Составное именное сказуемое (СИС)

Глагол-связка + именная часть
Выражает грамматическое значение сказуемого. Связка выполняет следу­ющие функции: выражает модальность и время; связывает сказуемое с подле­жащим; содержит модальную оценку отношения между предметом и признаком. Выражает основное смысловое значение сказуемого; может быть выражена именным словосочетанием или словом практически любой части речи, кроме глагола, деепри­частия, предлога, союза и частицы. Числительное: Их изба была третьей с краю (А. Чехов). Местоимение: Всё озеро, вся рыба — на­ша (В. Солоухин). Междометие: Житьё ваше — «ой-ой!» (М. Горький).
Виды глаголов-связок Примеры
1. Нулевая связка (отсутст­вие связки) Человеккузнец своему счастью (К. Федин). Самый верный признак истиныэто простота и ясность (Л.Толстой). С этой болью ябудто моложе (С. Есе­нин). Ночькак будто сегодня бледней (С. Есе­нин).
Примечание. При нулевой связке именная часть может присоединяться к подлежащему посредсвом частиц это, значит, вот, а также сравни­тельных союзов как, будто, словно, точно, всё равно что, вроде, как и др. Данные союзы и частицы входят в состав сказуемого.
Примечание. Если в составе сказуемого есть слова вещь, человек, муж­чина, женщина и т. п., или сказуемое стоит в ряду однородных членов, также выраженных полной формой прилагательного, или имеет глагол-связку реального лексического значения, то наличие в составе СИС зави­симого слова допустимо. Высокомерие очень скверная для писателя вещь (А.Н. Толстой). Месяц блестящий, похожий на какую-то часть самолёта: не то алюминий, не то серебро (В. Инбер).
2. Незнаменательная связ­ка — глагол БЫТЬ в различ­ных формах времени и накло­нения, выполняющий чисто грамматическую функцию. Индивидуализместь подчёркнутая слабость (М. Пришвин). Роса была холодная (К. Паустовский).
3. Полузнаменательная связ­ка (глагол с ослабленным лек­сическим значением) может иметь различные лексические значения: постоянство признака: яв­ляться, приходиться, до­водиться и др.;     проявление, обнаружение признака: бывать, ока­заться, получиться, выйти, представлять и др.;     возникновение признака, оценка его как меняющегося: становиться, делаться, стать и др.;     Виды глаголов-связок Лесделался всё выше, таинственней и темнее (К. Паустовский). На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синте­зом нового со старым... (В. Брюсов). Ондоводится мне двоюродным бра­том.   Чёрный голый утёс представлял поч­ву этой пустыни (В. Обручев). Мечты о садах оказались очень глупы (И. Бунин). Тени от кустов на лугах становились длиннее (А. Глумов). Прибрежные пескиделаются тёмны­ми от росы (К. Паустовский). Примеры
оценка признака как предпо­лагаемого, кажущегося, мни­мого: казаться, представ­ляться, показаться и др.;   оценка признака как соответ­ствующего чьему-либо мне­нию, представлению, уста­новке: считаться, слыть, славиться и др.;     название признака — звать­ся, называться, почи­таться и др. Вершины далёкого хребта кажутся точно выкованными из серебра (А. Толстой). Тебе не покажется странной и дерз­кой моя просьба? (А. Чехов). Кузнецслыл за человека очень рассу­дительного (Н. Лесков). У нас в полку ясчитался одним из лучших стрелков (А. Пушкин). Солонцами обычно называютсямес­та в горах, куда приходят звери пола­комиться солью (Г. Федосеев).
4. Знаменательная (веще­ственная, конкретная) связ­ка — глагол со значением действия, состояния, дея­тельности, движения и т. д., способный самостоятельно выступать в качестве гла­гольного сказуемого, но в данной конструкции вы­полняющий также функцию связки, то есть служащий для соединения именной части с подлежащим: вернуться, идти, работать, ходить, сидеть и др. У входа в церковную ограду стоят сторожамичетыре тополя (М. Горь­кий). Вера Дмитриевнавстала грустная, заплаканная (В. Вересаев). И потом Зинаида Фёдоровнаходила по всем комнатам бледная, с испуган­ным, негодующим лицом (А. Чехов). Я родился перекати-полем (И. Турге­нев).
Примечание. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена фразеологическим сочетанием с именным значением: Без твоей подмоги януль без палочки (т. е. никто) (Г. Горышин). Он был мастером на все руки (т. е. был умельцем) (Н. Дубов).

Упражнение.Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.

Чистые пруды... Для иных это просто улица бульвар пруд а для меня средоточие самого прекрасного чем было исполнено моё детство самого радостного и самого печального ибо печаль детства тоже прекрасна.

Чистые пруды это первая снежная баба первый дом из глины выле­пленные твоими руками и пусть ты не стал ни ваятелем1 ни зодчим ты от­крыл в себе творца строителя узнал что руки твои могут не только хва­тать комкать рвать рушить но и создавать то чего ещё не было...

Чистые пруды это целый мир чудесных неожиданностей. Милые скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой при­роды. Мы ловили тут рыбу и бывало на крючке извивалась не просто чёрная пиявка а настоящая серебряная плотвичка и это было чудом поймать рыбу в центре города.

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки жившие на бульваре отказывали нам обитателям ближних переулков в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу кататься на лод­ке лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки рисковавшие приобщиться к запретным благам беспощадно карались. Разбитый нос фиолетовый синяк под глазом сорванная с голо­вы шапка обычная расплата за дерзость3. И всё же никто из нас не из­менил привычному маршруту никто не смирился с жестоким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли.

(По Ю. Нагибину)

1. Графически обозначьте в тексте подлежащие и сказуемые; укажите, чем они выражены. Определите типы сказуемых, укажите их составные части.

2. Определите способы и средства связи предложений в последнем абзаце.

3. Определите стиль текста и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Наши рекомендации