IV. Изучение темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах»

1. Объяснение учителя.

Особое внимание надо уделить обстоятельствам, выраженным сравнительными оборотами. Они выделяются занятыми. Например:

Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он. (Пушкин).

Часы ползли медленно, как улитка.

Он читал текст, как диктор.

Вспомним, что обстоятельство означает признак действия или признак другого признака. Значит, к обстоятельствам ставится вопрос от сказуемого, определения или другого обстоятельства.

Зададим вопросы к сравнительным оборотам: легкими (насколько? в какой степени?) как сон; медленно (насколько? как?) как улитка; читал (как?) как диктор.

Сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.

2. Задание:

Сопоставьте пары предложений, записанных на доске, объясните постановку знаков препинания:

1) Глаза кошки светились, как два зеленых огонька. Глаза кошки как два зеленых огонька.

2) Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово словно солнышко.

В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились (как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются занятыми.

Надо иметь в виду, что в сравнительных оборотах используется не только союз как, но и другие сравнительные союзы: будто, словно, точно, что. Например:

Внизу сновали, будто муравьи, люди.

Он покраснел, словно помидор.

Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу.

Огромную, что тарелка, шляпку гриба, нельзя было не заметить.

Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы, их можно свести к наиболее употребительному союзу как. Сделаем это.

3. Выполнение упражнений.

Упр. 193: комментированное письмо. Обратим внимание на предложения 3 и 5, в которых сравнительные обороты выделяются запятыми. Поставим вопросы: на черном (в какой степени?) как тушь; желтеют (как?) как бледные пятна.

Упр. 194: потренируемся в пунктуационном выделении обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами. Заметим, что сравнительный оборот может быть отделен от главного слова: Как чайка, парус там белеет в высоте. Белеет (как?) как чайка. Предложение 6 можно разбирать двояко, в зависимости от смысла, значит, и знаки препинания можно ставить по-разному:

1) Снег у крыльца как песок зыбучий. Сравнительный оборот — как песок зыбучий — входит в состав именного сказуемого и поэтому не выделяется запятыми.

2) Снег у крыльца, как песок, зыбучий. Сравнительный оборот — как песок — обстоятельство, относящееся к именной части сказуемого зыбучий, и поэтому выделяется запятыми. (Зыбучий насколько? в какой степени? как песок).

V. Закрепление умения определять стиль текста и тип речи

Упр. 196 — устно.

Комментарии к упражнению

Тип речи — рассуждение. Стиль текста — публицистический, так как он призван воздействовать на патриотические чувства читателя, реализуется в виде публицистической статьи, очерка; содержит эмоционально окрашенную, приподнятую лексику: радость, памятники, патриот, бережное, к старине, ибо, любите; устойчивые выражения: с места на место, культурные достижения, радость нескончаемого открытия, «четвертое измерение», памятники прошлого; повторы: путешествовать; по книгам, с помощью книг, с помощью музеев, не можете не любить, не можете не беречь.

Домашнее задание. § 19; упр. 195.

Урок 33. Урок развития речи

Цель урока: познакомить учеников с понятием «Риторика», с основными приемами ораторской речи; убедить в необходимости развивать речь.

Методические приемы: работа с учебником, анализ текста, словарная работа, подготовка к устному выступлению.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Упр. 195: устно выделить обстоятельства, указать, чем они выражены, объяснить знаки препинания в тексте.

II. Знакомство с понятием «Риторика»

1. Чтение текста упр. 197, ответы на вопросы.

Комментарий учителя

Эффективным можно назвать общение, при котором между собеседниками устанавливается контакт, достигаются цели говорящих: сообщить что-то, убедить в чем-то, воздействовать на чувства, разум, действия собеседника (собеседников). Общение предполагает обмен мнениями. Если же речь идет об ораторе, выступающем перед аудиторией, то общение принимает односторонний характер; целью становится привлечь внимание слушателей к общественно значимым вопросам, повлиять на поступки людей, воодушевить их, сделать их своими единомышленниками.

2. Упр. 198: чтение текста, выделение признаков ораторской речи (запись на доске и в тетрадях). Значение слова «пафос» уточняем по словарю. Синтаксический разбор предложения в тетрадях.

Уточним вид сказуемого: составное именное.

III. Практическая работа с образцами ораторской речи

1. Упр. 199: выразительное чтение, ответы на вопросы.

Комментарий учителя

В тексте отражены следующие особенности ораторской речи: обращение к слушателям, общественная значимость, гражданское звучание, пафос, яркая выразительность речи.

Средства установления контакта со слушателями: использование местоимения 1 лица множественного числа — «мы», что объединяет говорящего и слушающих (представляется нам, о нашем праве, наш потомок), и глаголов множественного числа (будем надеяться); использование собирательных конструкций (вся образованная Россия, много наших лучших людей, любовь общества, среди этого народа).

Средства выразительности:

— возвышенная лексика (празднование, лучший, признательная любовь, один из самых достойных, сияй, благородный, лик, воздвигнутый, в сердце, гласи, грядущий, великий, изваяние, свободный, дань, уста, памятник);

— глаголы в повелительном наклонении (сияй, гласи);

— сравнения (сияй, как он, благородный медный лик; как о Шекспире; подобно Пушкину);

— эпитеты (лучших, признательной, достойных, благородный, великий, свободным, лепечущих);

— метафоры (дань любви, в сердце столицы);

— эмоционально окрашенная лексика (сочувствует, любовь, народ, великий);

— повторы (стал более русским и более образованным, более свободным человеком; будем надеяться, повторы подчинительных конструкций);

— ряды однородных членов (представители земли, правительства, науки, словесности и искусства);

— обращение (сияй же, как он, благородный медный лик...);

— устаревшие слова и выражения (дань любви, лик, гласи грядущим поколениям, изваяние, уста);

— предложения с восклицательной интонацией.

Устаревшие слова и выражения используются для создания торжественного пафоса, для того чтобы слушатели мысленно объединили себя со своими славными предками, чтобы почувствовали силу единения народа.

Все средства ораторской речи, использованные Тургеневым, придают этому выступлению эмоциональность, яркость, выразительность. Речь Тургенева вызывает гордость за великий народ, давший миру великого Пушкина.

2. Упр. 200: выразительное чтение, выявление признаков хорошей публичной речи.

Комментарий учителя

Важнейшие признаки хорошей публичной речи: правильность, точность, экономность. Выступление не должно быть слишком длинным, оно должно интересовать, прежде всего, самого выступающего, в выступлении должна быть одна главная мысль, которой подчиняются все остальные.

IV. Словарная работа

Выписать слова в рамках, объяснить их значение: ремонт, реставрация, патриотизм, патриот, красноречие, риторика, оратор, ораторский, пафос.

Наши рекомендации