Постройка детского сада

Воспитательница сообщает детям только тему и говорит, что работать де­ти будут по двое. Данная работа способствует развитию у детей умения творчески использовать приобретенные ранее навыки. По­путно дети учатся работать согласованно.

Прежде чем дети приступят к постройке, воспитатель­ница советует рассмотреть, какой материал у них есть на столах, затем помогает детям уточнить, что нужно по­строить здание детского сада и огородить участок, а по­том поставить там скамеечки, горки или другие предме­ты оборудования участка.

Воспитательница предлагает детям самим распреде­лить, кто будет делать участок, кто — здание детского сада; просит рассказать, где что будет; помогает установить, что будет делать каждый ребенок.

Она объясняет детям, что они не должны мешать друг другу, но могут советоваться с товарищем или объяснить ему, как лучше конструировать, где что построить.

В процессе работы воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети не подменяли друг друга, оберегать самостоятельность каждого, помогать детям советом, во­просом более правильно передавать в постройке изобра­жаемые предметы.

Когда дети закончат постройку, можно попросить их рассказать, кто что построил, высказать одобрение за удачное проявление инициативы и самостоятельности, за дружную работу. Необходимо подчеркнуть при этом, что так быстро сложную постройку можно сделать только вместе. В конце следует напомнить, что также дружно дети могут делать постройки для своих игр и иг­рать с ними.

Улица города

Цель - творческое примене­ние детьми ранее приобретенных конструктивных умений. Кроме того, при выполнении этой работы у детей за­крепляются умения трудиться в коллективе.

Предшествующая работа - Воспитательница во время прогулок с детьми по ули­це обращает их внимание на различные здания: магазин, школа, детский сад, жилые дома. Дети учатся различать здания по внешним признакам, узнавать аналогичные на другой улице. Педагог показывает и рассказывает детям, что по улице проходит трамвайная линия, ездят авто­мобили.

Материал: Детям понадобятся все знакомые им детали, а также дополнительные игрушки — матрешки, домашние жи­вотные, деревья, флажки, транспорт. Следует научить детей строго придерживаться правила — игрушки брать лишь тогда, когда постройка готова, за исключением тех случаев, когда нужно определить размер конструкции.

Ход игры: Прежде чем дети начнут сооружать конструкции, вос­питательница просит их вспомнить, что они видели на улицах. Затем она сообщает, что строить будут вместе, по три-четыре человека, кто с кем хочет. Сначала поду­майте, что можно построить на улице — советует педа­гог, — дома с садиками (дома могут быть большие и маленькие), трамвайную линию, дорогу, по которой бу­дут ездить автомашины».

После того как воспитательница поможет детям опре­делить, кто что будет строить, она разрешает им присту­пить к работе.

Осуществляя индивидуальное ру­ководство, воспитательница следит за тем, чтобы дети обдуманно отбирали материал, помогает вспомнить пред­мет, его части для более правильного изображения в конструкции.

В конце надо рассмотреть, что построили де­ти, обратить внимание на дружную работу, в результате которой получилась настоящая улица; на удачные по­стройки детей и на удачное использование игрушек.

В заключение воспитательница говорит детям, как можно инте­ресно играть с ними.

Постройка трамвая

Цель — развивать у детей умение отражать свои наблюдения, знания о предметах и по­стройках, учить их делать прочную площадку на неустой­чивой подставке (на цилиндрах, изображающих колеса) с соединениями по длине, закреплять умение делать сложное перекрытие.

Рис. 20. Трамвай. Постройка детского сада - student2.ru

Накануне необходимо пройти с-детьми к трамвайной остановке, понаблюдать движение трамваев, посмотреть, откуда люди выходят из трамвая и куда входят. При по­мощи вопросов воспитательница побуждает детей обра­тить внимание на то, что у трамвая много окон, впереди, где сидит вожатый, тоже со всех сторон окна, поэтому ему все хорошо видно вокруг. Вверху у трамвая дуга, внизу колеса. Взрослые ездят в трамвае на работу; де­ти—в школу, в детский сад.

Постройка трамвая довольно сложна для детей, так как здесь большое разнообразие деталей и требуется много материала (рис, 20.). В начале занятия нужно дать образец готовой по­стройки, выполненный воспитателем.

Показывая постройку, воспитательница спрашивает детей, что построено, помогает им разобраться, как соо­ружать трамвай, из каких деталей набора; обращает вни­мание на удачное применение трехгранной призмы.

 

Затем воспитательница рассказывает, что трамвай длинный, большой, поэтому нижнюю плоскость нужно сделать составной (показывает место соединения). Луч­ше всего ее составить из длинных и коротких пластин (вместо коротких пластин можно взять квадратные). Рекомендуется тут же пояснить, что такая площадка годит­ся и для большого грузовика и для других построек.

Далее нужно рассмотреть, на чем лежат пластины: спереди и сзади подложены цилиндры; в месте соедине­ния — брусок и короткая пластина, чтобы площадка бы­ла ровной. Укладывать пластины нужно так, чтобы они соединились на середине подставки; если цилиндры рас­крываются, у одного из них нужно положить кирпичик.

После этого нужно предложить детям рассмотреть образец и рассказать, что делать дальше и в какой по­следовательности.

Постройка воспитателя остается на столе в течение всего занятия, чтобы дети могли сравнивать свои работы с образцом и определять, правильно ли они строят.

В процессе стройки воспитательница наблюдает за тем, чтобы дети аккуратно укладывали детали, особен­но в местах соединений.

По окончании стройки надо предложить детям про­верить, все ли у них правильно. Если кто-нибудь допу­стил ошибку, необходимо добиться, чтобы он понял ее и исправил.

СТАРШАЯ ГРУППА

В предыдущих группах дети овладели основными при­емами конструирования, новым для них является лишь перекрытие на высоких устоях, которое применяется главным образом при сооружении высоких мостов.

Дети старшей группы, пользуясь полученными в пред­шествующих группах конструктивными умениями, соору­жают более сложные и разнообразные постройки из большого количества материала, с большими архитек­турными подробностями, с двумя и более перекрытиями. Дети изображают в своих постройках не только те предметы, которые непосредственно наблюдают, но и те, с которыми знакомы по фотографиям, художественным г произведениям (Красная площадь, сказочный домик и др.). Дети старшей группы учатся с большей точностью соблюдать нужную симметрию и пропорцию в частях построек, подбирая соответствующий материал; учатся красиво оформлять постройки, более разнообразно со­четая детали набора. В старшей группе некоторые приемы можно показы­вать не на предметной стройке, а прямо поставив перед детьми какую-либо задачу, например научиться делать площадку на высоких устоях или основание у сложных построек. Вместе с детьми нужно выяснить, в каких по­стройках такие приемы могут быть использованы, а затем предложить построить что-нибудь, применив показанный прием.

В конце надо посмотреть с детьми, кто как применил полученные умения, каковы индивидуальные решения общей для всех задачи.

В старшей группе образец постройки чаще дается не в виде готовой постройки, а в .виде фотографий, рисун­ков, на которых изображены постройки из того же строи­тельного материала, с которым работают дети. Исполь­зуются фотографии или художественные картины по­строек в натуре (Московский Кремль, Большой театр, ка­нал имени Москвы и др.).

Чаще, чем в предыдущих группах, детям предлагает­ся только тема постройки, и дети выполняют ее, поль­зуясь наблюдениями, представлениями.

Конечно, и в этой группе может использоваться образец постройки воспитателя, прямой показ действий, но эти приемы уже не характерны для старшей группы.

К детям старшей группы предъявляются большие требования в отношении планирования своей работы: они должны уметь представить, какой будет их постройка; рассказать о ней, прежде чем строить; обдумывать, ка­кой материал им понадобится; в какой последователь­ности они будут выполнять постройку, уметь рассказать об этом.

Воспитательница продолжает и в этой группе учить детей строить вместе.

Дети должны уметь договариваться о теме постройки, о том, какой материал им потребуется, распределять между собой работу, трудиться дружно, советуясь друг с другом, считаясь с мнением товарищей, бережно отно­ситься к чужим постройкам.

Дети должны уметь готовить материал и убирать его на место после игр без напомина­ния воспитателя, проявлять самостоятельность в поддер­жании порядка.

Удачные постройки, выполненные детьми , желательно иногда оставлять в строительном угол­ке на один-два дня. Такие постройки побуждают детей совершенствовать свои конструкции, служат толчком для творчества. (Если постройка сделана в таком месте, что оставить ее неудобно, нужно поручить автору или кому-нибудь из детей группы повторить ее на столе в строительном уголке.)

В средней группе дети строили отдельные виды транспорта (автомобиль, пароход); в старшей группе следует продолжить эту тему, предло­жив детям сконструировать новые виды транспорта.

У детей старшей группы в результате предшествую­щей работы появляется большой интерес к технике. Они часто используют в играх игрушки, изображающие раз­ные машины, сооружают их из строительного материала. Интерес этот следует поддерживать и углублять. С этой целью необходимо продолжать наблюдения за работаю­щим транспортом, рассматривать иллюстрации наиболее близких детям и интересных машин.

Для занятий можно предложить следующую тема­тику:

Постройка самолета

Цель — научить детей строить са­молет, творчески используя свои наблюдения и получен­ные ранее умения; научить строить, пользуясь фотогра­фией готовой постройки; развивать у детей умение пред­варительно обдумывать ход своей работы.

Предшествующая работа: в строительном уголке желательно пове­сить несколько фотографий самолетов разного типа или поместить эти фотографии в альбом.

Из непосредственных наблюдений и рассматривания иллюстраций дети должны составить ясное представле­ние об этом виде транспорта. Они должны знать, что са­молеты используются для перевозки пассажиров, гру­зов, почты, для обслуживания сельского хозяйства.

Дети достаточно отчетливо представляют, из каких частей состоит самолет (фюзеляж, крылья, хвост, мо­тор, пропеллер, шасси), что самолеты бывают с одним, двумя и более моторами.

Ход игры: Воспитательница предварительно сообщает детям, что они будут строить самолет, и объясняет, что теперь они сами будут определять, какой материал им нужен. Она кладет на столы не только те детали, из которых выполнен образец, но и те, которыми можно заменить детали образца, иначе материала на всю группу не хватит (не только пластины, например, но и кирпичики, если даже их нет в образце; не только ку­бы, но и призмы, из которых легко составить кубы).

Дети знают также, что- если им понадобится допол­нительный материал, то они его могут взять непосред­ственно из шкафчика. Если материал хранится в двух­сторонних шкафчиках на роликах, то для удобства детей их можно разместить между столами.

Перед тем как предложить детям построить самолет, нужно вместе с ними вспомнить его части, рассмотреть фотографию постройки, определить, с помощью каких деталей сконструированы разные части.

На фотографии может быть одномоторный самолет, но воспитательница объясняет детям, что им разрешает­ся построить самолет с двумя моторами и больше, но все части самолета должны быть отражены в конструкции.

Затем воспитательница предлагает хорошо подумать, с чего следует начать конструкцию. Дети рассказывают, в какой последовательности они будут выполнять по­стройку и приступают к работе (рис. 21).

В процессе стройки необходимо обратить особое внимание на начало работы: важно, чтобы дети правиль­но установили размер конструкции, и тем, кто затруд­няется, нужно помочь вопросом, советом, напоминанием.

Когда постройки будут готовы, их надо рассмотреть, останавливая внимание детей на хороших конструкциях.

Постройка детского сада - student2.ru

Рис. 21. Самолет двухмоторный.

При этом нужно обратить внимание на передачу пра­вильных, пропорциональных отношений между отдель­ными частями постройки, на хорошо продуманную кон­струкцию фюзеляжа, на удачное изображение мотора и других частей, поощрить тех детей, которые проявили творческую инициативу.

Лучшие варианты построек, изображающие разные виды самолетов, желательно сохранить в строительном уголке в течение 2—3 дней.

Постройка парохода

Цель — закрепить умения детей отражать свои наблюдения и представления в стройке, правильно пользоваться приобретенными умениями.

Данная тема дается детям тогда, когда у них имеет­ся уже достаточно четкое представление об этом виде транспорта. Дети должны знать, что пароходы бывают большие и маленькие, пассажирские, грузовые, военные. Усложнение заключает­ся в том, что дети будут строить по памяти и использо­вать большее число деталей.

Ход игры: Прежде чем предложить детям строить пароход, вос­питательница спрашивает, помнят ли они названия частей его. Затем она просит подумать и рассказать, с чего начинать постройку, какие для этого взять детали, что и из чего дальше делать.

После выяснения всех этих вопросов дети приступают к работе.

По окончании все дети вместе рассматрива­ют постройки, выясняют, какие пароходы сделаны, хоро­шо ли использован материал. Одну-две лучшие построй­ки можно оставить в строительном уголке на несколь­ко дней.

Если выполнение постройки парохода по представлению воспитательница считает трудным для группы, она может провести строительство по об­разцу, используя в качестве его фотографию.

Наши рекомендации