Современное состояние финансовых ресурсов
Развитие экономики любой страны неразрывно связано с эффективностью формирования кредитного рынка. В связи с этим в условиях перехода к рынку особую актуальность приобретает вопрос совершенствования кредитной политики коммерческих банков, способствующей эффективному движению денежных ресурсов, переливу сбережений населения в кредитные ресурсы банковской системы.
Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Вместе с тем эволюция кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией в стране, господствующими формами и механизмом хозяйствования. Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельных звеньев экономики.
Механизм функционирования кредитной системы постоянно меняется под влиянием изменений ее организационной структуры, организационно-правовых форм осуществления кредитных операций, форм и методов кредитования и кредитно-расчетных отношений.
Реформы в банковском секторе Республики Казахстан осуществлялись наряду с общегосударственными экономическими преобразованиями. Одним из приоритетных направлений проводимой банковской реформы являлись формирование и развитие кредитного рынка, направленных на предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях взаимовыгодности и возвратности.
Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны уже прошло этап серьезных структурных изменений. Перестроилась кредитно-денежная система, возникли новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицировалась система взаимоотношения центральных банков и финансово-кредитных институтов, сложились новые пропорции в динамике государственного и частного сектора.
Существенные изменения произошли и в функционировании банков: повысилась самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширились функции действующих и создались новые финансово-кредитные институты. Таким образом, на данном этапе возникают новые проблемы — совершенствование кредитной политики коммерческих банков для более эффективного развития кредитного рынка и возможности конкурировать с иностранными банками.
Все более актуальной становится необходимость в теоретико-методологическом исследовании проблем управления кредитными операциями, перспектив развития, особенностей и экономических условий становления и формирования кредитного рынка, перспектив развития новых форм кредитования в коммерческих банках, путей снижения банковских рисков.
Создание действенных механизмов размещения денежных средств банков в организованные формы наращивания финансово-инвестиционного потенциала страны должно ставить своей первоочередной целью правильное формирование и эффективное использование кредитных ресурсов, т.е. сокращение дисбалансов в формировании сбережений и распределении кредитов, как между секторами внутренней экономики, так и внешней, должно стать в перспективе одним из ключевых приоритетов макроэкономического регулирования.
На современном этапе на формирование и использование финансовых ресурсов оказывает влияние кризис последних лет, который характеризуется повсеместным понижением финансовых ресурсов как государства так и предприятий. Ниже рассмотрены кризисы последних лет и их влияние на мировую экономику.
8 октября 2016 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США была снижена с 2 % до 1,5 %. Так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центробанка.
Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. Так как на следующий день примеру вышеперечисленных стран последовали финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.
10 октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран «Клуба семи» утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике. Решением было предпринять «неотложные и исключительные действия».
Принятый «семёркой» план из пяти пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.
12 октября 2016 года лидеры пятнадцать стран ЕС на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками. Более того, они обязались обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до пяти лет.
Правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции, системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств. Стивен Мнучин (министр финансов США) назвал предосудительным, но необходимым для оживления экономики.
Месяцем позднее в тот же день стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, распределение мировых финансовых ресурсов, реорганизации международных финансовых институтов. И еще обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие двенадцать месяцев.
23 ноября 2016 года в Лиме завершился саммит лидеров стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые признали, что в ближайшей перспективе снижение темпов роста мировой экономики является «неизбежным». Но перспективы еще не достаточно определены.
4 декабря 2016 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на один процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.