Особенности бухгалтерского учета основных средств в современных условиях

Маслова Ю.В.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Сомова Т.Ю.,

Ключевые слова: основные средства, бухгалтерский учет, амортизация, переоценка, инвентарный объект, оценка основных средств, восстановление объекта основных средств.

Использование основных средств способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению себестоимости продукции, трудоемкости производства и увеличению прибыли. С основными средствами производят больше всего финансовых махинаций, поэтому правильное ведение бухгалтерского учета основных средств является необходимостью.

Понятие «основные средства» в бухгалтерском учете интерпретируется через определенный перечень единовременно исполняемых условий, которые указаны в Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 «Учет основных средств» [1].

Согласно ПБУ 6/01 активы принимаются предприятием к учету в качестве основных средств при одновременном соблюдении следующих четырех условий:

1. актив предназначен для производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, либо для управленческих нужд предприятия, либо для сдачи в аренду;

2. актив предназначен для использования в течение продолжительного времени (более 12 месяцев);

3. актив не предназначен для последующей перепродажи;

4. актив способен в будущем приносить предприятию экономическую выгоду (то есть доход) [1].

В процессе организации первичного учета движения, а также наличия основных средств:

1. Устанавливается перечень основных форм первичной документации, которые будут использованы организацией для учета движения, а также наличия объектов основных средств.

2. Создается система документооборота с обязательным учетом графика движения первичной документации, а также ответственных за своевременное и правильное оформление лиц.

3. Происходит определение материально-ответственных лиц, отвечающих за правильное использование и сохранность объектов основных средств [5, с.125].

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции могут быть оформлены при помощи типовых форм первичной учетной документации, утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарный объект основных средств – это относящееся к основным средствам имущество со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование не учтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

ПБУ 6/01 [1] предусматривает особый порядок учета основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Предприятия имеют возможность принимать их к учету в качестве материально-производственных запасов (далее МПЗ), а потом по мере отпуска в эксплуатацию списывать его в расходы.

Виды оценки основных средств: первоначальная, восстановительная, остаточная.

По первоначальной стоимости основные средства принимаются на учет при поступлении в организацию. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Восстановительная стоимость – это общая сумма затрат на покупку или строительство основных средств, на их транспортировку и введение в эксплуатацию.

Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизационных отчислений за период эксплуатации [3, с.5].

Погашение стоимости основных средств происходит с помощью амортизации. Под амортизацией понимается показатель степени восстановления затраченного капитала в основные средства. Сумма амортизации входит в состав издержек производства и возвращается организации в составе выручки. Таким образом, организация имеет возможность списывать устаревший объект и приобретать более совершенный, новый.

В соответствии с законодательством амортизация начисляется с первого числа месяца, который следует за месяцем ввода в эксплуатацию. Амортизация начисляется до полного погашения стоимости объекта, его выбытия либо завершения установленного срока полезного использования. Бухгалтерские записи по начислению амортизации основных средств выполняются ежемесячно. Начисление амортизации основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета.

Срок полезного использования устанавливается для каждого приобретенного объекта отдельно на основании Классификации основных средств. Данная классификация делит все объекты основных средств на 10 амортизационных групп. Принимая объект к учету, организация выбирает, к какой группе отнести актив и отражает свой выбор в первичном учетном документе [2, с.94].

Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице 1. Выбранный мет0д начисления ам0ртизации закрепляется в учетн0й п0литике для целей бухгалтерск0го и налогового учета.

Таблица 1. – Способы начисления амортизации основных средств

Для целей бухгалтерского учета Для целей налогового учета
линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); линейный нелинейный.

В ПБУ 6/01 достаточно четко и однозначно определен состав процессов, реализуемых в ходе обычной деятельности, конечной производственно-хозяйственной целью которых является «восстановление объекта основных средств». В качестве этих процессов в данном источнике отмечены ремонт, модернизация и реконструкция.

В бухгалтерской практике затраты на проведение текущего ремонта основных средств учитываются в составе расходов на обычную деятельность в том календарном периоде, в котором были произведены.

Стоимость основных средств может измениться также при проведении их переоценки. Переоценка - пересчет стоимости основного средства с целью соответствия ее реальным рыночным ценам [4, с.25].

Выбытие объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете компании на дату разового прекращения действия условий принятия их к учету. Это может иметь место при списании, продаже, ликвидации в случае аварии, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях.

Синтетический учет основных средств согласно Плану счетов ведется на активном счете 01 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации. По дебету отражают поступление основных средств, зачисленных на баланс организации; суммы расходов, связанные с улучшением объекта; сумму дооценки стоимости объекта основных средств. По кредиту – выбытие основных средств в результате реализации, ликвидации, бесплатной передачи другим организациям; частичные ликвидации; сумму уценки стоимости основных средств.

Учет амортизации основных средств в бухгалтерии осуществляется с использованием счета 02 «Амортизация», рассчитанные ежемесячные отчисления заносятся в кредит счета 02 в корреспонденции со счетами учета расходов на производство или на продажу.

Регистром аналитического учета основных средств является инвентарная карточка формы ОС-6 (или инвентарная книга).

Аналитический учет основных средств ведется отдельно по каждому объекту.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Таким образом, с помощью бухгалтерского учета основных средств обобщается одна из важнейших частей информации, на основе которой вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты хозяйственной деятельности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н: по состоянию на 24.12.2010 г. // СПС «Консультант плюс»

2. Богацкая Н.Н., Завальнюк И.В. Основные средства предприятия, анализ их состояния и эффективности использования // Региональная экономика и управление. 2015. № 4-1 (07). С. 93-97.

3. Дружиловская Т.Ю., Дрыгинкина В.А. Современные проблемы последующей оценки основных средств в учете российских организаций // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 35. С. 2 - 14.

4. Петров Е. Переоценка основных средств // Практический бухгалтерский учет. 2015. № 12. С. 25 - 37.

5. Сидоренко Н.С. Особенности бухгалтерского и налогового учета основных средств организации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-5. С. 125-126.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мелёшкина А.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина,

Научный руководитель – Судакова Г.Ю.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, муниципальные программы, контрольно-счетные органы муниципальных образований, бюджетная система.

Статья посвящена изучению формирования и использования бюджетных средств на примере Администрации муниципального образования Лесновского городского поселения Шиловского района. Актуальность данной темы определяется изучение сущности бюджетной системы Российской Федерации, выделение специфики бюджета в муниципальном образовании, рассмотрение совокупностей и полномочий Администрации района, изучение структуры доходов и расходов муниципального образования. В статье рассмотрены понятие и основные сущностные характеристики бюджетной системы. Проанализирован финансовый контроль деятельности Администрации района, рассмотрен результат исполнения бюджета Админинстрации.

Следует отметить, что выбранная тема является достаточно актуальной, так как на сегодняшний день развитие муниципального образования характеризуется постановкой масштабных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности муниципального образования в различных сферах экономики. На это нацелена проводимая бюджетная реформа, предусматривающая переход кформирования и исполнению бюджетов всех уровней на основе заданных государственной политикой целей и ожидаемых результатов исполнения. Основным направлением современного этапа развития бюджетной системы является повышение эффективности бюджетных расходов.Органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться принципом эффективности бюджетных расходов. В российском праве в отношении эффективности расходования бюджетных средств не существует четких формулировок целей, конечных результатов использования бюджетных средств и конкретных критериев оценки его эффективности. Г.Н. Анисимова считает, что отсутствие системы оценки финансового результата деятельности органов власти различных уровней является одним из важнейших факторов, то есть если законодательство не закреплено,что и как оценивать, органы муниципального контроля не могут эффективно работать по данному направлению.[4,c.19]Исследованию формирования и использованию бюджетных средств муниципального образованияпосвящены работы таких авторов, как Анисимова Г.Н., Степашин С.В., и другие.

Статья 265 Бюджетного кодекса РФ [1,c.178] определила, что, внешниймуниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетного органа муниципального образования.

Как показывает практика, Администрация городского поселения является юридическим лицом и осуществляет исполнительно-распорядительные функции. Администрация городского поселения вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, законами Рязанской области, настоящим Уставом.

Штат Управления включает в себя четырнадцать человек: Глава администрации; заместитель главы; начальник бух.экономического отдела; консультант; главный специалист; ведущий специалист; специалист первой категории; кассир; водитель служебного авто.2; техник программист ; рабочие по обслуживанию здания.

Статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ определен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает что при составлении и исполнении бюджетов, участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов и использование наименьшего объёма средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объекта средств. [1,c.23]

В бюджете муниципального образования в 2015 году основная доля доходов приходилась на средства, полученные в рамках безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.В структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета наибольший удельный вес занимали поступления от налога на доходы физических лиц.

На налог на доходы физических лиц приходится более 80 % налоговых и неналоговых доходов бюджета. Положительным моментом является выполнение плана доходов бюджета за весь анализируемый период, как в целом, так и по налоговым и неналоговым доходам бюджета, который перевыполнен на 1-3%. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета поселения в 2014-2015 годах занимали расходы безвозмездные перечисления за счет сумм субсидий, переданных в установленном законом порядке для осуществления полномочий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы и внести новые предложения по развитию эффективности использования бюджетных средств в муниципальном образовании: 1) общие критерииэффективности использования бюджетных средств должны быть установлены в правовых нормах для обеспечения единого подхода контрольно-счетных органов; 2) контрольно-счетный орган муниципального образования должен принять методикуэффективности, которая сформулирует четкие критерии эффективности и индикаторы оценки их достижения; 3) в законодательных нормах следует предусмотреть уголовную или административную ответственность за неэффективное использование бюджетных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.2010 № 145-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы « Консультант Плюс ».

2. Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение эффективности использования государственных средств» Бюллетень Счётной палаты РоссийскойФедерации.2011.№7(139).

3. Анисимова Г.Н. Особенности перехода финансового аудита эффективности использования государственных средств[Текст] /Е.С. Васильева//Финансовый контроль.– 2013.- № 9. – с. 46-52

4. Степашин С.В.Государтсвенный аудит и экономика [Текст] /А.С. Кричевская. – СПБ.: Скифия, 2014. – 441 с.

5. Позднякова Т.А. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики[Текст] /. – Спб унт-Экономикии и финансов, 2014. – 249 с.

6. Кутафин О.Е. Муниципальное право Росскийской Федерации [Текст]Финансы и статистика. – 2015. - № 32. – С. 3-20.

Наши рекомендации