IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения»
1. Выполнение упр. 210; сравнение значений двусоставных и односоставных предложений.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (с. 96—97).
3. Комментарии учителя.
В определенно-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Подлежащее оказывается излишним. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, восстановить подлежащее, но притом только одно.
В неопределенно-личных предложениях подлежащее тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным. Например: В дверь постучались (мы, вы, они). Подлежащее оказывается не излишним, как в определенно-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.
Обратим внимание и на примечание. Надо иметь в виду, что обобщенное значение имеют предложения, которые по сути являются определенно-личными и неопределенно-личными. Подберем свои примеры:
Любишь кататься — люби и саночки возить. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. (Обобщающее значение имеют определенно-личные предложения.)
После драки кулаками не машут. На сердитых воду возят. (Обобщающее значение имеют неопределенно-личные предложения.)
4. Тренировочные упражнения.
Устно выполним упр. 211-213. Упр. 214-215 — письменно.
V. Словарная работа
Записать слова в рамках: колоссальный, компьютер, эксперимент, экспериментировать. Определить, к каким лексическим группам относятся эти слова.
VI. Составление плана статьи
Прочитаем статью учебника об ученом-языковеде А. А. Шахматове, отметим ее публицистичность, составим план:
1. Великий русский лингвист.
2. Научные интересы А. А. Шахматова.
3. Значение книги Шахматова «Синтаксис русского языка».
Подчеркнем, что изучаемая тема — «Односоставные предложения» — впервые была исследована именно Шахматовым.
Домашнее задание. § 22, упр. 216 — письменно.
Урок 38. Предложения неопределенно-личные
(продолжение)
Цель урока: углубить представление о неопределенно-личных предложениях, развивать речевую культуру учеников.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, подготовка к творческой работе, лингвистическая игра.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
1. Сделать фонетический разбор слова «компьютер».
2. Сделать морфологический разбор слова «экспериментируй».
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы:
— Какие предложения называются неопределенно-личными?
— В чем их отличие от определенно-личных предложений?
— Приведите примеры односоставных предложений, имеющих значение обобщенного лица.
2. Проверка упр. 216 — устно, «по цепочке» объясняем знаки препинания, называем грамматические основы и типы односоставных предложений. Повторяем правило разграничения частиц не и ни.
III. Закрепление темы «Неопределенно-личные предложения»
1. Сопоставление синонимических пар двусоставных и односоставных предложений.
Упр. 217 — устно: обратим внимание на разное строение грамматических основ в синонимичных предложениях.
2. Развитие речи.
Упр. 218 — устно разобрать, выполнить письменно. Подчеркнем, что после переделки — замены глаголов в форме 1-го лица на глаголы в форме 2-го лица — характер повествования становится более обобщенным, читатель словно участвует в описываемых событиях.
Упр. 219 — устно. Подчеркнем цель употребления автором художественного текста односоставных предложений (определенно-личных).
3. Работа с поэтическими текстами.
Задание. Записать в тетрадях строки из стихотворений — односоставные предложения — в два столбика. Слева — определенно-личные предложения, справа — неопределенно-личные.
1) ...И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(А. С. Пушкин)
2) Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю!
(М. Ю. Лермонтов)
3) Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(А. С. Пушкин)
4) Дни поздней осени бранят обыкновенно...
(А. С. Пушкин)
5) Не уходи, побудь со мною!
(А. Пойгин)
(Ответ: 2, 3, 6 — определенно-личные; 1, 4 — неопределенно-личные.)
IV. Подготовка к творческой работе
Упр. 220: читаем начало рассказа, даем несколько минут на подготовку и слушаем варианты продолжения: Подбираем предложения с обобщенным значением.
V. Занимательная лингвистика Игра «Аукцион пословиц».
Задание: назвать пословицы — односоставные предложения со значением обобщенного лица. Победит тот, кто последним назовет пословицу.
Можно усложнить задание: объяснить значение пословицы; назвать форму глагола-сказуемого.
Домашнее задание
§ 21, 22; упр. 220: продолжить рассказ.
Урок 39. Безличные предложения
Цель урока: дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях, развивать речевую культуру учеников.
Методические приемы: объяснение учителя, работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложений:
1) Хочешь, я тебя к горам увезу? 2) Нам показали грибные места.
II. Проверка домашнего задания
Читаем и анализируем 2-3 сочинения (упр. 220).