IV. Изучение темы «Составное именное сказуемое»
1. Опережающее задание:
Попробуйте самостоятельно предположить, что такое «составное именное сказуемое». Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи.
2. Работа с учебником.
Задания:
1) проверьте свои предположения, сверившись с теоретическим материалом § 14 (с. 65-66);
2) Запишите формулу составного именного сказуемого (СИС) в тетради (учитель записывает на доске):
СИС = глагол-связка + именная часть |
3) Запишите три группы глаголов-связок с примерами, подчеркните сказуемые:
— глагол быть (самая распространенная связка): в настоящем времени отсутствует (связка нулевая), проявляется в прошедшем и будущем времени: Ты веселый. Ты был веселым. Ты будешь веселым. Будь веселым. Ты был бы веселым;
— глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Все стало вокруг голубым и зеленым. Девочка казалась веселой. Он вдруг явился этаким молодцом. Мне сделалось страшно. Он считался в школе лучшим шахматистом. Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом:
— глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т. д. Например: Он вернулся окрыленным. Она сидела задумчивая. Из похода мы вернулись усталые, но довольные.
Примечание. Связкой могут служить сочетания вспомогательных слов с определенной формой глагола-связки (В детстве он хотел стать пожарным. Я надеюсь быть вам полезным.)
3. Тренировочные упражнения. Упр. 140, 141, 142 (I) — устно.
Комментарий к упр. 140. Разграничить глагол-связку «быть» в составном именном сказуемом и глагол «быть» в качестве простого глагольного сказуемого можно по смыслу. Во втором случае речь идет о глаголе существования: существует (существовал, будет существовать) предмет или нет.
Например: Это была наша новая учительница. (Речь идет не о том, была ли учительница, а о том, кем был человек, обозначенный в предложении местоимением это. Значит, была учительница — составное именное сказуемое.) Она уже была здесь. (Речь о том, был, находился или нет человек в данном месте. Значит, была — простое глагольное сказуемое.)
Примеры из упр. 140: На наезднике была серая куртка с меховым воротником. (Куртка — подлежащее, была — простое глагольное сказуемое.) Это был ее новый костюм. (Это — подлежащее, был костюм — составное именное сказуемое.)
V. Словарная работа
Запишите слова в рамках: карнавал, иллюминация. Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о происхождении этих слов.
VI. Занимательная лингвистика
Задание. О ком идет речь в следующих строчках?
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый,
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать,
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Вспомните, из какого произведения эти строки. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.) Найдите составные именные сказуемые.
Домашнее задание. § 14 (с. 65-66); упр. 142 (II), 143 (I, II) — письменно.
Урок 20. Выражение именной части
Составного именного сказуемого
Цель урока: углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц; подготовиться к сочинению-описанию человека.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, работа с таблицей, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, подготовка к домашнему сочинению.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Подобрать синонимы к слову кроткий. (Незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий.)
Дополнительное задание: найти пароним (слово, сходное по звучанию) к слову кроткий. (Краткий.)
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы.
Можно попросить учеников составить вопросы самостоятельно и задать их классу.
— Назовите отличительные свойства составного именного сказуемого.
— Как разграничиваются лексическое и грамматическое значения в составном именном сказуемом?
— Назовите группы глаголов-связок.
— Как отличить простое глагольное сказуемое «быть» от глагола-связки «быть» в составном именном сказуемом?
2. Упражнения 142 (II), 143 (I, II) проверяем устно, «по цепочке».
III. Изучение темы «Выражение именной части сказуемого»
1. Работа с таблицей (с. 67 учебника).
1) Самостоятельное чтение таблицы и примечаний к ней.
2) Пояснения учителя. Чаще всего в роли именной части выступают имя существительное (в форме именительного или творительного падежа) и имя прилагательное. Наречия в этой роли выступают редко.
3) Задание: выполнить таблицу в тетрадях, подобрав свои примеры.
4) Вывод: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием.
2. Тренировочные упражнения.
Упр. 144 — устно, 145 — письменно (дополнительное задание - устно).
3. Работа над речевыми нормами (синтаксические синонимы): упражнения 146 (I — устно), (II — письменно), 147 (письменно).