Дошкольников в условиях детского сада

Утренняя атмосфера определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания детей в детском саду уместны игры тонизирующие, настраи­вающие на работу. Пока не собрались все дети, с те­ми, кто уже пришел, можно провести игру «Телеви­зор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на любимую программу», т.е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стек­лянную баночку предварительно наклеивается выре­занный из бумаги контур телевизионного экрана). Иг­ра выполняет также и диагностическую функцию, т.к. выбранный ребенком цвет указывает на его актуаль­ное эмоциональное состояние.

Завтрак.

Учебные занятия.

Занятие 1 — развитие речи. Используя метод биб­лиотерапии, детям предлагают послушать и придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н.Г. Гарина-Ми­хайловского. При выполнении этого задания в центре внимания воспитателя дети с демонстративным пове­дением, упрямые и капризные. Анализируя литератур­ную продукцию детей, важно выявить их отношение к главной героине — капризуле Нике, эмоциональную оценку поведения девочки, предложенные детьми ва­рианты альтернативного поведения.

Занятие 2 — изобразительное искусство. Используя метод арттерапии — рисунок,— детям предлагают сде­лать иллюстрации к рассказу Н.Н.Гарина-Михайлов­ского «Попугай». В этой работе следует обратить внимание на рисунки агрессивных детей: каков сюжет рисунка и в какой цветовой гамме он решен.

Прогулка. Во время прогулки приоритет следует от­дать подвижным играм. Они не только удовлетворяют потребность детей в активном поведении, но и при­дают поведению через правила игры организованную целесообразность. Особенно детям нравятся игры с элементами соревновательности. Например, игра «Третий лишний».

Играющие становятся парами по кругу и повора­чиваются лицом в центр круга так, чтобы один стоял за другим. Двое водящих находятся за кругом на неко­тором расстоянии друг от друга. По команде ведущего один из водящих убегает, другой его догоняет. Убе­гающий, почувствовав, что его догоняют, спасается, т.е. пристраивается впереди какой-либо пары. Как только он встал, сзади стоящий в этой паре оказыва­ется третьим лишним и начинает догонять того, кто до этого ловил убегающего. Таким образом, ловив­ший превращается в убегающего и, спасаясь, также становится впереди какой-нибудь пары. И так игра продолжается. Догоняющему надо быть очень внима­тельным, т.к. в любой момент он может стать убегаю­щим, спасаясь от нового ловящего.

Если догоняющий осалил убегаюшего пока тот не успел пристроиться к какой-либо паре, то водящие меняются ролями и начинают бег в противоположном направлении. Если кто-то из детей задерживается в ро­ли водящего, и видно, что он уже устал, то его можно заменить ребенком прежде стоящим в паре и желаю­щим побегать. Бегать разрешается внутри круга, по внешнему контуру круга, а также пересекая круг.

Обед.

Тихий час — сон под спокойную музыку (музыкотерапия). Можно использовать лирические фрагменты из произведения П.И.Чайковского, Э.Грига, Ф.Шо­пена, а также запись звуков природы.

Полдник.

Вторая половина дня. Некоторое время может быть отведено для игры-драматизации по рассказу Н.Г. Гарина-Михайловского «Попугай», или отдано работе с изобразительным материалом. Например, дети кол­лективно создают аппликацию по сюжету одноимен­ного рассказа или на любую другую тему.

И в заключении.

Наряду с грамотно продуманной логикой коррекционно-развивающей работы не менее важен и стиль руководства ею взрослыми. Оптимально эффективный стиль характеризуется адекватностью, гибкостью и прогностичностью.

Адекватность — это способность взрослого видеть и понимать индивидуальные особенности каждого ре­бенка, своевременно замечать изменения, происходя­щие в развитии его личности и поведении.

Гибкость — это способность взрослого вовремя и по мере необходимости вносить изменения в содер­жание и методическую инструментовку коррекционно-развивающего процесса в соответствии с динами­кой поведения детей.

Прогностичностъ — это способность взрослого соз­давать в коррекционно-развивающем процессе усло­вия, которые предвосхищают появление положительных черт личности и конструктивных способов поведения детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации