Взаимосвязь финансово-хозяйственного анализа и смежных наук.

Виды источников информации. Правила подготовки экономической информации к анализу. Документальное оформление результатов анализа.

Аналитические исследования должны соответствовать определённым принципам (правилам):

Ø Анализ должен базироваться на государственном подходе, т.е. учитывать экономическую, социальную, экологическую, международную политику государства и законодательства.

Ø Анализ должен носить научный характер.

Ø Анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все стороны деятельности, учитывать все зависимости в экономике предприятия.

Ø Анализ должен обеспечивать системный подход, учитывать все внутренние и внешние связи элементов систем.

Ø Анализ должен быть объективным, точным конкретным, основываться на достоверной, проверенной информации, а все выводы должны сопровождаться точными расчетами.

Ø Анализ должен активно воздействовать на ход производства и его результаты, т.е. необходимо использовать материалы анализа для управления предприятием.

Ø Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведения должны окупаться.

Ø Анализ должен быть оперативным, своевременным.

Ø Анализ должен быть плановым.

Ø Анализ должен быть демократичным, т.е. к проведению анализа необходимо привлечь широкий круг специалистов.

Целии задачи курса АФХД

Содержание и предмет экономического анализа определяют задачи, стоящие перед ним. К числу важнейших задач относятся:

Ø Научно экономическое образование бизнес – планов и их разработки в процессе их разработки.

Ø Объективное и всестороннее изучение по учетным и отчетным данным, выявление установленных бизнес – планов и соблюдение нормативов.

Ø Оценка эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов с целью повышения результативности производства.

Ø Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (самоокупаемость, самофинансирование).

Ø Выявление и измерение внутренних ресурсов, на всех стадиях производства.

Ø Принятие оптимальных, управленческих решений на основе производственного анализа, оценка хозяйственной деятельности и выявление тенденций развития.

АФХД – это система специальных значений, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития; научным обоснованием планов и управленческих решений; контролем за их выполнением; оценкой достигнутых результатов; поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Понятие экономической информации; основные требования к экономической информации.

В условия рыночных отношений, эффективность хозяйственной деятельности зависит от обоснованности и своевременности управленческих решений, которые строятся на результатах всестороннего анализа, а также на точной и свежей информации. При проведении аналитической работы используются не только экономические, но и техническое, технологическое, экологическая информация и т.д.

Требование к информации:

v Объективное отражение процесса производства, использования всех видов ресурсов;

v Первичные документы должны исключать ошибки, приписки, искажения;

v Для повышения объективности целесообразно перенести первичную регистрацию данных на машины.;

v Единство учетных и плановых данных, документация должна быть универсальна;

v Сопоставимость информации по предмету, объекту, времени методологии;

v Оперативность информации (новые средства связи, обработка на ПВМ);

v Рациональность информации, т.е. затраты на сбор, обработку и использование данных должны быть минимальны.

Виды источников информации

Все источники данных для проведения анализа делятся на:

ü Плановые.

ü Учетные.

ü Внеучетные.

Плановые источники – все виды планов, которые разрабатывает предприятие (перспективные, текущие, оперативные), технологические карты, нормативные материалы, сметы затрат, проектные задания.

Учетные источники – документы, которые содержат данные бухгалтерского, налогового, статистического, оперативного, налогового учета, экономический паспорт предприятия, все виды отчетности.

Внеучетные источники:

Ø Официальные документы (указы, законы, постановления правительства, приказы, распоряжения, акты ревизии, проверок).

Ø Хозяйственно правовые документы (договора, контракты, соглашения, рекламация, претензии, решения арбитража и судебных органов).

Ø Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива.

Ø Материалы изучения передового опыта из различных источников.

Ø Техническая и технологическая документация.

Ø Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография рабочего дня).

Ø Устная информация.

Все виды информацию можно классифицировать по признакам:

1) По отношению к объекту:

ü Внутренняя (внутри предприятия данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые и нормативные данные, разработанные на предприятии.

ü Внешняя (данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

2) По отношению к предмету:

ü Основная.

ü Вспомогательная, необходимая для более полной характеристики изучаемого предмета.

3) По периодичности поступления:

ü Регулярная : а) постоянная, сохраняющаяся длительное время – коды, план счетов БУ, шифры и т.п. б)условно-постоянная , сохраняющаяся в течение определенного времени показатели плана, нормативы. в) переменная, характеризует частую сменяемость событий (на определенную дату)

ü Постоянная (план счетов, коды шрифты и т.д.).

ü Условно постоянная (план, норматив).

ü Перемешанная (частая смена).

ü Эпизодическая (по мере необходимости).

4) По отношению к процессу обработки;

ü первичная: данные первичного учета, инвентаризаций, обследований;

ü вторичная, прошедшая предварительную обработку – отчетность, конъюнктурные обзоры.

Правила подготовки экономической информации к анализу

Используемая в анализе информация различна по содержанию, качеству и назначению, что требует проверки, обработки информации, ее изучения и оформления результатов. Таким образом, аналитическую работу можно разбить на три этапа:

1 этап – сбор и проверка исходной информации, проверяют информацию доброкачественность:

а) полнота исходных данных планов, отчетов, правильность оформления, арифметические подсчеты, согласованность показателей, которые приведены в разных таблицах плана или отчета. Проверка носит технический характер.

б) проверка по существу: определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности, выявляются возможные искажения и ошибки. Средствами такой проверки служат логическое осмысление данных, проверка состояния учета.

2 этап – обработка и изучение документов:

а) упрощение цифровых данных, округление, замена абсолютных величин на относительные, расчет средних величин, сводка и группировка данных, преобразование данных в удобный для анализа вид.

б) общее ознакомление с документами, их содержанием, проведение аналитической обработки данных.

3 этап – оценка результатов аналитических исследований и оформление результатов анализа.

После изучения анализируемые показатели систематизируются, обобщаются, делаются выводы и предложения, любые результаты должны быть представлены в виде документов. Выводы и предложения должны быть четкими, краткими, экономически обоснованными, направлены на улучшение работы и полное использование внутренних резервов и ресурсов.

Документальное оформление результатов анализа

Результаты анализа могут быть выражены в 2 формах: описательной, бестекстовой.

Описательная форма:

1) Пояснительная записка к годовому отчету. Составляется при направлении результатов анализа в вышестоящие организации, содержит описание условий производства, выводы по результатам деятельности по состоянию платежеспособности и финансовой устойчивости, обязательно содержит таблицы, графики.

2) Справка по результатам анализа, составляется для внутреннего использования.

3) Заключение пишется, когда анализ проводится вышестоящей организации (аудиторское заключение)

Бестекстовая форма – представляет собой аналитические таблици и графики. Текст отсутствует, что позволяет систематизировать данные, обобщать, представлять в удобной форме.

Наши рекомендации