Расчет потребности в водителях
Для расчета потребности в водителях автобусы необходимо сгруппировать по продолжительности их работы на маршруте, анализируя диаграмму (см. графическую часть лист 2). Исходя из диаграммы, можно сделать вывод, что в первую группу входят 5 автобуса, работающие в три смены общей продолжительностью в 19 часов со сменой водительских бригад на линии в конечных пунктах маршрута. Затем во вторую группу входит 1 автобус продолжительностью работы Тм = 14 часов, в третью 4 автобуса продолжительностью работы Тм = 13 часов, в четвёртую – 2 автобуса Тм = 12 часов, в пятую – 1 автобус Тм = 15 часов, в шестую – 2 автобуса Тм = 14 ч и в седьмую – 4 автобуса Тм = 13ч. При этом все автобусы 2, 3 и 4 групп работают в две смены с выемкой. Эти автобусы заходят на отстой в АТП, и смена автобусных бригад происходит в гараже. Смена водителей из 5, 6 и7 групп происходит на линии.
Количество водителей в каждой группе устанавливается из выражения:
где Тм – время работы на маршруте по группам автобусов;
tн - время нулевого пробега по каждому выходу (2tн принимается, когда автобусы заходят в АТП на отстой),
tн =0,5 ч;
tn3 - время на проведение подготовительно-заключительных операций по каждому выходу;
tм0 - время медицинского осмотра водителя перед выездом; суммарное время tn3+ tм0 принимается равным 0,4 часа; 2(tn3 + tм0) берется тогда, когда автобусы заходят в АТП на отстой;
Агр - количество автобусов в конкретной группе;
Ди - число инвентарных (календарных) дней работы, так как расчет ведется на месяц, то Ди = 30;
Фв – месячный фонд рабочего времени одного водителя, Фв = 176 ч.
Число водителей в каждой группе на один автобус nвод. определяется выражением
,
где nвод. – округляется до целого числа.
После этого выбирается форма организации труда водителей, и составляются графики работы водителей всех групп. При организации труда водителей необходимо строго придерживаться нормируемого режима труда и отдыха, чередования утренних, дневных и вечерних смен работы и сверхурочных работ. Специфические условия организации перевозок пассажиров приводят к тому, что, как правило, не удается установить рабочий день нормируемой продолжительности. Время работы за смену в зависимости отвыхода может быть различным, поэтому применяется помесячный учет рабочего времени, при котором продолжительность смены может быть больше или меньше нормируемой, но общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда.
При помесячном учете рабочего времени продолжительность одной смены для водителей допускается не более 10 часов, а с разрешения Минавтотранса и при согласовании с выборными органами - не более 12 часов. При разрывной смене и двух выходах продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов.
Для водителей автобусов каждой групп по графикам их работы подсчитывают число часов работы в месяц и сравнивают с месячным фондом. Если у определенных водителей этот фонд перевыполнен, а у других недовыполнен, то их нужно скомпенсировать. Если компенсацию провести не удается и имеет место переработка или недоработка в целом, то надо скорректировать число водителей, необходимых для маршрута на каждый день.
где АЧсут. - суточное количество машино-часов.
Затем определяют среднее число водителей, приходящиеся на один автобус
Это необходимо для того, чтобы сравнить и уточнить округленные значения предыдущего расчета потребного количества водителей для групп автобусов. Затем уточненные значения взять за основу и для них рассчитать месячные фонды рабочего времени. В целом они должны соответствовать нормативам.
Пример расчета (для 1-ой группы):
Расчеты для остальных групп проводятся аналогично, но с учетом, что автобусы 2,3 и 4-ой группы заходят в АТП, следовательно, tн = 1 ч и tпз + tмо = 0,8 ч. Результаты расчетов представим в виде таблицы 7.
Таблица 7. Результаты расчета потребности в водителях
Показатель | Значение для групп | ||||||
Время непосредственной работы на маршруте Тм, ч | |||||||
Число автобусов в группе Агр | |||||||
Число водителей в группе Nвод | |||||||
Число водителей в каждой группе на один автобус nвод |
Таблица 8. График работы водителей для трехсменного автобуса и четырех водителей на один автобус.
Водители | Числа месяца | ||||||||||||||
Первый | в | в | |||||||||||||
Второй | в | в | |||||||||||||
Третий | в | в | |||||||||||||
Четвертый | в |
Продолжение таблицы 8 по горизонтали
Водители | Числа месяца | Итого заплан. часов | ||||||||||||||
Первый | в | |||||||||||||||
Второй | в | в | ||||||||||||||
Третий | в | в | ||||||||||||||
Четвертый | в | в |
В таблице 8 приведены следующие обозначения: 1 - первая смена работы; 2 - вторая смена работы; 3 – третья смена; В - выходной день; 0 - дополнительный день для межсменного отдыха.