II. Проверка домашнего задания. 1. Сообщения учеников о стилях русского языка (2-3 человека)

1. Сообщения учеников о стилях русского языка (2-3 человека).

2. Упр. 53: взаимопроверка; устные ответы (тип речи и стиль текстов).

III. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»

1. Работа по упр. 54 (ответы на вопросы).

2. Словарная работа: записать слова в рамках (ландшафт, колорит, композиция), прояснить их значение по словарю.

3. Записать слова и словосочетания из п. II упр. 54, составить с ними предложения, обсудить варианты.

Комментарии к вопросам

К № 4: То, что картина изображает Карелию, можно определить по таким деталям: спокойный, слегка холмистый рельеф; лес, уходящий за горизонт; обилие валунов, озера. Ведь Карелия — край озер и лесов.

К № 6: Художник выбирает для картины удлиненный формат, чтобы изобразить то, что можно охватить взглядом, передать широту, протяженность, простор карельского пейзажа.

К № 7: Своим пейзажем художник, по-видимому, хотел выразить чувство нежности к природе, любовь к негромкой, неяркой, холодноватой, но милой северной земле.

К № 8: Картина производит впечатление умиротворения, тишины, спокойствия, легкой грусти.

4. Устное сочинение: ученики делают устный рассказ по картине, используя опорные слова и словосочетания. Наиболее удачные выражения, находки можно записать в тетрадях (2-3 человека).

5. Написание черновика сочинения. (Если хватит времени, сделать его на уроке.)

Пример сочинения по картине В. В. Мешкова

«Золотая осень в Карелии»

«Золотая осень в Карелии» В. В. Мешкова — осенний пейзаж. Название картины напоминает о знаменитой «Золотой осени» Левитана.

На переднем плане картины зритель видит осинки, березки, кусты, позолоченные осенними холодами, хилые елочки, высокие суровые сосны, серовато-зеленые валуны, озерцо. На втором плане — озеро с отражающимися в нем деревьями, дальше — зеленая полоса хвойного леса, и над всем — низкое сероватое небо в облаках.

Картина изображает Карелию. Это можно определить по характеру пейзажа: спокойному, слегка холмистому рельефу, редкой растительности с негустой листвой, вечной зелени хвойного леса, типичным для Карелии цепям озер и обилию валунов.

Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму: яркие, теплые золотистые, коричневые, красноватые оттенки сочетаются с холодноватыми серо-зелеными, серо-голубыми. Краски прозрачные, чистые, неброские. Колорит картины передает прохладу и праздничность карельской осенней природы.

Художник выбирает для картины удлиненный горизонтальный формат холста, чтобы передать широту, спокойствие, протяженность, простор карельского пейзажа. Он изображает панораму, которую позволяет охватить взгляд. В композиции картины небо занимает примерно треть. Таким образом, создается впечатление низкого, осеннего, облачного неба. Линия горизонта ровная, спокойная. Отдельные деревья на переднем плане прорисованы четко, вплоть до каждой веточки, каждого листочка. На заднем плане деревья сливаются в общую зеленовато-золотистую массу. Цвет неба, воды, камней композиционно связывает пейзаж. Отдельные высокие сосны «сшивают» землю с небом. Так художник передает поэтичность ландшафта.

Своим лирическим пейзажем художник, по-видимому, хотел выразить чувство нежности к природе, любовь к негромкой, неяркой, холодноватой, но милой северной земле.

Картина производит впечатление умиротворения, тишины, спокойствия, легкой грусти.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по картине В. В. Мешкова.

2. Упр. 57-59 (устно).

Урок 9 (урок развития речи). Устное сочинение

Цель урока: развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию памятника архитектуры.

Методические приемы: закрепление понятий «тема текста», «типы речи», «средства связи в предложениях»; беседа по вопросам, словарная работа, пересказ, устное сочинение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Морфологический разбор слов из упр. 55 (4 человека делают его на доске, остальные — в тетрадях).

II. Анализ сочинений по картине

Общий разбор, чтение 2-3 сочинений.

III. Словарная работа

1. Упр. 56. Значение выделенных слов уточнить по словарю:

Архитектура — искусство строительства, возведения зданий.

Возводить — строить, сооружать.

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

Замысловатый — сложный, затейливый, оригинальный.

Горельеф — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Зодчий — архитектор, строитель.

Зодчество — искусство архитектуры, строительства.

2. Выписать слова в рамках: архитектура, зодчество, зодчий, орнамент. Составить предложения с ними.

IV. Работа с текстом «Триумфальная арка» (упр. 57)

1. Ответы на вопросы и выполнение заданий к тексту.

Комментарии учителя

Тема текста — история Триумфальной арки и ее описание. Заголовок соответствует теме. Тип речи — описание с элементами повествования. Цепной связью связаны следующие предложения последнего абзаца: 1 и 2, 2 и 3, 5 и 6. Средствами связи являются местоимения. «Галлы» — устаревшее название французов (от названия древних кельтских племен, населявших территорию современной Франции в VI-V веках до нашей эры). «Двунадесять языков» — двенадцать языков, в данном случае означает «множество языков», то есть «множество народов, государств».

2. Словарная работа

Выписать слова в рамках: апофеоз, горельеф, аллегория, монумент. Составить предложения с ними.

V. Пересказ текста по плану упр. 58.

Пересказ можно построить «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

Наши рекомендации