Неопределенно-личные предложения

Главный член таких предложений обозначает действие, производитель которого или неизвестен, или представляется информатору несущественным, так как его внимание привлечено лишь к самому факту действия. Кроме того, действие может производиться большим числом лиц, конкретное наименование которых не входит в коммуникативную задачу говорящего.

Главный член выражается глаголом 3-го лица множественного числа: V 3 pl: Совершенно естественно, что вас принимают за сумасшедшего (М. Булгаков); Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин); Тебя недавно искали. Там чествуют юбиляров.

Ученые отмечают, что в предложении могут быть словоформы с обстоятельственным значением, которые заключают в себе значение субъекта: В семье много пели, плясали; Хорошо в деревнях хлеб пекут.

Сведения о действующем лице в неопределенно-личных предложениях могут в отдельных случаях черпаться из контекста или ситуации общения: На конференции заслушивали доклады участников.

Частое употребление неопределенно-личных предложений в разговорной речи привело к тому, что некоторые из них приняли характер застывших оборотов: Кому говорят! Тебе говорят!

Широкое распространение неопределенно-личных предложений в разговорном стиле связано с необходимостью в ряде случаев акцентировать внимание на действии, а не на его производителе. Свойственны неопределенно-личные предложения и деловой речи: Предлагают начать совещание. Просят соблюдать тишину.

От неопределенно-личных предложений следует отличать двусоставные неполные предложения, в которых подлежащее восстанавливается из предыдущего контекста. В таких предложениях семантика неопределенности субъекта будет отсутствовать: Ученики заинтересованы. Уставят глаза на учителя, сидят, слушают.

Обобщенно-личные предложения

Главный член называет действие, характерное для любого, кто окажется в определенных условиях, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно. Такой обобщенностью характеризуются пословицы, поговорки, афоризмы, суждения всеобщего характера. Данные предложения выделяются лишь на семантическом уровне, так как жесткой структурной схемы они не имеют, а морфологические средства выражения главного члена как бы «заимствуются» из других структурно-семантических типов:

Насильно мил не будешь (посл.); Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); Береги честь смолоду (посл.); Сетью нагого не прикрыть (посл.).

Обобщенность может быть присуща и сложному предложению: Близкого человека только тогда и поймешь вполне, когда с ним расстанешься; Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.

Иногда обобщенность используется со стилистической целью: Ну что ты с ней поделаешь! (в разговорной речи).

Продуктивность формы обобщенно-личных предложений для пословиц не случайна: их обобщенная форма сочетается с назидательным смыслом; однако данные предложения чрезвычайно употребительны в речи не только как воспроизводимые, но и как создаваемые из словесного материала.

Профессор П. А. Лекант отмечает особую группу обобщенно-личных предложений, в которых повествуется о действии, совершавшемся самим говорящим в прошлом, притом действии длительном, обычном или повторявшемся неоднократно. Благодаря глагольной форме 2-го лица единственного числа настоящего/будущего времени действие осмысливается как обобщенное: Сидишь в старенькой избе, как в крепости, решаешь задания на завтра, а в стенке кто-то постукивает: тук-тук... (К. Паустовский).

Обобщение такого рода может быть основанием для вывода, поэтому личный опыт мыслится как «обязательный» для всех.

Безличные предложения

Главный член безличных предложений называет действие, процесс, состояние, протекающие независимо от деятеля. Деятель в безличных предложениях не только словесно не обозначен, но на него нет указаний в форме главного члена. Вероятно, что этимология данного типа предложений связана с тем, что называемые состояния, явления воспринимались человеческим сознанием как результат действия мистических (страшных, а потому не называемых) или неясных, непознанных сил. А лица, объекты/субъекты, выражаемые существительными в таких предложениях, подвергались воздействию таких сил: Брату нездоровится; С соседом плохо.

Безличные предложения – это центральная и наиболее частотная разновидность односоставных предложений. Они отличаются многообразием семантики и разноструктурностью. Стоит отметить, что вопрос о типологии некоторых конструкций в лингвистической литературе решается по-разному:

1) предложения типа Масса цветов рассматриваются как односоставные подлежащные [Шахматов], как особый тип именных односоставных предложений [Лекант, Валгина], как разновидность номинативных предложений [Бабайцева], как безличные [Грамматика - 60], как особая структурная схема [Грамматика – 70, РГ - 80];

2) глаголы типа мнится, снится, помнится, мерещится, думается в составе главной части сложноподчиненного предложения (Ей снится, будто она идет по снеговой поляне) рассматривают то как личные глаголы [Галкина-Федорук, Сиротинина], то как глаголы с безличным значением [Грамматика – 60, Валгина].

В грамматическую основу безличного предложения могут включаться вспомогательные, связочные глаголы в безличной форме (Начинало светать; Было пасмурно), а также инфинитивы при словах категории состояния (Грустно расставаться; Было грустно расставаться; Над старостью грех смеяться).

В школьных учебниках такой главный член характеризуется как составное сказуемое в отличие от простого сказуемого Светает.

Однозначно в вузовских учебниках признаются следующие структурные типы безличных предложений:

- с безличным глаголом;

- с личным глаголом в значении безличного;

- со словом категории состояния;

- с кратким страдательным причастием в форме среднего рода;

- с безлично-предикативным словом нет и зависимым от него существительным в форме косвенного (родительного) падежа (Нет денег; Ни звука; Никакой надежды) и с по-разному выраженным отрицанием в сочетании с зависимым инфинитивом (Некому работать; Не о чем спорить; Некуда идти). Подобные предложения именуются как «именные безличные» или «безлично-генитивные» [Валгина и др.].

По семантике различаются предложения, сообщающие

1) о состоянии природы или окружающей среды: В горах смеркается рано; Холодно; Ночью порывом ветра снесло крышу; К вечеру становится холодно;

2) о психическом или физическом состоянии человека или животного:

Мне здесь прекрасно – тепло и сыро (М. Горький); Меня трясло от страха; Неприятно видеть все это; Его лихорадит;

3) об оценке действия с морально-этической стороны: Над старостью грех смеяться (Ср.: Над старостью смеяться – грех – двусоставное предложение);

4) о наличии/отсутствии, недостатке чего-либо: Мне не хватает нежности твоей, Тебе моей заботы не хватает; Времени для раздумий не остается/не оставалось; Ничего страшного не происходит/не произошло;

5) о логико-интеллектуальном восприятии действительности: Интересно изучать историю родного края; Всегда трудно начинать; Приходится ждать;

6) о модальных значениях возможности / невозможности, желательности/нежелательности, необходимости/целесообразности / нецелесообразности и т.д.: Вам следует лечиться; Надо жить и работать по совести; Нечего здесь стоять; Для филолога важно упражняться в искусстве речи;

7) о действии мифических сил, судьбы, рока: Везет же людям!

8) о временных или пространственных пределах проявления действия или состояния: Пора ехать; Пока еще не поздно подумать об этом; До сессии рукой подать.

По структуре выделяются следующие модели безличных предложений с главным членом

1) безличным глаголом: Каждой девушке счастья хочется; Только мне не плачется (С. Есенин) V 3s; Мне нездоровилось V 3sn;

2) личным глаголом в безличном значении, как одиночным полнозначным, так и фазисным или модальным в сочетании с инфинитивом: Так меня холодом и обдало (Л. Толстой) V 3sn; У Ивана начало пусто звенеть в голове; Краба так и не удалось поймать (А. Толстой) V 3sn Inf;

3) словом категории состояния – одиночным или с зависимым инфинитивом: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды... (М. Лермонтов); Над старостью грех смеяться Praed, Praed Inf;

4) кратким страдательном причастием в форме среднего рода –одиночным или в сочетании со вспомогательным глаголом: В помещении накурено; Петрушке было приказано остаться V 3sn;

5) отрицательным предикативным словом „нет' + имя в родительном падеже: Сегодня нет от него письма; Его здесь не было вчера; Кругом ни души; Ни звука, ни шороха, ни стона, ни крика Neg N2.

Именно такие модели называют в ряду именных односоставных предложений как безлично-генитивные. Думаем, что более целесообразно рассматривать их переходный от глагольных к именным тип.

Как было отмечено, в состав грамматического ядра безличных предложений входит инфинитив в сочетании со словами модального или фазисного значения. Однозначно как безличные в лингвистической литературе характеризуются такие, в которых инфинитив сочетается со словами с яркими модальными значениями типа можно / нужно / необходимо / нельзя / следует / хочется / не хочется и т.д. Однако не следует смешивать с безличными такие предложения, которые по структуре напоминают безличные, но по семантике таковыми не являются, поскольку слово с модальным значением и инфинитив характеризуются разными субъектами: Приказано двигаться вперед (приказывает одно лицо, а движение касается других). Такие предложения следует рассматривать как двусоставные с инфинитивным подлежащим. Ср.: Разрешено остановиться на ночлег (двусоставное) и Решено остановиться на ночлег – односоставное безличное.

При дифференциации двусоставных и односоставных безличных структур следует учитывать позицию инфинитива. Так, зависимый постпозитивный инфинитив функционирует в безличных односоставных моделях, а препозитивный будет являться подлежащим в двусоставных предложениях. Ср.: Над старостью грех смеяться (односоставное безличное) и Над старостью смеяться – грех (двусоставное).

Инфинитивные предложения

Данный тип односоставных предложений выделяется не всеми авторами. Одни лингвисты выделяют их в особый структурный тип на основании специфики главного члена и отличной от безличных предложений семантики: отсутствие процессуального признака и особенности модальных значений [Грамматики 60, 70, 80, Бабайцева, Валгина, Лекант, Розенталь, Сиротинина, Скобликова]. Другие ученые рассматривают их как особую разновидность безличных предложений на основании общего синтаксического признака несочетаемости главного члена с именительным падежом (подлежащим) [Галкина-Федорук, Максимов, Федоров и др.]. В школьной грамматике они также рассматриваются в качестве безличных предложений.

Вслед за П. А. Лекантом, В. В. Бабайцевой и другими учеными мы будем рассматривать инфинитивные предложения как особый структурно семантический тип односоставных глагольных предложений. В инфинитивных односоставных предложениях выражается независимое потенциальное действие, не соотнесенное с деятелем. В этом они сходны с безличными. Однако в безличных предложениях независимое действие представлено как протекающее во времени, а в инфинитивных – только как желательное, возможное / невозможное, неизбежное и т.д., то есть действие не выражено как процесс, а лишь названо. Эта семантическая особенность инфинитивных предложений, как отмечает профессор П. А. Лекант, обусловлена природой главного члена: независимый инфинитив не имеет значения процесса (не имеет форм времени) и не может указывать на отношение действия к моменту речи.

Инфинитивным предложениям свойственна вневременность, этим они отличаются от безличных: Сетью нагого не прикрыть (посл.); Молодости не воротить (посл.). Однако О. Б. Сиротинина, в отличие от П. А. Леканта, говорит об отнесенности инфинитивных предложений к будущему времени (Быть бы грозе, Помолчать бы) [Сиротинина: 80], а Грамматика - 70 отмечает настоящее и прошедшее время: Нам вместе работать; Нам было вместе работать; Нам будет вместе работать [Грамматика - 70: 593].

При этом О. Б. Сиротинина критикует Грамматику – 70, отмечая ненормативность форм будущего времени и делая ценное замечание о конструкциях с формой прошедшего времени типа Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глуха, не слышит. Что было с ней делать? (М. Лермонтов), что это своеобразное русское „будущее в прошедшем' (Future in the Past). Думается, что некорректно говорить о временной отнесенности в предложениях с ирреальной модальностью, поэтому следуем за П. А. Лекантом.

Главный член инфинитивных предложений, по П. А. Леканту, имеет две структурные разновидности – полнозначный независимый инфинитив или аналитическое сочетание инфинитива связочного глагола с именем: Дочке в город уезжать (А. Твардовский); Не всем казакам в атаманах быть (посл.).

При этом мы считаем, что поскольку структурную основу в обоих случаях составляет грамматически независимый инфинитив, то структурная схема такого типа едина: Inf.

Инфинитивные предложения – это одно из синтаксических средств выражения модальных значений, в массе своей – ирреальных. В них модальность выражается «самой формой инфинитива и интонацией, а усиливается и дифференцируется частицами» [Виноградов: 405].

Выделяем следующие значения инфинитивных предложений:

1) невозможности: Он как тополь между нами, только не расти, не цвести ему в нашем саду (М. Лермонтов); Не своротить камня с пути думою (М. Горький); Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить (Ф. Тютчев); Не объяснять же ему. Обязательный компонент таких предложений – отрицательная частица не;

2) долженствования: Вам начинать; Тут Вам поворачивать назад;

3) волеизъявления: Нечего тут стоять! Всем спать! По газонам не ходить! Молчать! Тебе бы детям помочь;

4) неизбежности: Быть грозе великой (А. Пушкин); Быть беде;

5) желательности: Только бы пережить зиму; Хоть бы уснуть; Если бы поспать. Обязательный компонент таких предложений – частицы только, хоть, лишь, если, бы: Забрать все книги бы да сжечь (А. Грибоедов);

6) опасения, предостережения: Как бы не упасть; Не опоздать бы к поезду;

7) сомнения, колебания, нерешительности: Верить ли, нет ли (А. Герцен) . Обязательный компонент таких предложений – частица ли.

Инфинитивная конструкция удобна для риторического вопроса: Ну как не порадеть родному человечку! (А. Грибоедов).

Анализируя инфинитивные предложения, П. А. Лекант и другие ученые отмечают тот факт, что форма инфинитива не может содержать указаний на лицо. Но в таком типе предложений закономерным является употребление дательного падежа имени существительного для обозначения объекта: Скоро мне без листвы холодеть (С. Есенин); Быть тебе генералом! Далеко ли нам ехать? Хозяину бы все это передать!

Наши рекомендации