Оценка композиционных качеств участка и функциональное зонирование.
При проектировании малой архитектурной формы с простой функцией необходимо научиться правильно и с наибольшим успехом оценивать особенности и качество участка (окружающая застройка, свойства окружающего ландшафта) и, исходя из анализа, грамотно разрабатывать функциональное зонирование участка и правильно решать общую объёмно-пространственную композицию.
1.4 Практические рекомендации для проектирования малых архитектурных форм
Парк – это большой декоративный сад или роща с дорожками для гуляния, с
расположенными в нем площадками для игр, павильонами и т.д. Парк – это «легкие» города и, наверняка, очень посещаемое место. Парк имеет ограждения и несколько входов. Один из них будет центральным (см. Рис.1).
Рис 1. Виды входов в парк
Вход располагается вдоль улицы с оживленным транспортным движением, и имеет парковки для личного автотранспорта и, обязательно, остановки общественного транспорта. Перед входом должна быть довольно внушительная площадь, «накопитель». Центральный вход в парк должен быть очень большим, способным пропустить большие массы отдыхающих в праздничные дни и при проведении массовых предприятий (концертов, театральных представлений и др.). Вполне возможно, что это будет какая-либо композиция, составленная из нескольких форм, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии. (см. рис. 2)
Рис. 2 Варианты использования архитектурных форм в организации входов в парк
Очень хорошо, если выбранные Вами формы будут отражать тематическую направленность данного парка, например, «Аквапарк» и т.д. Для решения этой задачи возможно прибегнуть как к классическим, так и к современным формам.
Когда Вы будете делать какие-либо наброски, желательно изобразить хотя бы самый приблизительный план (см. рис.3).
Рис.3 Варианты планировочных решений входов в парк
Кроме центрального входа, парк имеет несколько «боковых» входов, не несущих такую нагрузку. Эти входы могут быть «рабочими», т.е. предназначенными для обслуживания парка, всевозможных павильонов и аттракционов, расположенных в нем, для вывоза мусора, и т.д. Такие входы обязательно должны содержать ворота, охраняемый въезд для автомобилей, и пешеходную зону.
Малые входы, предназначенные для посетителей, решаются только для пешеходов и имеют значительно меньшие размеры, например, в виде кованой калитки. Вот только к чему будет крепиться калитка? Эту задачу Вы будете решать. Даже на маленьком входе вполне возможно отразить тематику парка, хотя это вовсе не обязательно.
Фонтан
«Фонтан» происходит от итальянского слова «fontana» – источник. Фонтан – это сооружение со специальным прибором, который под напором выталкивает вверх струю воды, что дает возможность использовать ее для декоративных целей. Это определение, и оно имеет массу решений: от каскада водяных струй и бассейнов, содержащих множество фигур (форм), и до единичной струи воды и единой формы (Рис.4).
Рис. 4 Примеры устройства фонтанов в структуре парка
Примеры фонтанов Вы можете найти в библиотеке много. Характерным примером каскада (см. Рис. 5) и очень красиво тематически решенным комплексом фонтанов является Петродворец, нижний парк. Однако, не следует увлекаться подобными примерами.
Рис. 5 Примеры устройства фонтанов по принципу каскада и их графическое изображение
Это очень сложная и трудоемкая работа, это целые ансамбли. Попробуйте решить одну, максимум три отдельно стоящие формы. При решении подобной задачи совсем не важно задаваться какой-либо тематикой, хотя и это не исключено. Вполне возможно решение абстрактной фигуры, стоящей в бассейне (см. Рис. 6).
Рис.6 Примеры использования различных скульптурных форм в решении фонтана
И совсем не обязательно, чтобы вода била струей под большим давлением. Вполне возможно и медленное, волнообразное или капельное перетекание воды из чаши в чашу и т.д.
Главное добиться желаемого эмоционального состояния при созерцании данной формы. Для этого Вы будете применять уже известные Вам законы построения композиций: статика, динамика, ритм, масштабность и т.д. Не стоит и говорить о том, что решение фонтана может основываться как на классических формах, так и на абстрактных, с использованием современных материалов. В своих формах попытайтесь обойтись без человеческих фигур. Это весьма сложная задача и очень легко все испортить. Придайте значение тому, в каком месте будет находиться Ваш фонтан. Желательно, чтобы Ваша форма хорошо вписывалась в окружающую среду.
Монумент
Монумент – крупный памятник в память выдающегося события или лица. Сооружение значительных размеров, предполагающее ансамблевое художественное решение. Определение говорит само за себя. Выбор стиля и материалов остается за Вами. Конечно же, весь ансамбль Вы показать не сможете, а вот центральную, главную часть Вы подадите в наиболее выгодном виде. Здесь обязана быть какая-либо доминирующая форма, остальные формы должны быть ей соподчинены. (см.Рис7 )
Рис.7 Примеры монументов различного тематического значения
Плановость и сомасштабность не должны нарушаться.
Центральная часть может состоять из нескольких форм – «задника» и доминирующей вертикали. Очень хорошо в данном случае смотрится наложение динамических ритмов один на другой. Возрастающего (элемент) и затухающего (интервал). Если сделать композицию симметричной, Вы направите две возрастающие волны друг на друга и, как кульминация, – взлет вертикали (см. рис 8).
Рис. 8
В ритме желательно использовать какую-либо прогрессию. Это может быть арифметическая прогрессия или ряд Фибоначчи. В любом случае закономерность должна чувствоваться. Ритм возможно вводить и в каждом элементе путем смены тона, светлые части чередуются с темными. Для этого желательно просмотреть раздел архитектурной графики «Стилизация материалов». Следует уделить больше внимания игре материалов. Например для того, чтобы подчеркнуть глянцевую поверхность ее необходимо разместить на фоне грубообработанного камня и т.д. Для создания эмоционального напряжения Вы можете верх утяжелить тоном или при помощи масштабности. Кроме всего прочего возможно вводить тематические элементы (см. рис. 9). Они следуют из самого определения.
Рис. 9
Беседка
Беседка происходит от слова «беседа». Само название уже говорит о функциональном назначении данной архитектурной формы. Это крытое сооружение, которое имеет места для сидения. Беседки чаще всего располагаются вдоль аллей или дорожек для прогулок, для отдыха и неспешной беседы, для временной защиты от непогоды. Поэтому во всех беседках уровень пола должен возвышаться над уровнем земли, т.е. должны быть ступени. Если пол возвышается на три ступени, уже необходимо ставить ограждение. Место для беседки нужно выбрать с таким расчетом, чтобы из нее открывался красивый пейзаж, вблизи возможно расположить какую-либо форму, предназначенную для созерцания (см. рис. 10).
Рис.10
Беседки могут быть романтическими и располагаться в удаленных и тихих местах парка. Для таких беседок вряд ли понадобится большое количество сидений.
Видовые беседки располагаются на возвышенностях для созерцания окружающего пейзажа (см. рис 11).
Рис.11
Такие беседки перекликаются по своей функции со смотровой площадкой и могут вмещать в себя большое количество людей. По своей форме могут быть монументальными или легкими, выполненными из современных материалов. Беседки могут быть исключительно упрощенного типа и иметь определенное функциональное значение. Такие беседки располагаются вдоль транзитных зон (дорога, туристическая тропа и т.д.) и предназначены для отдыха. В таких беседках желательно располагать небольшой столик .
Смотровые площадки.
Смотровые площадки несколько похожи на беседки, но это чисто внешнее сходство. Главное различие – в функциях. Смотровые площадки предназначены для созерцания открывающегося вида и могут вмещать в себя большое количество людей. Сиденья в этих постройках необязательны, хотя и возможны. Смотровые площадки могут быть крытыми и открытыми. Место расположения площадок также весьма различно от морского берега до гор (рис. 12).
Рис. 12 Примеры устройства смотровых площадок
Интересно можно подать площадки, расположенные над водопадом, на краю горного обрыва или в огромной пещере. Мест придумать можно много. Главное, чтобы соблюдались основные требования к смотровым площадкам: это использование «тонких», «прозрачных» конструкций, чтобы они не «мешали», не закрывали открывающийся вид. Вполне возможно использование оболочек, складок или металлических конструкций. Какой бы материал ни был выбран, и какая бы форма ни была, Вы должны везде использовать ограждающие конструкции, особенно в опасных местах (водопад, обрыв и т.д.). Внутри площадок возможно расположение каких-либо декоративных форм (рис13 ).
Рис.13
Выбор данной темы предполагает более повышенное внимание к изображению окружающей среды, выделению отдельных элементов ландшафта. Эта тема предусматривает более тонкое решение вопросов сочетания фигур и фона, поиска оптимальных тональных сочетаний. В этой теме очень важно правильно и красиво решить компоновку планшета (см. рис.14).
Рис. 14
Как было сказано выше, Ваша форма должна быть подана как неотъемлемая часть пейзажа. Очень важно передать воздух вокруг Вашей формы, т.е. связать архитектурную форму и пейзаж, но не за счет размеров формы (рис. 14А). Смотровая площадка должна быть достаточно велика, чтобы не пропали детали, но и не должна «тесниться» в формате планшета. Пейзаж и форма должны быть контрастны, т.е. при лаконичной форме пейзаж должен быть динамичным и наоборот.