Инженерное оборудование здания
Список литературы.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Основой проектного решения общественного здания является функциональный процесс, происходящий в здании, связанный с общественной деятельностью человека. При определении общей композиционной схемы общественного здания различают функциональные процессы, протекающие в нем, приведенные в определенную систему так, чтобы она отражала взаимосвязь этих процессов и последовательность расположения помещений.
В крупных общественных зданиях с большим количеством различных по назначению помещений целесообразно группировать помещения исходя из общности функциональных процессов. Например, помещения в зданиях клубов объединяют в следующие группы: зрелищную, клубную, спортивную и административно-хозяйственную с вестибюлем и гардеробом.
Проектирование, строительство и реконструкцию общественных зданий следует вести на основе индустриальных методов. Важнейшим условием внедрения этих методов является типизация зданий и унификация их объемно-планировочных параметров и конструктивных элементов на основе модульной системы
При изучении основ проектирования помещений массового пользования следует исходить из того, что рассматриваемые вопросы должны решаться комплексно, с учетом ряда важных факторов: условий эвакуации людей из помещений, видимости в зрелищных помещениях и архитектурной акустике зальных помещений.
Эвакуация людей из помещения.Теоретические основы и расчет движения людских потоков. Движение в нормальных и аварийных (пожарных) условиях. Плотность, скорость и пропускная способность людских потоков. Элементы движения. Графоаналитический метод расчета и определение требуемых размеров путей движения. Предельные расстояния путей движения. Особенности расчета людских потоков в аварийных условиях. Нормирование эвакуации людей из здания.
Видимость в зрелищных помещениях.Видимость как функциональный процесс в помещениях общественного назначения. Особенности объектов наблюдения. Теоретические основы зрительного восприятия. Размещение мест для зрителей в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Аналитические и графические методы расчета видимости. Особенности расчета видимости в помещениях различного назначения. Надо иметь конкретные величины превышений для разных рядов по разным видам зрелищ и в зависимости от расчетных координат зрителя.
Архитектурная акустика зальных помещений. Следует обратить внимание на акустические качества помещений, которые характеризуются так называемой реверберацией.
Опытным путем установлен оптимум реверберации Топт , т.е. такая длительность реверберации, при которой создаются наилучшие условия слышимости в данном помещении. Разработан график, по которому определяют оптимальное время реверберации в зависимости от объема зрительного зала.
Для обеспечения хорошей акустики зрелищных залов и аудиторий большое значение имеет поглощение звука в помещении. Величина поглощения звука характеризуется коэффициентом звукопоглощения a поверхности и материала, который изменяется в зависимости от частоты звуковых колебаний. Для проверки акустических качеств помещения вычисляют длительность стандартной реверберации Тст .
Полученное значение длительности реверберации Тст сравнивают с величиной оптимума реверберации Топт. Так как коэффициенты звукопоглощения большинства строительных материалов и конструкций весьма невелики и колеблются в пределах примерно 0,01-0,1, то продолжительность реверберации зрительных залов, как правило, превышает оптимальную. В связи с этим для уменьшения гулкости часть поверхности стен зала облицовывают специальными звукопоглощающими материалами (в кинотеатрах и поверхность потолка).
Разработка архитектурно-конструктивного проекта № 2 проводится в три этапа:
Первый этап –изучение задания и разработка эскизов. Для успешного проектирования прежде всего необходимо внимательно изучить и понять выдвинутые заданием требования, назначение здания. Студент должен ознакомиться с материалами, необходимыми для работы над проектом, литературой, указанной в задании и рекомендованной преподавателем, данными методическими указаниями, существующими проектными решениями аналогичных зданий и действующими каталогами стандартных строительных изделий.
После согласования с консультантом следует вычертить эскизы, желательно, в заданном масштабе. Эскизы должны состоять из следующих чертежей:
1) план первого и второго( третьего) этажа;
2) поперечный разрез по лестнице;
3) схема фасада здания.
При разработке эскизов необходимо соблюдать главное условие одновременного и комплексного решения всех проекций здания с их взаимной увязкой.
Второй этап – разработка проекта в карандаше. Перед вычерчиванием проекций необходимо точно установить состав чертежей согласно заданию и определить их размеры с учетом надписей, размерных и других выносных линий. Затем надо разместить чертежи на листах а определенной, продуманной системе, соблюдая четкую композицию и нормальные просветы между чертежами.
Рекомендуется сделать предварительные эскизы размещения чертежей для каждого листа а небольшом масштабе.
Третий этап – окончательное графическое оформление чертежей и составление пояснительной записки. Конструктивные чертежи обводят карандашом (линиями различной толщины), выделяя сплошной основной линией и условными обозначениями все элементы, попадающие в сечение. Обводку контуров элементов, не попадающих в плоскость сечения осевых и размерных линий, выполняют сплошной тонкой линией.
Внутри здания необходимо сделать числовые отметки наиболее характерных уровней: высоты подоконной и надоконной частей здания, уровня полов перекрытий и лестничных площадок и т.д.
На разрезе должны быть выноски всех принятых в проекте конструкций и материалов: пола первого этажа, междуэтажного и чердачного перекрытий, кровли и т.д.
Лестницы-марши, через которые проходит линия разреза, графически выделяются на чертеже разреза.
На плане фундаментов, вне контура чертежа, слева и внизу располагаются две размерные линии: между осями несущих конструкций и между разбивочными осями наружных стен. Под размерными линиями располагается буквенная и цифровая маркировка осей.
На плане перекрытий указываются размеры между осями несущих стен или панелей, а также сечения ригелей или прогонов.
На плане кровли должны быть указаны стрелками направления скатов, маркировочные оси, расположение вентиляционных каналов.
Чертежи конструктивных деталей должны иметь маркировку, соответствующую ссылке на данную деталь на плане или разрезе, а также выноски с размерами принятых конструкций и материалов.
6. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
№ этапа содержание этапа неделя
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Выдача задания +
2. Разработка планов этажей + +
3. Построение профиля зрительного зала + +
4. Акустический расчёт зала +
5. Построение схемы перекрытия и
фундаментов +
6. Подбор элементов конструкций +
7. Построение разрезов и фасадов + +
8. Разработка конструктивных узлов +
9. Оформление проекта, пояснительной
записки + + +
10. Сдача и защита проекта +
ЗАДАНИЕ
Общественное здание с
большепролётными конструкциями зала
Тема А «КИНОТЕАТР»
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Требуется составить архитектурно-конструкторский проект одно, двух или трехэтажного здания кинотеатра со зрителями залом.
Состав и площади на одно место в зрительном зале помещений зрительского комплекса рекомендуется принимать согласно табл. 1.
Таблица 1
Помещения * | Площадь, м2 | Дополнительные указания |
Кассовый вестибюль | 0,05 - 0,06 | - |
Входной вестибюль | 0,1 - 0,12 | - |
Гардеробная | 0,1 | - |
Фойе | 0,6 - 0,7 | - |
Кулуары | 0,25 - 0,3 | Площадь кулуаров уточняется расчетом эвакуационных выходов из зрительного зала и здания |
Буфет | 0.22 - 0,25 | - |
Доготовочная, моечная, кладовая и тарная | 0,08 - 0,09 | - |
Курительная | 0,1 - 0,12 | - |
Санитарные узлы | В среднем 2,5 м2 на один прибор (унитаз, писсуар, умывальник) | |
Кабины касс и дежурного администратора | (0,01) | На плошади кассового вестибюля. Количество кассовых кабин принимается из расчета: одна кабина не более, чем на 500 зрителей большого и малого (малых) залов |
Кабинет главного администратора, помещения распространителей билетов и отдыха персонала | 0,07 - 0,08 | При помещениях рекомендуется предусматривать санитарный узел на 1 унитаз, 1 умывальник |
УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
1. На первом этаже здания должны быть расположены вестибюль с буфетом, кассовый вестибюль с кассами, зрительный зал, туалеты, помещения администрации, служебные помещения, мастерские, венткамеры.
2. На втором этаже – фойе, помещения киноаппаратной / кинопроекционнная, перемоточная, радиоузел, проход в зрительный зал.
1. Высота зрительного зала определяется: размещением мест, высотой экрана и акустическим расчётом. Соотношение длины зала к его ширине и высоте находятся в пределах от Д:Ш:В=2,5:1,5:1 до 4,5:2,5:1.
4. Высота кассового вестибюля, распределительных кулуаров и фойе должны быть не менее 3м от пола до потолка и не менее 2,5м до низа выступающих конструкций.
5. Форма и планировка зрительного зала должна обеспечивать не только оптимальные условия видимости и акустики но и удобства и безопасной эвакуации зрителей из зала.
6. Общая ширина прохода и выхода для приближённых расчётов может быть принята примерно 0,6м на каждые 100 зрителей. Проходы в зале устанавливают обычно продольные шириной 1,2…1,5м. Их целесообразно разместить с 2х сторон у продольных стен зала.
ТРЕБОВАНИЯ К ПАРАМЕТРАМ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА
И КИНОЭКРАНА ПРИ КИНОДЕМОНСТРАЦИИ
Места для зрителей в зрительных залах при кинодемонстрации рекомендуется проектировать в пределах зоны, изображенной на чертеже, где:
Д - длина зрительного зала по его оси от экрана до спинки последнего ряда;
Г - расстояние по оси зрительного зала от киноэкрана до спинки первого ряда;
Г = 0,36Д.
Размеры киноэкрана показаны на чертеже, где:
Ш - ширина рабочего поля киноэкрана (криволинейного по хорде);
В - высота рабочего поля экрана.
Соотношения В и Ш принимаются:
: = 1 : 2,2
: = 1 : 2,35
: = 1 : 1,66
: = 1 : 1,37
#G1 # -------------
* Индексы при параметрах Ш, В и Г обозначают экраны: ф - широкоформатный, ш - широкий,
к - кашетированный, о - обычный.
Ширину экрана (Ш) в зависимости от длины зрительного зала (Д) рекомендуется принимать:
= 0,6Д (0,54Д)*
= 0,43Д (0,39Д)
= 0,34Д (0,3Д)
= 0,25Д (0,22Д)
-----------------------
* Данные в скобках - для кинотеатров сезонного действия, клубов и театров.
Расстояние от экрана до спинки первого ряда (Г) в зависимости от ширины экрана (Ш) рекомендуется принимать:
не менее 0,6
" " 0,84
" " 1,44
Параметры зрительного зала при установке кинопроекционного оборудования показаны на чертеже, где:
П - проекционное расстояние* - не менее 0,85Д;
--------------------
* При использовании отечественного кинопроекционного оборудования - не более 34,5 м.
#G0 | - угол отклонения оптической оси кинопроектора от нормали в центре киноэкрана: |
- не более 7°*
- " " 8°
- " " 3°;
----------------
* В клубах и театрах допускается принимать не более 9°.
К - расстояние от верхнего проекционного луча до ближайших поверхностей потолка - не менее 0,6 м;
Л - расстояние от нижнего проекционного луча до пола в зоне зрительских мест - не менее 1,9 м;
Т - глубина заэкранного пространства*:
при широком экране - 0,9 м;
при широкоформатном экране - 1,5 м;
----------------
* При одноканальном воспроизводстве звука или при расположении громкоговорителя по сторонам экрана допускается 0,1 - 0,3 м.
Р - расстояние от края экрана до стены:
при плоском экране - не менее 0,985 м;
при закругленном экране - не менее 0,1 Ш.
При построении видимости на расчетную точку наблюдения* превышение луча зрения, направленного на эту точку, над уровнем глаза впереди сидящего зрителя рекомендуется принимать 0,14 м (при реконструкции возможно 0,12 м).
----------------
* В кинотеатрах - нижняя кромка киноэкрана.
Высота уровня глаза сидящего зрителя над уровнем пола принимается 1,2 м.
ЗАДАНИЕ
Общественное здание с
большепролётными конструкциями зала