Постройка детского сада
Воспитательница сообщает детям только тему и говорит, что работать дети будут по двое. Данная работа способствует развитию у детей умения творчески использовать приобретенные ранее навыки. Попутно дети учатся работать согласованно.
Прежде чем дети приступят к постройке, воспитательница советует рассмотреть, какой материал у них есть на столах, затем помогает детям уточнить, что нужно построить здание детского сада и огородить участок, а потом поставить там скамеечки, горки или другие предметы оборудования участка.
Воспитательница предлагает детям самим распределить, кто будет делать участок, кто — здание детского сада; просит рассказать, где что будет; помогает установить, что будет делать каждый ребенок.
Она объясняет детям, что они не должны мешать друг другу, но могут советоваться с товарищем или объяснить ему, как лучше конструировать, где что построить.
В процессе работы воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети не подменяли друг друга, оберегать самостоятельность каждого, помогать детям советом, вопросом более правильно передавать в постройке изображаемые предметы.
Когда дети закончат постройку, можно попросить их рассказать, кто что построил, высказать одобрение за удачное проявление инициативы и самостоятельности, за дружную работу. Необходимо подчеркнуть при этом, что так быстро сложную постройку можно сделать только вместе. В конце следует напомнить, что также дружно дети могут делать постройки для своих игр и играть с ними.
Улица города
Цель - творческое применение детьми ранее приобретенных конструктивных умений. Кроме того, при выполнении этой работы у детей закрепляются умения трудиться в коллективе.
Предшествующая работа - Воспитательница во время прогулок с детьми по улице обращает их внимание на различные здания: магазин, школа, детский сад, жилые дома. Дети учатся различать здания по внешним признакам, узнавать аналогичные на другой улице. Педагог показывает и рассказывает детям, что по улице проходит трамвайная линия, ездят автомобили.
Материал: Детям понадобятся все знакомые им детали, а также дополнительные игрушки — матрешки, домашние животные, деревья, флажки, транспорт. Следует научить детей строго придерживаться правила — игрушки брать лишь тогда, когда постройка готова, за исключением тех случаев, когда нужно определить размер конструкции.
Ход игры: Прежде чем дети начнут сооружать конструкции, воспитательница просит их вспомнить, что они видели на улицах. Затем она сообщает, что строить будут вместе, по три-четыре человека, кто с кем хочет. Сначала подумайте, что можно построить на улице — советует педагог, — дома с садиками (дома могут быть большие и маленькие), трамвайную линию, дорогу, по которой будут ездить автомашины».
После того как воспитательница поможет детям определить, кто что будет строить, она разрешает им приступить к работе.
Осуществляя индивидуальное руководство, воспитательница следит за тем, чтобы дети обдуманно отбирали материал, помогает вспомнить предмет, его части для более правильного изображения в конструкции.
В конце надо рассмотреть, что построили дети, обратить внимание на дружную работу, в результате которой получилась настоящая улица; на удачные постройки детей и на удачное использование игрушек.
В заключение воспитательница говорит детям, как можно интересно играть с ними.
Постройка трамвая
Цель — развивать у детей умение отражать свои наблюдения, знания о предметах и постройках, учить их делать прочную площадку на неустойчивой подставке (на цилиндрах, изображающих колеса) с соединениями по длине, закреплять умение делать сложное перекрытие.
Рис. 20. Трамвай. |
Накануне необходимо пройти с-детьми к трамвайной остановке, понаблюдать движение трамваев, посмотреть, откуда люди выходят из трамвая и куда входят. При помощи вопросов воспитательница побуждает детей обратить внимание на то, что у трамвая много окон, впереди, где сидит вожатый, тоже со всех сторон окна, поэтому ему все хорошо видно вокруг. Вверху у трамвая дуга, внизу колеса. Взрослые ездят в трамвае на работу; дети—в школу, в детский сад.
Постройка трамвая довольно сложна для детей, так как здесь большое разнообразие деталей и требуется много материала (рис, 20.). В начале занятия нужно дать образец готовой постройки, выполненный воспитателем.
Показывая постройку, воспитательница спрашивает детей, что построено, помогает им разобраться, как сооружать трамвай, из каких деталей набора; обращает внимание на удачное применение трехгранной призмы.
Затем воспитательница рассказывает, что трамвай длинный, большой, поэтому нижнюю плоскость нужно сделать составной (показывает место соединения). Лучше всего ее составить из длинных и коротких пластин (вместо коротких пластин можно взять квадратные). Рекомендуется тут же пояснить, что такая площадка годится и для большого грузовика и для других построек.
Далее нужно рассмотреть, на чем лежат пластины: спереди и сзади подложены цилиндры; в месте соединения — брусок и короткая пластина, чтобы площадка была ровной. Укладывать пластины нужно так, чтобы они соединились на середине подставки; если цилиндры раскрываются, у одного из них нужно положить кирпичик.
После этого нужно предложить детям рассмотреть образец и рассказать, что делать дальше и в какой последовательности.
Постройка воспитателя остается на столе в течение всего занятия, чтобы дети могли сравнивать свои работы с образцом и определять, правильно ли они строят.
В процессе стройки воспитательница наблюдает за тем, чтобы дети аккуратно укладывали детали, особенно в местах соединений.
По окончании стройки надо предложить детям проверить, все ли у них правильно. Если кто-нибудь допустил ошибку, необходимо добиться, чтобы он понял ее и исправил.
СТАРШАЯ ГРУППА
В предыдущих группах дети овладели основными приемами конструирования, новым для них является лишь перекрытие на высоких устоях, которое применяется главным образом при сооружении высоких мостов.
Дети старшей группы, пользуясь полученными в предшествующих группах конструктивными умениями, сооружают более сложные и разнообразные постройки из большого количества материала, с большими архитектурными подробностями, с двумя и более перекрытиями. Дети изображают в своих постройках не только те предметы, которые непосредственно наблюдают, но и те, с которыми знакомы по фотографиям, художественным г произведениям (Красная площадь, сказочный домик и др.). Дети старшей группы учатся с большей точностью соблюдать нужную симметрию и пропорцию в частях построек, подбирая соответствующий материал; учатся красиво оформлять постройки, более разнообразно сочетая детали набора. В старшей группе некоторые приемы можно показывать не на предметной стройке, а прямо поставив перед детьми какую-либо задачу, например научиться делать площадку на высоких устоях или основание у сложных построек. Вместе с детьми нужно выяснить, в каких постройках такие приемы могут быть использованы, а затем предложить построить что-нибудь, применив показанный прием.
В конце надо посмотреть с детьми, кто как применил полученные умения, каковы индивидуальные решения общей для всех задачи.
В старшей группе образец постройки чаще дается не в виде готовой постройки, а в .виде фотографий, рисунков, на которых изображены постройки из того же строительного материала, с которым работают дети. Используются фотографии или художественные картины построек в натуре (Московский Кремль, Большой театр, канал имени Москвы и др.).
Чаще, чем в предыдущих группах, детям предлагается только тема постройки, и дети выполняют ее, пользуясь наблюдениями, представлениями.
Конечно, и в этой группе может использоваться образец постройки воспитателя, прямой показ действий, но эти приемы уже не характерны для старшей группы.
К детям старшей группы предъявляются большие требования в отношении планирования своей работы: они должны уметь представить, какой будет их постройка; рассказать о ней, прежде чем строить; обдумывать, какой материал им понадобится; в какой последовательности они будут выполнять постройку, уметь рассказать об этом.
Воспитательница продолжает и в этой группе учить детей строить вместе.
Дети должны уметь договариваться о теме постройки, о том, какой материал им потребуется, распределять между собой работу, трудиться дружно, советуясь друг с другом, считаясь с мнением товарищей, бережно относиться к чужим постройкам.
Дети должны уметь готовить материал и убирать его на место после игр без напоминания воспитателя, проявлять самостоятельность в поддержании порядка.
Удачные постройки, выполненные детьми , желательно иногда оставлять в строительном уголке на один-два дня. Такие постройки побуждают детей совершенствовать свои конструкции, служат толчком для творчества. (Если постройка сделана в таком месте, что оставить ее неудобно, нужно поручить автору или кому-нибудь из детей группы повторить ее на столе в строительном уголке.)
В средней группе дети строили отдельные виды транспорта (автомобиль, пароход); в старшей группе следует продолжить эту тему, предложив детям сконструировать новые виды транспорта.
У детей старшей группы в результате предшествующей работы появляется большой интерес к технике. Они часто используют в играх игрушки, изображающие разные машины, сооружают их из строительного материала. Интерес этот следует поддерживать и углублять. С этой целью необходимо продолжать наблюдения за работающим транспортом, рассматривать иллюстрации наиболее близких детям и интересных машин.
Для занятий можно предложить следующую тематику:
Постройка самолета
Цель — научить детей строить самолет, творчески используя свои наблюдения и полученные ранее умения; научить строить, пользуясь фотографией готовой постройки; развивать у детей умение предварительно обдумывать ход своей работы.
Предшествующая работа: в строительном уголке желательно повесить несколько фотографий самолетов разного типа или поместить эти фотографии в альбом.
Из непосредственных наблюдений и рассматривания иллюстраций дети должны составить ясное представление об этом виде транспорта. Они должны знать, что самолеты используются для перевозки пассажиров, грузов, почты, для обслуживания сельского хозяйства.
Дети достаточно отчетливо представляют, из каких частей состоит самолет (фюзеляж, крылья, хвост, мотор, пропеллер, шасси), что самолеты бывают с одним, двумя и более моторами.
Ход игры: Воспитательница предварительно сообщает детям, что они будут строить самолет, и объясняет, что теперь они сами будут определять, какой материал им нужен. Она кладет на столы не только те детали, из которых выполнен образец, но и те, которыми можно заменить детали образца, иначе материала на всю группу не хватит (не только пластины, например, но и кирпичики, если даже их нет в образце; не только кубы, но и призмы, из которых легко составить кубы).
Дети знают также, что- если им понадобится дополнительный материал, то они его могут взять непосредственно из шкафчика. Если материал хранится в двухсторонних шкафчиках на роликах, то для удобства детей их можно разместить между столами.
Перед тем как предложить детям построить самолет, нужно вместе с ними вспомнить его части, рассмотреть фотографию постройки, определить, с помощью каких деталей сконструированы разные части.
На фотографии может быть одномоторный самолет, но воспитательница объясняет детям, что им разрешается построить самолет с двумя моторами и больше, но все части самолета должны быть отражены в конструкции.
Затем воспитательница предлагает хорошо подумать, с чего следует начать конструкцию. Дети рассказывают, в какой последовательности они будут выполнять постройку и приступают к работе (рис. 21).
В процессе стройки необходимо обратить особое внимание на начало работы: важно, чтобы дети правильно установили размер конструкции, и тем, кто затрудняется, нужно помочь вопросом, советом, напоминанием.
Когда постройки будут готовы, их надо рассмотреть, останавливая внимание детей на хороших конструкциях.
Рис. 21. Самолет двухмоторный.
При этом нужно обратить внимание на передачу правильных, пропорциональных отношений между отдельными частями постройки, на хорошо продуманную конструкцию фюзеляжа, на удачное изображение мотора и других частей, поощрить тех детей, которые проявили творческую инициативу.
Лучшие варианты построек, изображающие разные виды самолетов, желательно сохранить в строительном уголке в течение 2—3 дней.
Постройка парохода
Цель — закрепить умения детей отражать свои наблюдения и представления в стройке, правильно пользоваться приобретенными умениями.
Данная тема дается детям тогда, когда у них имеется уже достаточно четкое представление об этом виде транспорта. Дети должны знать, что пароходы бывают большие и маленькие, пассажирские, грузовые, военные. Усложнение заключается в том, что дети будут строить по памяти и использовать большее число деталей.
Ход игры: Прежде чем предложить детям строить пароход, воспитательница спрашивает, помнят ли они названия частей его. Затем она просит подумать и рассказать, с чего начинать постройку, какие для этого взять детали, что и из чего дальше делать.
После выяснения всех этих вопросов дети приступают к работе.
По окончании все дети вместе рассматривают постройки, выясняют, какие пароходы сделаны, хорошо ли использован материал. Одну-две лучшие постройки можно оставить в строительном уголке на несколько дней.
Если выполнение постройки парохода по представлению воспитательница считает трудным для группы, она может провести строительство по образцу, используя в качестве его фотографию.