Современные тенденции формирования и использования финансовых ресурсов государства

Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.

Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства.

Финансовые ресурсы государства
Наиболее досканально структура финансовой системы выражена следующим рисунком 2.

Современные тенденции формирования и использования финансовых ресурсов государства - student2.ru

Рисунок 2. Структура финансовых ресурсов государства.

*примечание: http://www.stat.gov.kz

Структура финансовых ресурсов государства по способам формирования показана в таблице 1.

Таблица 1. Составные части фиансовыз ресурсов государства

Виды финансовых ресурсов (в млрд. тенге) 2014г 2015г 2016г 2017 (прогноз)
Налоговые источники 3914,45824млрд. тг. 3965,45107 млрд. тг. 4023,578 млрд. тг. 4032,457 млрд. тг.
Неналоговые источники 1850,4202 млрд. тг. 1965,4510 млрд. тг. 2012,4512 млрд. тг. млрд. тг.
Отчсления транснациональных компаний 120,452 млрд. тг. 115,4592 млрд. тг. 124,786 млрд. тг. млрд. тг.

*примечание: http://www.stat.gov.kz

До 2016 года основную часть доходов составляли - налоговые поступления: 2013г. - 3,5 трлн. тенге – 67,8%, 2014г. - 3,66 трлн. тенге – 62%, 2015г. - 3,32 трлн. тенге – 54,3% от всех поступлений республиканского бюджета (доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%). В 2016г. долевое соотношение налоговых поступлений снизилось и стало составлять – 43,9%. Данные изменения связаны как с тем, что сумма налоговых поступлений снизилась не только в долевом, но и в абсолютном значении (сумма утвержденных налоговых поступлений в 2016г. - 3,19 трлн.тенге), 2014г. – 35,6%, 2015г. – 42,9% а в 2016г. – 53,7% от всех поступлений республиканского бюджета.

Таким образом, основную часть финансовые ресурсов государства составляют налоговые поступления. Иными словами костяком развития динамики финансовых ресурсов предприятия являются развития эффективной системы налогообложение.

Наши рекомендации