МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко»

с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155)

по реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования

«От рождения до школы»

(под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

По психологическому сопровождению

Детей 2-7 года жизни

Г. Пятигорск

Г.

Содержание

1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Ведущие цели и задачи программы
4. Принципы построения рабочей программы
5. Цели и задачи для педагогов ДОУ и родителей в соответствии возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста
6. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
7. Технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка дошкольного возраста
8. Приоритетные направления работы по реализации программы
9. Коррекционные программы, используемые при групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе. Содержание и формы коррекционной работы.
10. Условия реализации программы и формы работы
11. Образовательные технологии
12. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках ПМПК ДОУ
13. Организация системы взаимодействий педагога-психолога со специалистами ДОУ
14. Взаимодействие педагога-психолога с семьями воспитанников
15. Организация и содержание мониторинга
16. Методы психолого-педагогического мониторинга
17. Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
18. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
19. Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ
20. Годовой план работы психолого-педагогического сопровождения по направлениям деятельности
21. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по снижению уровня тревожности и преодолению страхов. Программа «Страх мой – враг мой»
22. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по снижению уровня агрессивности Программа «Давайте жить дружно»
23. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по развитию социальной и коммуникативной компетенции Программа «Вместе весело шагать»
24. Тематическое планирование психопрофилактических, коррекционно-развивающих и диагностических мероприятий, проводимых в рамках психологического обеспечения педагогического процесса ДОУ
  24.1. Вторая младшая группа (программа О.А. Шороховой «Играем в сказку»)
  24.2. Средняя группа (программа Е.Н. Командина «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»)
  24.3. Старшая группа (программа Е.Н. Командина «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»)
  24.4. Подготовительная группа (по программе Л.Г. Муратовой)
25. Ожидаемые результаты реализации содержания рабочей программы
  25.1. Итоги освоения содержания программы. Младшая группа
  25.2. Итоги освоения содержания программы. Средняя группа
  25.3. Итоги освоения содержания программы. Старшая группа
  25.4. Итоги освоения содержания программы. Подготовительная группа
26. Критерии оценки при проведении мониторинга образовательных областей (целевых ориентиров) с учтом ФГОС ДОО по методике Ю.А. Афонькиной
27. Карты мониторинга качества освоения образовательных областей (целевых ориентиров) с учетом ФГОС ДОО
28. Диагностический комплекс исследований готовности к обучению в школе детей 6-7 лет
29. Индивидуальная карта оценки уровня готовности к обучению в школе
30. Сводная ведомость обследования уровня готовности к школе
31. Перечень используемых программ, технологий, пособий для коррекционно-развивающей работы
32. Перечень пособий, рекомендованных к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы
33. Литература
  ПРИЛОЖЕНИЯ
  1. Социальный паспорт семьи
  2. Исследование адаптации ребенка к условиям ДОУ
  3. Оценка психологического климата в коллективе
  4. Оценочная шкала по определению знаний психолого-педагогических основ воспитания, которыми должен обладать педагог ДОУ (И.Ю. Соколова)


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование программы Программа сопровождения и организации коррекционно-развивающих мероприятий с детьми дошкольного возраста воспитанниками муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 4 «Солнышко».
Основание для разработки · Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», · Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03 – 248 · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» · Декларация прав ребенка ООН (1959) · Конвенция ООН о правах ребенка (1989) · «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 · Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» · Национальная стратегия · Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» · Закон Ставропольского края «Об образовании», иными законами и нормативными актами Ставропольского края · Стратегия развития образования в Ставропольском крае · Уставом и др. локальными актами МБДОУ · Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой )
Разработчик программы Педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 4 «Солнышко» Командин Евгений Николаевич.
Условия реализации программы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко», кабинет «Психологической службы».
Срок реализации программы Ежегодно
Ожидаемые результаты • Сформированные личностные и интеллектуальные умения и навыки воспитанников, необходимые для перехода на следующую ступень обучения. • Разработка комплексной оценки деятельности МБДОУ ДСКВ №10 в области создания комфортной развивающей образовательной среды: - обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника детерминировано внедрением в деятельность МБДОУ д/с №4 «Солнышко» города Пятигорска Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства Образования и Науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду, постепенного перехода дошкольных учреждений на новую, перспективную систему мониторинга и развития интегративных качеств личности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, труд, учение).

Исследователи отмечают, что в годы дошкольного детства с их неуклонным подъемом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.

Данная рабочая программа составлена на основании программы Российской академии образования исследовательского центра семьи и детства. Детский центр Л.А. Венгера «Психолог в детском саду». - М.: Просвещение, 2003.

Авторами практических рекомендаций по работе педагога-психолога в детском саду являются Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, А.И. Булычева, И.А. Бурлакова, Н.Б. Венгер, О.М. Дьяченко, и др.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко» работает по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Эти программа предполагает развивающую ориентацию образования детей, основываясь на единстве процессов обучения и развития.

ФГОС ДО фактически определяют основные задачи психологического сопровождения (п.п. 1.6):

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Требования к структуре общеразвивающей программы ДО и ее объему (п.2.6.) определяют содержание программы ДОУ, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО (ч.III ФГОС ДО) определяют основные направления психолого-педагогического сопровождения:

· индивидуализация образования;

· реализация компетентностного подхода;

· учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей воспитанников;

· формирование готовности воспитанников к регулярному обучению в школе в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями;

· формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;

· интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями;

· мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей;

· использование средств психолого-педагогической поддержки воспитанников и развитие консультационной помощи способных и одаренных детей;

· диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения

· (индивидуальный, групповой, уровень группы, уровень учреждения);

· вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

· психолого-педагогическая поддержка участников конкурсов на разных уровнях;

· обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностной перспективы развития;

· формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

· учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников;

· формирование и развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, педагогических и административных работников, родительской общественности;

В ФГОС ДО обозначены основные психолого-педагогические условия для реализации основной образовательной программы ДОУ (п.3.2.1.):

· уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

· использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

· построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

· поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

· поддержка инициативы и самостоятельности детей;

· защита детей от всех форм физического и психического насилия;

· поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей;

Не менее важный элемент психологического сопровождения образовательного процесса - мониторинг развития детей, без которого трудно обеспечить их психическое здоровье. Отслеживание развития каждого ребенка позволит не только оперативно решать задачи по преодолению возникающих у отдельных детей трудностей при освоении программы, но и предупредить их появление. Кроме того, на основе анализа результатов психологического мониторинга может проектироваться развивающая работа с дошкольниками.

ФГОС ДО определяют два вида мониторинга (пп. 3.2.3, 3.2.4): педагогический и психологический. Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) проводится при необходимости с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Предлагаемая рабочая программа психологического сопровождения личности дошкольника соответствует Основной общеобразовательной программе ДОУ, разработанной на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса).

Ценность программы в данной редакции определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

Это позволит педагогу-психологу во взаимодействии с другими специалистами МБДОУ № 4 интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных и коррекционных задач; диагностировать и развивать в единствепознавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Новизной этих программ является то, что мониторинг интегративных качеств и их и развитие не разбиваются на два отдельных блока, а осуществляются в единстве в ходе диагностических, развивающих и психопрофилактических занятий, проводимых педагогом-психологом в соответствии с перспективным планом работы на учебный год. Оценка степени сформированности целевых ориентиров будет осуществляться по критериям, предложенными Ю.А Афонькиной (см. «Мониторинг качества освоения основной образовательной программы дошкольного образования») и внесенными педагогом-психологом МБДОУ д/с № 4 изменениями в данные таблицы. В частности, уменьшены их количество и объем, добавлены графы, характеризующие умения и навыки ребенка в области социальной безопасности, этнотолерантности и ряд других.

Познавательные психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение) не были включены в диагностику в качестве мониторинговых индикаторов ни в одной из образовательных областей. В предлагаемой программе данный недочет был устранен, а в прилагающихся материалах представлен как диагностический, так и развивающий инструментарий, который можно использовать с целью диагностики и формирования интегративных качеств ребенка старшего дошкольного возраста.

3. ВЕДУЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы: определение основных направлений психологического сопровождения, реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования целевых ориентиров дошкольного образования.

Данная цель сформирована в задачах:

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

· обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

· обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

· создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

· обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

· формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

· определение направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Психологическое сопровождение рассматривается, как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Наши рекомендации