Составное именное сказуемое

• Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

A) глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холод­но. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

B) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть: Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.

Способы выражения именной части

Чем выражена именная часть составного именного сказуемого Примеры
Имя существительное Мой брат стал экономистом. Снег как сахар.
Имя прилагательное (полное, краткое, в фор­ме сравнительной степени) Иллюминация во время карнавала была ве­ликолепной. Этот процесс интенсивен. Одно обдуманное слово дороже тысячи легковес­ных.
Имя числительное Дважды два - четыре. Их изба была третья с краю.
Местоимение Твои слова - ничто. Кто же он на самом деле?
Причастие Идея «Ревизора» была подсказана Пушкину Гоголем. Воздух сегодня опьяняющий.
Наречие Как некстати было это воспоминание!

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного ска­зуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Сюжет комедии оказался оригинальным.

В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово «оказал­ся», так как оно не дает исчерпывающей характеристики подлежащему «сюжет». Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов «оказался оригинальным»: глагол- связка «оказался» выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное «оригинальным» - лексическое, то есть непосредственно ха­рактеризует подлежащее.

Алгоритм выполнения задания В 3:

1) Выделите грамматические основы в предложении.

2) Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:

• РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫ­НУЖДЕН

• ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬ­СЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ

• НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО

3) Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

4) Внесите в бланк ответов (запишите) выделенную грамматическую основу.

ЗАДАНИЕ В4

Что должен знать ученик, выполняя задание В4: простое предложение, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособ­ленными обособ­ленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, допол­нениями.

1. Простые предложения, осложненные однородными членами

Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предло­жения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоя­тельствами), отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и произносящиеся с интонацией перечисления.

Пример: Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого (Д. С. Лихачев).

Однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью, мо­гут быть как распространенными (иметь при себе зависимые слова), так и нераспространен­ными.

Примеры: Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым (Д.С. Лихачев). В этом предложении однородные члены соединяются при по­мощи союза И.

Манера, одежда, походка - все поведение человека должно быть сдержанным... (Д.С. Лихачев). В этом предложении однородные члены связаны бессоюзной связью.

Примечание:

Не являются однородными членами предложения:

• повторение одних и тех же слов:

Еду, еду в чистом поле; Вот темный, темный сад.

• фразеологические обороты:

И день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед;

• сочетание двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого ска­зуемого (в значении действия и его цели или неожиданного, произвольного действия): Пойду посмотрю расписание занятий. Взял да и сделал наоборот.

Запятая при однородных членах не ставится

1.Если однородные члены соединяются неповторяющимися одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И)

• Ты потерял главное: ты перестал любить добро и правду (Эпиктет). ()и()

• Жизнь имеет смысл лишь как задача или долг (Дж. Мадзини). О или О

• Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь либо пустяками? (А.П. Чехов.)

О либо О

• А тренировка душевных сил возможна да и необходима в любых условиях (по Д.С. Ли­хачеву).

() да (=и) ()

2.Если однородные члены соединяются при помощи союза ДА И:

• Возьму да и уйду.

3. В устойчивых сочетаниях слов:

• Огонь и воду и медные трубы.

• И смех и грех.

• И стар и млад.

• И так и этак.

• И холод и голод.

• Ни рыба ни мясо.

• Ни стать ни сесть.

• Ни то ни се.

• Ни тот ни другой.

• Ни себе ни людям и др.

Запятая при однородных членах ставится

1) Если однородные члены предложения соединены посредством союзов А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ХОТЯ, ЗАТО:

• На руке всего пять пальцев, но и те не равны. О, НО О

• Сказка - ложь, да в ней намек,//Добрым молодцам урок.

О, да О

2) Если однородные члены предложения соединены посредством двойных союзов: КАК, ТАК И...,

НЕ ТОЛЬКО, НО И..., НЕ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО..., ХОТЯ, НО...

Обратите внимание: запятая ставится не перед началом двойного союза, а перед его вто­рой частью:

• Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше (Демокрит).

как 0, так и ().

• Уступайте упрямому не столько ради него, сколько ради самих себя (Саньяль-Дюбе). не столько 0, сколько ().

• Хороший врач спасет если не от болезни, то хотя бы от плохого врача (Жан Поль), если 0, то О-

3) Если однородные члены соединяются посредством повторяющихся союзов И...И, ДА...ДА, ТО...ТО, ЛИ...ЛИ, ИЛИ...ИЛИ,

• В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен; важна одна лишь истина, перед которой равны все (Р.Роллан).

ни 0, ни 0, ни 0, ни О'

• Один и тот же человек редко бывает и великим, и хорошим (Томас Фуллер).

иО, и О-

Обратите внимание: перед первым союзом, при помощи которого начинается перечисле­ние однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым, третьим и т.д. союзом, используемым при перечислении. Примечание:

Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат до него.

Люби душу свою, и утешай сердце свое, и удаляй от себя печаль... Библия.

0. и (), и ().

4) Если однородные члены соединяются попарно, то запятая ставится только перед пар­ными группами.

Я счастлив и силён, свободен и молод (Брюсов).

Алгоритм выполнения задания В4 (поиск предложения с однородными членами):

1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же во­прос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.

2. Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинитель­ной или бессоюзной связью.

3. Внесите в бланк ответов те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами пред­ложения с однородными членами.

2. Предложения, осложненные обособленными членами: обособленным определени­ем, обстоятельством, приложением или дополнением

Обособление членов предложения - интонационное и смысловое их выделение; на письме обособленные члены отделяются знаками препинания.

1. Обособленное согласованное распространенное определение - это выделяемый за­пятыми причастный оборот или выделяемое запятыми имя прилагательное с зависимыми сло­вами. которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Пример: Ветер, внезапно поднявшийся, сорвал последние листья с деревьев.

Это здание, известное во всем городе, привлекает внимание туристов.

Обособленное согласованное нераспространенное определение - это выделяемое за­пятыми одиночное имя прилагательное или причастие, которое отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Пример: Вечером, усталый, я возвращался домой. Мы, уставшие, наконец-то добрались

домой.

Согласованные определения обособляются (отделяются запятой, а в середине предло­жения выделяются с двух сторон запятыми) в следующих случаях:

• если относятся к личному местоимению (стоят до или после личного местоимения): Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Ч.). Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках (М.Г.). А он, мятежный, просит бури (Л.).

• Если стоят после определяемого существительного:

Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.

• Если стоят перед определяемым существительным и имеют добавочное обстоятель­ственное значение (причинное, условное, уступительное):

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить своё восхожде­ние. Оглушённый тяжким гулом. Тёркин никнет головой (Тв.).

Если отделены от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся они до или после определяемого слова):

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате (Ч.). До­вольный и веселый, быстро шел Павел домой.

От согласованных определений следует отличать несогласованные:

Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым сло­вом при помощи согласования {деревянный забор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар).

Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления или примыканием {улица города, юбка в клеточку, ее учени­ки, бумага потолще, прогулка верхом, ребенок лет пяти, обещание любить).

Пример: Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.

2. Обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми одиночное деепричастие или деепричастный оборот.

Деепричастия и деепричастные обороты отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Примеры: Получив письмо от друга, я сразу написал ему ответ. (Написал ответ (что сделав?) получив письмо от друга. ПОЛУЧИВ ПИСЬМО ОТ ДРУГА - это обособленное об­стоятельство, выраженное деепричастным оборотом.)

Он, смеясь, бежал мне навстречу. (Бежал (что делая?) смеясь. СМЕЯСЬ - это обособ­ленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются независимо от их места в предложении.

Обособленные обстоятельства могут быть выражены не только деепричастными оборо­тами, но и именами существительными с предлогами НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА.

Пример: Несмотря на надвигающуюся грозу, мы отправились в горы.

Обстоятельства с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ могут обособляться, если стоят перед сказуемым: Вопреки прогнозам метеорологов, сегодня день будет ветреный.

3. Обособленное приложение - это определение, выраженное именем существитель­ным, то есть выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя сущест­вительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или лич­ное местоимение.

Пример: Констанция, вдова Моцарта, после его смерти раздала партитуры его сочи­нений другим людям. (КТО ИМЕННО ТАКАЯ была КОНСТАНЦИЯ? - ВДОВА МОЦАРТА. Это обособленное приложение, которое поясняет имя существительное КОНСТАНЦИЯ).

Он, ученик 11 класса, сдает ЕГЭ по русскому языку. (КТО ОН ИМЕННО ТАКОЙ? - УЧЕНИК 11 КЛАССА. Это обособленное приложение, которое поясняет личное местоимение ОН).

Распространенные приложения обособляются, если

• относятся к личному местоимению (стоят до или после определяемого слова, выра­женного личным местоимение):

Он, уроженеи Рязани, снова приехал в свой родной город. Талантливого инженера, его знают все.

• стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным: Девочка лет шести, любимица отца, вбежала в комнату.

• имеют добавочное обстоятельственное значение:

Химик по образованию, Ломоносов много сделал в этой области.

• отделено, оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Им помог сын нашего соседа, подросток.

присоединяются словами ПО ФАМИЛИИ, ПО ИМЕНИ, ПО ПРОЗВИЩУ, РОДОМ ИЗ: Один мой знакомый, по фамилии Довженко, всегда называл курицу курой. Примечание: если перед приложением, стоящим в конце предложения, можно вста­вить союз А

ИМЕННО, вместо запятой ставится тире: Въехали в Ивантеевку - боль­шое. просторное село с ухоженными улицами. Он очень любил эту игру - шахматы.

4. Обособленное дополнение -

1) выделяемое запятыми имя существительное или местоимение с предлогом КРОМЕ в значении

• «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо» Пример: Кроме нас, в доме никого не было. (КРОМЕ НАС - обособленное допол­нение);

• «сверх кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо» Пример: Кроме теплого свитера, на нем был еще и теплый шарф.

2) выделяемые запятыми имена существительные и местоимения с предлогами ВМЕ­СТО. ПОМИМО. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ. ИСКЛЮЧАЯ. СВЕРХ:

Например: Все, за исключением Николая, пришли вовремя, а он опоздал.

Алгоритм выполнения задания В4 (поиск предложения, осложненного обособлен­ными членами):

1) Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.

2) Помните о том, что

обособленные определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ КАКОЕ? КАКИЕ? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;

обособленные обстоятельства отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами;

обособленные приложения отвечают на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом КРОМЕ в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

б) именами существительными и местоимениями с предлогами ВМЕСТО, ПОМИ­МО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, СВЕРХ.

3) Выберите правильный ответ.

ЗАДАНИЕ В5

Что должен знать ученик, выполняя задание В5: правила постановки знаков препина­ния в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; какие группы вводных слов выделяются по значению; какие слова никогда не яв­ляются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения; что такое обращение; какие знаки препина­ния ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоя­тельства).

Наши рекомендации