускников по
председатель ____________ специальности___________
заместитель директора
по учебной работе
_____________ Якимова Т.В.
Методические указания поизучению темы «Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа» предназначены для успешного освоения студентами учебного материала. Они составлены на основе рабочей программы с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта СПО к уровню подготовки выпускников по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Структура методических указаний включает в себя теоретический материал по теме, практикум, задачи и упражнения для самостоятельного выполнения, рекомендации преподавателям, список литературы.
Автор: Ушакова Л.Н. -преподаватель ЭД ГОУ СПО РО «СИТ»
Рецензенты: Кошкина Н.А._- преподаватель ЭД ГОУ СПО РО «СИТ»
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………….4
Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа……………6
Практикум………………………………………………………………………………………….22
Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения………………………………………………………………………………………..26
Рекомендации преподавателям……………………………………………………………………36
Литература …………………………………………………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является общепрофессиональной дисциплиной для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Знания, полученные при ее изучении, выпускниками техникума широко используются в практической деятельности при обосновании бизнес-планов предприятия, при принятии оптимального управленческого решения и т.д.
Тема «Виды финансово- хозяйственной деятельности, приемы и методы проведения анализа» входит в раздел I «Теория экономического анализа» курса «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и является базовой для дальнейшего изучения методики анализа финансово-хозяйственной деятельности. На протяжении всех последующих занятий студенты применяют знания, полученные по данной теме как при изучении теоретического материала (составление алгоритмов факторного анализа исследуемого показателя), так и при решении учебных задач, производственных ситуаций, выполняя практические работы, составляя отчет по стажировке. Достаточно важно, чтобы студенты в совершенстве овладели приемами экономического анализа. С этой целью создана методическая разработка темы «Виды финансово- хозяйственной деятельности, приемы и методы проведения анализа». В разработке изложены основные вопросы по теме, акцентировано внимание на особо важных аспектах при ее изучении. В ней представлены типовые примеры с решениями задач по изучаемому материалу. Для закрепления изученного материала в разработку включены задачи и упражнения для самостоятельного выполнения, а также три варианта тестов для самостоятельного контроля знаний по теоретическому материалу. В разработку входят инструкционные карты к практическим работам и рекомендации преподавателям по проведению самостоятельной работы студентов и контролю знаний.
Методическую разработку темы можно использовать при самостоятельном изучении темы или для закрепления полученных на уроке знаний. Методическая разработка по теме «Виды финансово-хозяйственной деятельности, приемы и методы проведения анализа» может быть использована как студентами дневной и заочной форм обучения, так и преподавателями.
ПРАКТИКУМ
Типовой пример № 1
Определить, какой использован прием анализа, в чем его сущность, если дано:
Выпуск продукции составил:
в целом — 30 т, в том числе:
высшего сорта — 5 т,
I сорта — 15 т,
II сорта — 10 т.
В данном случае использованы приемы: обобщение (или сводка), группировка (структурная), сравнение, абсолютные величины.
Группировка — самая простая, структурная дана по выпуску продукции по сортам (в/с, I с, II с).
Типовой пример № 2
Определить, какой использован прием анализа, если дано:
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 20012 г. | 2012 г. в % к 2010г. |
Выпуск продукции, т | 102,1 | |||
Численность работающих, чел. |
В данном примере используются абсолютные величины (т, чел.), относительные величины (% к 2010 г.), прием сравнения, ряды динамики (по годам). Вывод можно сделать на основе изменения выпуска продукции, численности работающих по годам. Например: в 2011 г. выпуск продукции (по сравнению с 2010 г.) увеличился на 3,4 % (т. е. (150/145) х 100), а численность при этом снизилась на 12 % (т. е. (22/25) х 100), что свидетельствует о росте производительности труда.
Типовой пример № 3
Важное место среди традиционных приемов анализа занимает прием цепных подстановок, а также упрощенный прием — способ разниц. Способ разниц широко используется в экономическом анализе и является одним из ведущих приемов. Применяется и интегральный метод.
Определить влияние факторов (количественных и качественных) на изменение выпуска продукции:
Показатели | Отчетный год | Отклонение (+, -) | |
по плану | фактически | ||
1. Выпуск продукции, тыс. руб. | +85 | ||
2. Численность работающих, чел. | -3 | ||
3. Выработка на 1 работающего (п. 1 : п. 2), тыс. руб. | 20,851 | 21,247 | +0,396 |
Решение.
1. Влияние количественного фактора, т. е. численности работающих:
-3 * 20,851 =-62,553 тыс. руб.
2. Влияние качественного фактора:
+0,396 * 373 = 147,708 тыс. руб.
3. Общее влияние:
-62,553 + 147,708 = 85,155 (≈85) тыс. руб.
Вывод: на рост объема производства в размере 85 тыс. руб. оказали влияние два фактора: численность и выработка на одного работающего (или производительность труда); однако большее влияние оказал качественный фактор, т. е. выработка на одного работающего, что является положительным для предприятия.
Типовой пример № 4 - интегральный метод
Интегральный метод применяется в основном в смешанных моделях, при этом используется формула модели:
Х=r*p, (30)
где X — объем продукции;
r— численность работающих;
р- выработка на одного работающего.
Показатели | По плану | Фактически | Отклонение (+, -) | Темп роста, % |
А | ||||
1. Выпуск продукции, тыс. руб. | +85 | 101,1 | ||
2. Численность работающих, чел. | -3 | 99,2 | ||
Продолжение | ||||
А | ||||
3. Выработка на 1 работающего (п. 1/п. 2), тыс. руб. | 20,851 | 21,247 | +0,396 | 101,9 |
Пример.
Найти цепные и базисные индексы, если дано: объем производства в 2006 г. - 200 т; в 2007 г. - 210 т; в 2008 г. - 215 т.
Решение.
Типовой пример № 6
На основании приведенных данных составить модель пропорции роста показателей и дать оценку сложившихся темпов роста этой модели.
Название показателей | Темпы роста, % |
Продукция, Q | |
Прибыль, П | |
Производственные фонды, ПФ | |
Численность работающих, r |
В данном случае модель пропорции показателей представлена в следующем виде:
ПФ>Q>П>r (31)
Оптимальная модель должна иметь вид:
П>Q>ПФ>r(32)
Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
Задача № 1
Определить, какой использовался прием анализа, в чем его сущность, и сделать общий вывод, если дано: Всего рабочих — 100 чел., в том числе:
V разряда — 10 чел.,
VI разряда — 40 чел.,
VII разряда — 50 чел.
Найти средний тарифный разряд на основе средневзвешенной арифметической величины.
Задача № 2
Определить, какой использован прием анализа, если дано:
Зарплата 1-го рабочего — 6780 руб., 2-го рабочего — 6820 руб., 3-го рабочего — 6945 руб.
Рассчитать среднюю заработную плату рабочего.
Задача № 3
Определить темпы роста иприроста следующих показателей:
Годы | Выпуск продукции, т | Численность работающих, чел. | Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
Сделать выводы по задаче, определить приемы анализа.
Задача № 4
Определить влияние факторов (количественных и качественных) на изменение объема продукции (способом разниц, цепным методом). Сделать выводы.
Показатели | отчетный год | Отклонение, (+, -) | |
по плану | фактически | ||
Объем продукции, тыс. руб. | |||
Численность работающих, чел. | |||
Выработка на одного работающего, тыс. руб. |
Задача № 5
Определить влияние факторов (количественных и качественны) на объем производства (способом разниц, интегральным способом) и сделать выводы.
Показатели | Отчетный год | Отклонение (+, -) | |
по плану | фактически | ||
А | |||
Объем продукции, тыс. руб. | |||
Численность работающих, чел. | |||
Выработка на 1 работающего, тыс. руб. |
Задача № 6
Определить влияние факторов (количественных и качественных) на объем продукции и сделать выводы.
Показатели | Отчетный год | Отклонение (+, -) | |
по плану | фактически | ||
1. Объем продукции, тыс. руб. | |||
2.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | |||
3. Фондоотдача (п. 1/ п. 2), руб. |
При решении следует учесть: количественный фактор — среднегодовая стоимость ОПФ, а качественный— фондоотдача.
Если при решении окажется, что большее влияние оказал качественный фактор, то это положительно влияет на предприятие; в случае, если большее влияние окажет количественный фактор, надо указать необходимость изыскания резервов для улучшения качественного фактора.
Задача № 7
Определить влияние факторов (количественных и качественных) на изменение объема продукции всеми возможными приемами экономического анализа.
Показатели | Отчетный год | Отклонение (+,-) | |
по плану | фактически | ||
1. Объем продукции, тыс. руб. | |||
2. Материальные затраты, тыс. руб. | |||
3. Материалоотдача (п. 1/ п. 2), руб. |
В данной задаче количественный фактор - материальные затраты, а качественный – материалоотдача. При решении задачи применяется тот же алгоритм, что и в типовых примерах 3, 4, 5.
Задача №8
Определить, какие использовались приемы анализа, сделать выводы, решить задачу, если дано:
Виды продукции | Выпуск продукции, т | Отклонение | ||
по плану | фактически | абсолютное | относительное, % | |
Мука в/с. | ||||
Мука 1 с. | ||||
Мука 2 с. |
Задача № 9
Определить:
1. средний возраст оборудования;
2. какие приемы экономического анализа использованы?
3. Какая средняя использована?
Если дано:
25 единиц оборудования, возраст 6 лет,
30 единиц оборудования, возраст 10 лет,
35 единиц оборудования, возраст 15 лет.
Сделать выводы.
Задача № 10
Определить процент выполнения плана, найти отклонения. Какие использованы приемы анализа? Сделать выводы.
Виды продукции | Выпуск продукции, т | Отклонение | ||
по плану | фактически | абсолютное | относительное, % | |
Изделие А | ||||
Изделие Б | ||||
Изделие В |
Задача № 11
По приведенным ниже данным рассчитать:
1. изменение выпуска деталей в отчётном году по сравнению с прошлым годом;
2. влияние на отклонение анализируемого показателя изменений:
а) числа станков;
б) продолжительности работы одного станка;
в) производительности одного станка.
3.Написать вывод.
Показатели | Пошлый год | Отчётный год |
1. Число станков, шт. | ||
2. Продолжительность работы одного станка, час. | ||
3. Производительность одного станка, шт./час. | ||
4. Выпущено изделий, шт. |
Задача № 12
По приведённым ниже данным рассчитать:
1. изменение рентабельности предприятия по сравнению с планом;
2. влияние на исчисленное отклонение изменений следующих факторов:
а) среднегодовой стоимости основных фондов;
б) среднегодовой стоимости нормируемых оборотных фондов;
в) балансовой прибыли.
3. Написать вывод.
4. Указать используемый способ анализа.
Показатели | План | Факт |
1. Балансовая прибыль, тыс. руб. | 1579,5 | 1881,0 |
2. Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. | 12240,0 | 11000,0 |
3. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных фондов тыс. руб. | 5310,0 | 6100,0 |
4. Рентабельность, % |
Задача № 13
Используя способ абсолютных разниц, по приведённым ниже данным рассчитать:
1. изменение валовой продукции;
2. влияние на исчисленное отклонение изменений:
а) среднегодовой численности рабочих;
б) среднегодовой выработки одного рабочего.
3. Написать вывод.
Показатели | План | Факт |
1. Среднегодовая численность рабочих, чел. | 1000,0 | 1200,0 |
2. Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс. руб. | 940,0 | 925,0 |
Задача № 14
На основании данных отчёта о прибылях и убытках рассчитать:
1. изменение балансовой прибыли;
2. влияние на исчисленное отклонение изменений:
а) прибыли от реализации продукции, работ и услуг;
б) результата от прочей реализации;
в) доходов от внереализационных операций;
г) расходов от внереализационных операций.
3. Написать вывод.
4. Указать используемый способ анализа.
Показатели | Прошлый год | Отчётный год |
1.Прибыль от реализации продукции, работ и услуг тыс. руб. | 1640,0 | 1900,0 |
2. Результат от прочей реализации (прибыль«+», убыток « -»), тыс. руб. | -125,5 | +28,0 |
3. Доходы от внереализационных операций, тыс. руб. | 13,0 | 21,0 |
4.Расходы от внереализационных операций, тыс. руб. | 22,0 | 18,0 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
Задача № 15
Данные товарного баланса предприятия:
Показатели | Отчётный год, тыс. руб. | ||
План | Факт | ||
А | |||
1.Остаток готовой продукции на начало года. | |||
2.Выпуск товарной продукции. | |||
3.Остатк готовой продукции на конец года | |||
4.Остаток товаров отгруженных а) на начало года б) на конец года | |||
Реализация продукции за год |
Рассчитать: 1. Объём реализованной продукции за год по плану и фактически.
2.Изменение объёма реализованной продукции по сравнению с планом.
3. Изменение объёма продукции под воздействием изменения каждого фактора.
По результатам расчётов сделать вывод.
Задача № 16
На основании приведенных данных составить модель пропорции роста показателей и дать оценку сложившихся темпов роста требованиям этой модели.
Название показателей | Темпы роста, % |
Продукция, Q | |
Прибыль, П | 103,5 |
Производственные фонды, ПФ | |
Численность работающих, r |
Задача № 17
По данным предприятия о численности работников и выпуске продукции определить базисные, цепные индексы, сделать выводы.
Показатели | Годы | ||
Численность работников, чел. | |||
Выпуск продукции, т |
Проработать тесты
ТЕСТ 1
1. Исходя из функций управления, анализ делят на:
а) полный, локальный, тематический,
б) оперативный, текущий, перспективный,
в) комплексный, системный, выборочный.
2. Отличительная черта оперативного анализа состоит:
а) в использовании натуральных показателей,
б) в использовании стоимостных показателей,
в) в использовании натуральных и стоимостных показателей.
3. Текущий анализ проводится:
а) за смену, сутки, пятидневку, декаду,
б) по важным отчётным датам хозяйствования.
4. Способ цепных подстановок состоит в …
5. Экономические показатели делятся на количественные и качественные в зависимости от …
6. Внутренний анализ – это:
а) часть финансового учёта,
б) часть управленческого учёта,
в) часть управленческого и внутреннего учёта.
7. Относительные величины отражают:
а) соотношение между размерами общественных явлений в отвлечённой
форме отношения,
б) суммарное число единиц либо суммарное свойство объекта,
в) типический размер значений признака всех единиц совокупности.
8. Что не относится к математическим способам и приёмам анализа:
а) вариационные исчисления,
б) методы моделирования,
в) производственная функция,
г) способ разниц?
ТЕСТ 2
1. По полноте и содержанию изучаемых вопросов выделяют анализ:
а) годовой, квартальный, месячный,
б) сравнительный, сплошной, комплексный,
в) систематический, полный, локальный.
2. Абсолютные величины, используемые в анализе, отражают:
а) суммарное число единиц или суммарное свойство объекта,
б) соотношение между размерами общественных явлений в отвлечённой
форме отношения.
в) оба фактора.
3. Особенностью текущего анализа является:
а) … выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста,
б) … позволяет постоянно оценивать итоги и вовремя устранять
неполадки,
в) … рассмотрение процессов хозяйственной деятельности с позиций
будущего.
4. Показатели делятся на стоимостные и натуральные в зависимости от …
5. … делает данные более наглядными, компактными, простыми, помогает выделить главное.
6. Способ разниц – это …
7. Относительные величины измеряются:
а) в килограммах, тоннах, метрах,
б) в процентах, коэффициентах,
в) оба пункта.
ТЕСТ 3
1. Цель перспективного (прогнозного) анализа состоит в том, чтобы:
а) оценить результат деятельности,
б) выявить закономерности, тенденции и долговременные факторы,
в) постоянный контроль за выполнением заданий.
2. Второй этап аналитической работы включает … аналитических данных.
3. Экономические показатели делятся на объёмные и удельные в зависимости
от …
4. Количественные показатели используются для выражения … величины.
5. По методам изучения объекта анализа выделяют:
а) полный, локальный, тематический,
б) системный, сравнительный, сплошной, выборочный,
в) аудиторские фирмы, поставщиков, кредитные учреждения.
6. Абсолютные величины измеряются:
а) в килограммах, тоннах, метрах, штуках, кубических метрах,
б) процентах, коэффициентах,
в) оба пункта.
7. Средние величины отражают …
8. Оперативный анализ связан с функцией:
а) краткосрочного управления,
б) долгосрочного управления,
в) оперативного управления.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Практические занятия
Для проработки данной темы курса можно рекомендовать следующие практические занятия:
Практической работы №1
Тема: «Применение приема сравнения в решении производственных задач»
Цель: в результате решения задач сформировать умения применения балансового способа и способа сравнения, выработать навыки по составлению выводов к произведённым аналитическим расчётам.
Оснащённость: вычислительная техника, канцелярские принадлежности.
Вопросы для повторения:
1.Какие существуют формы сравнения?
2.Что является непременным условием для применения приёма сравнения?
3. В каких случаях применим балансовый метод?
Задание:
Задача №1.
Оценить влияние факторов на изменение объёма реализации продукции на основании баланса товарной продукции. Сделать вывод. Указать форму сравнения, которую применяли в ходе анализа.
Показатель в плановых отпускных ценах предприятия | Сумма, тыс. руб. | |
план | факт | |
А | ||
1. Остаток готовой продукции на начало года | ||
2. Выпуск товарной продукции | ||
Продолжение | ||
А | ||
3. Остаток готовой продукции на конец года | ||
4. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 4.1. на начало года 4.2. на конец года | ||
5. Объем реализованной продукции | ? | ? |
Задача №2.
На основании формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» оценить влияние факторов на изменение среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных основных фондов (ОППФ). Сделать вывод. Указать какую форму сравнения применяли в ходе анализа.
Показатели | Сумма, тыс. руб. | |
Прошлый год | Отчетный год | |
1. Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных основных фондов на начало года | ||
2. Поступило ОППФ за год | ||
3. Выбыло ОППФ за год | ||
4. Среднегодовая стоимость ОППФ на конец года | ? | ? |
Задача №3.
На основании данных ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» оценить влияние факторов на изменение балансовой прибыли. Сделать вывод. Указать форму сравнения, которую применяли в ходе анализа.
Наименование показателя | Сумма, тыс. руб. | |
Прошлый год | Отчетный год | |
1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг | ||
2. Результат от прочей реализации (прибыль +, убыток -) | -318 | -125 |
3. Доходы от внереализационных операций | ||
4. Расходы от внереализационных операций | ||
5. Балансовая прибыль | ? | ? |
Ход работы:
Задание №1.
1. Рассчитать объём реализованной продукции.
2. К исходной таблице добавить ещё две графы: «Отклонение от плана, тыс. руб.»; «Влияние факторов, тыс. руб.».
3. Произвести расчёт отклонения от плана, проставляя знаки «+»; «-».
4. Произвести расчёт влияния факторов, используя балансовый метод.
5.Произвести оценку правильности выявленного влияния, используя балансовый метод.
Задание №2.
1. Рассчитать среднегодовую стоимость ОППФ.
2. Пункты 2, 3, 4, 5 аналогичны ходу решения задачи №1.
Задание №3.
1. Рассчитать балансовую прибыль.
2. Пункты 2, 3, 4, 5 аналогичны ходу решения задачи №1.
Литература: Савицкая Г.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия": учебник. 5-е изд. – испр. и доп. М: ИНФРА – М, 2009, стр. 24-31, 41-44, 49-52.
Практической работы №2
Тема: "Решение задач способом цепных подстановок"
Цель: в результате решения задач овладеть умениями применения способа цепных подстановок, выработать навыки по составлению выводов к произведённым аналитическим расчётам.
Оснащённость: вычислительная техника, канцелярские принадлежности.
Вопросы для повторения:
1. Для чего используют приём цепной подстановки?
2. В чём заключается сущность приёма цепных подстановок?
3. Каким приёмом проверить правильность расчётов, произведённых приемом цепных подстановок?
Задание:
Задача №1.
На основании данных за месяц оценить выполнение плана по объёму выпуска деталей и выявить влияние на отклонение от плана факторов:
1. числа станков;
2. продолжительности работы;
3. производительности одного станка.
Сделать вывод.
Показатели | План | Факт |
1. Число станков, шт. | 49,0 | 50,0 |
2. Продолжительность работы одного станка, час | 600,0 | 525,0 |
3. Среднечасовая производительность одного станка, шт./час | 20,0 | 21,0 |
4. Выпущено деталей за месяц, шт. | ? | ? |
Задача № 2
Проанализировать рентабельность предприятия, выявить: 1. изменение рентабельности; 2. влияния на это изменения факторов: а) среднегодовой стоимости основных производственных фондов; б) среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств; в) балансовой прибыли. Сделать вывод.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
1. Балансовая прибыль предприятия, тыс. руб. | ||
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | ||
3. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб. |
Задача №3.
Произвести факторный анализ прибыли от реализации, рассчитав отклонение от плана и влияние на это отклонение факторов: а) количества реализованной продукции; б) цены реализации; в) себестоимости.
Сделать вывод.
Показатели | План | Отчет |
1. Количество реализованной продукции, шт. | ||
2. Цена единицы изделия, руб. | ||
3. Себестоимость единицы изделия, руб. | ||
4. Прибыль от реализации, руб. | ? | ? |
Ход работы:
1. Составить модель формулы для расчёта анализируемого показателя и рассчитать его.
2. К исходной таблице дочертить две графы: для задачи №2 «абсолютный прирост», «темп прироста»; для задач №№1 и 3 «абсолютное отклонение от плана»; «перевыполнение (недовыполнение) плана, %».
3. Произвести расчёты в этих графах, проставляя знаки «+»; «-».
4. Применить способ цепной подстановки и выявить влияние факторов.
5. С помощью балансового метода проверить правильность произведенных расчетов.
6. Написать вывод.
Литература: Савицкая Г.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия": учебник. 5-е изд. – испр. и доп. М: ИНФРА – М, 2009, стр. 57-60.
Практической работы №3
Тема: «Решение задач способом абсолютных и относительных разниц»
Цель:в результате решения задач сформировать умения применять приёмы абсолютных и относительных разниц, выработать навыки по составлению
выводов к произведённым аналитическим расчетам.
Оснащение:вычислительная техника, канцелярские принадлежности.
Вопросы для повторения:
1. Для чего используют приём абсолютных разниц? В чём его сущность?
2. Для чего используют приём относительных разниц? В чём чём его сущность?
3. Каким приёмом экономического анализа проверить правильность расчётов, произведённых способами абсолютных и относительных разниц?
Задание:
На основании данных за месяц оценить выполнение плана по объёму выпуска деталей и выявить влияние на отклонение от плана факторов:
1. числа станков;
2. продолжительности работы одного станка;
3. производительности одного станка.
Сделать вывод.
Показатели | План | Факт |
1. Число станков, шт. | 49,0 | 50,0 |
2. Продолжительность работы одного станка, час | 600,0 | 525,0 |
3. Среднечасовая производительность одного станка, т./час | 20,0 | 21,0 |
4. Выпущено деталей за месяц, шт. | ? | ? |
Решить задачу двумя способами: способом относительных
разниц и способом абсолютных разниц. Сопоставить полученные результаты с
результатами полученными в задаче №1 практической работы №2. Сделать вывод.
Ход работы:
1. Переписать условие задачи.
2. Используя абсолютные отклонения произвести расчёт влияния факторов на изменение анализируемого показателя.
3. С помощью балансового метода произвести проверку правильности произведённых расчётов.
4. Используя относительные отклонения, произвести расчёт влияния факторов на изменение анализируемого показателя.
5. С помощью балансового метода произвести проверку правильности произведённых расчетов.
6. Произвести сравнение исчисленных показателей тремя способами:
1 . способом цепной подстановки;
2. способом абсолютных разниц;
3. способом относительных разниц.
7. Сделать заключение.
Литература: Савицкая Г.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия": учебник. 5-е изд. – испр. и доп. М: ИНФРА – М, 2009, стр.60-63.
2. Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентовможет включать решение задач в компьютерном классе с применением системы электронных таблиц Excel.
3. Самостоятельная аудиторная работа может включать задачи типа 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15 не более 15 минут аудиторного времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / В.Е. Губин, О.В. Губина. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 336 с. – (Профессиональное образование)
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 5-е изд. – испр. и доп. М.: ИНФРА – М, 2009 – 345 с. (Среднее профессиональное образование)
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.5-е изд., перераб. и доп. – испр. и доп. М.: ИНФРА – М, 2009 – 536 с. (Высшее образование)
4. Сивкова А.И. Фрадкин Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. Тесты, задачи, деловые игры, ситуации. – Ростов н / Д Феникс, 2001 – 448 с.
5. Хотинская Г.И. Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч. пособие 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2007 -240 с.
6. Чечевицына Л.Н. Чуев И. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – Ростов н / Д Феникс, 2006 – 384 с.
7.Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений. Финансовое прогнозирование: Уч. Пособие под ред. Баканова М.И. Шеремета А.Д. М.: Финансы и статистика, 2001. – 656с.
Методические указания
По изучению темы
«Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа»
Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
По специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
г. Сальск
2013 г.
Рассмотрена и одобрена Составлена в соответствии
на заседании цикловой комиссии требованиями ФГОС к
экономических дисциплин минимуму содержания
и уровню
________________________ подготовки выпускников по
председатель ____________ специальности___________
заместитель директора
по учебной работе
_____________ Якимова Т.В.
Методические указания поизучению темы «Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа» предназначены для успешного освоения студентами учебного материала. Они составлены на основе рабочей программы с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта СПО к уровню подготовки выпускников по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Структура методических указаний включает в себя теоретический материал по теме, практикум, задачи и упражнения для самостоятельного выполнения, рекомендации преподавателям, список литературы.
Автор: Ушакова Л.Н. -преподаватель ЭД ГОУ СПО РО «СИТ»
Рецензенты: Кошкина Н.А._- преподаватель ЭД ГОУ СПО РО «СИТ»
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………….4
Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа……………6
Практикум………………………………………………………………………………………….22
Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения………………………………………………………………………………………..26
Рекомендации преподавателям……………………………………………………………………36
Литература …………………………………………………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является общепрофессиональной дисциплиной для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Знания, полученные при ее изучении, выпускниками техникума широко используются в практической деятельности при обосновании бизнес-планов предприятия, при принятии оптимального управленческого решения и т.д.
Тема «Виды финансово- хозяйственной деятельности, приемы и методы проведения анализа» входит в раздел I «Теория экон