Паоло портогези (1931 г.)
Паоло Портогези родился в Риме. Получил специальность архитектора в Университете «Ла Сапиенца» г. Рима в 1957 г. В период с 1967 по 1977 гг. Паоло Портогези преподает на архитектурном факультете Миланского политехнического института, занимая с 1968 по 1976 гг. еще и должность декана этого факультета. С 1995 по 2007 гг. Паоло Портогези – профессор кафедры проектирования архитектурного факультета «Валле Джулия» университета «Сапиенца», где и в настоящее время продолжает трудиться и ведет курс геоархитектуры. С момента начала его литературной работы и в качестве архитектора Паоло Портогези выступал против стремления современного зодчества «отменить и забыть прошлое». Подобная иллюзия, по мнению архитектора, несет в себе риск погружения в иррациональность.
С 70-х годов ХХ века почти все архитекторы Италии обратились к классическому языку, сочетанию верности традициям и эволюции. В работах Гарделлы, Ауленти, Габетти, д'Изола возрождается в деталях и орнаментации стиль Либерти. Другие архитекторы – Моретти, Альбини, Скарпа, Кварони, группа ГРАУ – больше обращаются к местным традициям и региональному опыту, отображая их по–новому.
Значительное место в это время в итальянской архитектуре занимает Паоло Портогези. Работы архитектора оказались этапными для развития итальянской архитектуры. П. Портогези разработал метод проектирования, основывающийся на теории полей. Он вводит понятие поля, которое пронизано сетью векторов восприятия. «Есть какой-то определенный способ восприятия человеком воздействия архитектуры на расстоянии. Поведение человека в отношении определенных структур имеет некоторую аналогию с действием магнитного поля, где интенсивность притяжения варьируется в зависимости от расстояния. Выделить поле – это то же самое, что выделить архитектурный объект, определить радиус действия», - пишет П. Портогези. Действие поля он образно сравнивает с концентрическими кругами. Архитектор в процессе проектирования вычерчивает схемы архитектурного поля, которое образовано объектом, в зависимости от его массы, размеров. Портогези выделяет функцию линии, которая соединяет точки одинаковых условий поля. Он выделяет три основные линии: «линию напряжения», «линию пространства», «линию эхо». Этому принципу подчиняются практически все его работы. Среди самых известных проектов – Дом Бальди в Риме, 1959-61 гг. (рис. 45) [10]. В доме Папаниче в Риме (1970 г.)во всей структуре прослеживается тема цилиндра, которая следует изогнутой линии плана (рис. 46) [10].
В церкви в Солерно (1969 - 1974) теория полей отразилась в интерьере. Структура церкви образована шестью полюсами круглых геометрических матриц, создающих опоры для сводчатого перекрытия. Цилиндрические стены, состоящие из изогнутых элементов, постепенно перерастают в ступенчатые своды, что создает впечатление непрерывно пульсирующего организма.
П. Портогези был поклонником древней и современной исламской культуры, представлял различия и противоречия, которые существуют между двумя культурами в виде диалога, в результате которого рождаются новые формы и типы мышления. В проекте Исламского центра в Риме (совместно с В. Джилиотти и С. Моусави, 1975 - 1988 гг.) (рис. 47) [10] основным стержнем структуры комплекса избрана улица. В отличие от утилитарного подхода в современной архитектуре к улице, когда она превратилась лишь в проезжую часть с расположенными по сторонам зданиями, П. Портогези предлагает объединить ее со всей урбанистической тканью. Как исламская, так и римская традиции предлагают множество примеров связи памятников с городом, как пересечения различных пространственных функций. «Нас привлекает очарование восточных городов, которое заключается в том, что эти города предлагают непрерывную смену впечатлений путем чередования общественных пространств — открытых и закрытых, и в этих городах ритуал — молитва, прогулка, базар, организует общественную коллективную жизнь. В современном Риме такой же тип ритуальных мероприятий представляется в различных формах, но с меньшей последовательностью между внутренними и внешними пространствами», — пишет Портогези [9].
К улице прилегают различные типы порталов и переходов на разных уровнях, которые являются посредниками между залом, где происходят молитвы, и самим городом. В организации внутреннего пространства Портогези отводит особую роль колоннам и аркам. «Ни один архитектурный элемент не выражает различие между исламской архитектурой и западной так наглядно и ясно, как колонна и арка. Для архитектуры классического направления колонна предстает как несущая масса, которая моделируется с помощью определенных составных элементов. В исламской традиции колонна видоизменяется и постепенно отдаляется от классического прототипа, перестает казаться несущей, теряет массивность, расчленяется. То же самое происходит и с аркой, которая очень часто делит массу стены и создает иллюзию легкости, игру светотени, оставляет возможность проникновения света, и свет пронизывает всю структуру здания, как вода проходит сквозь пальцы» [9].
Исламский центр трактуется П. Портогези как «диалог камня и бетона между двумя цивилизациями, которые так и остались разделенными, будучи не в состоянии осознать свое глубокое родство» [10].
Культурный центр «Игнацио Силоне» в Авеццано (рис. 48) является продолжением идеи П. Портогези представить место как сплетение концентрической геометрии поля и пространственных соединений, внутри которых архитектурное сооружение может вписываться подобно тому, как «музыкальная фраза вписывается и ложится в ритмичный и барабанный бой». В основу культурного центра положены пространственная геометрия незавершенных кругов и синтетические формы.Более строгой композицией характеризуется здание Академии художеств в Аквиле (1979) (рис. 49). Звездообразное в плане, с нависающими друг над другом вертикальными плоскостями, здание напоминает структуру кристалла. Портогези вновь применяет многопрофильные карнизы, тяжелые, выступающие вперед, опоры, проемы, создающие эффекты постепенного появления, или, наоборот, постепенного исчезновения изображения. В этом проекте архитектор хотел избежать прямого контакта с прошлым и историей, используя «закодированный» язык. Среди проектов Портогези есть и жилые комплексы (рис. 50), а также предметное наполнение интерьеров (рис. 51).
В 1980 - 1985 годах проводились международные выставки Биеннале в Венеции, президентом который являлся П. Портогези. В основном демонстрировалось постмодернистское движение. Первая выставка явилась подведением итогов 70-х годов и определила направление развития архитектуры на последующие годы. На выставке Биеннале П. Портогези выдвигает задачу обновления архитектуры, с одной стороны, как приспособление к старому, а с другой – как пересмотр общих законов, разрушающихся и постепенно переходящих в новое. Личность П. Портогези сочетает в себе историка, критика и зодчего. Идеи П. Портогези часто противоречили постулатам видных деятелей итальянской культуры и архитектуры, от Дзеви до Беневоло и Тафури. В своей творческой деятельности Паоло Портогези всегда выражал необходимость возвращения к традициям, которые воспринимал в качестве стимула для последовательного инновационного развития. Свою деятельность на посту Президента Архитектурной Биеннале П. Портогезе завершает организацией Выставки «Святое Пространство» (Lo Spazio Sacro), посвященной трем монотеистическим религиям. Первоначально организованная осенью 1993 г. в Венеции впоследствии выставка с успехом проходила в Мюнхене, Лондоне и Берлине. Если архитектура является визуальным мышлением, то архитектурная традиция является способом выражения этнической группы, т. е. определяет понятие традиции П. Портогези. Представить различия и вести диалог — это значит попытаться сделать явным и обнародовать те противоречия, которые существуют между этими культурами, попытаться дать какой-то ход этому диалогу, достигая при этом определенного результата. В этом процессе рождаются новые формы, новые типы мышления, которые уже нельзя приспособить ни к одному из существующих штампов. Для того чтобы провести сравнение и созидательный синтез, необходимо прежде всего обнаружить в двух различных традициях и школах мышления общие проблемы и общие темы.
Творческой деятельности Паоло Портогези как архитектора и теоретика было посвящено значительное количество выставок и публикаций. В частности: К. Норберг-Шульц «В поисках потерянной архитектуры», Рим, 1975; монография "A+U", Токио, май 1977; Дж. К. Приори «Паоло Портогези», Рим, 1985, М. Пизани «Диалог с Паоло Портогези», Рим, 1989; публикация под редакцией М. Пизани «Паоло Портогези, площадь как место взглядов», Рим, 1990; А. А. Ганиме «Паоло Портогези» (на арабском языке), Амман, 1991; М. Пизани «Паоло Портогези», Милан, 1992; публикация под редакцией С. Туци «Природа и Архитектура», Милан, 1993; издательство "AA.VV" «Римская мечеть», Рим, 1998; К. Ди Стефано и Д. Скатена «Паоло Портогези – дизайнер», Рим, 1999 и «Паоло Портогези – архитектор», Милан, 2001. Другие публикации: The World Architecture Magazine, монография, Пекин, 2000; Дж. Массобрио и др. «Паоло Портогези – архитектор», Милан, 2001; публикация под редакцией М. Эркади «Паоло Портогези. Рисунки 1949 – 2003», Милан, 2003; публикация П. Бернитса и М. Эркади «Паоло Портогези», Милан, 2006; публикация под редакцией Ф. Готтардо «Паоло Портогези. Нарисуем среду», Рим, 2008; публикация под редакцией П. Бернитса «Паоло Портогези. Слушать архитектуру», Рим, 2009. Интервью с Паоло Портогези было напечатано в журнале Expresion Grafica Arquitectonica, № 13 – 2008. Паоло Портогези – лауреат Национальной архитектурной премии IN/Arch 1963 г. за цикл исторической критики.
П. Портогези – автор значительного числа публикаций по архитектуре эпохи Возрождения и Барокко, а также по проблемам современной архитектуры. Самыми известными его произведениями являются: «Борромини, язык архитектуры» (1967 г., переиздана в 1990 г.), «Архитектура постмодернизма» (1982 г.), «Великие архитекторы ХХ столетия» (1998 г.), «Рука Палладио» (2008 г.)
а
б
Рис. 45. П. Портогези, В. Джилиотти. Дом Бальди в Риме, 1959 - 61 гг.: а – планы этажей; б – фрагменты фасада
а
б
Рис. 46. П. Портогези, В. Джилиотти. Дом Папаниче в Риме, 1966-70 гг. «Пространство –как геометрическая матрица»: а – план; б – аксонометрия
а б
в
Рис. 47. П. Портогези , В. Джилиотти, С. Моусави. Центр Ислама в Риме: а – план; б – вид на центральный зал и купол; в – перспектива галереи
а
б в
г д
Рис. 48. П. Портогези, В. Джилиотти. Культурный центр в Авеццано, 1985 г.: а – планы этажей; б –разрез; в – фасад; г – перспектива; д – пергола
а
б
в
г д
Рис. 49. П. Портогези (и сотрудники). Академия художеств в Л'Акуиле, 1978 г.: а – генеральный план; б – фасад; в – план этажа и аксонометрия; г – фасад; д – интерьер
а
б
в
Рис. 50. П. Портогези (и сотрудники). Жилой комплекс в Тарквинии, 1981 г.: а – планы этажей; б – фасад; в – фрагмент фасада
а б
Рис. 51. П. Портогези: а – кресло и софа; б – сервиз для чая и кофе
Заключение
В данном исследовании были приведены практические работы и теоретические высказывания архитекторов, ставшие заметным явлением в архитектуре и дизайне 60 – 70-х годов ХХ века. Несмотря на короткий период распространения идей «Постмодернизма» архитекторами затрагивались вопросы, которые остаются актуальными в настоящее время. Одна из таких тем – это преемственность в архитектуре. С начала ХХ века в идеологии архитектуры произошел полный, можно сказать, революционный отказ от всего, что было в архитектуре прошлых времен, как в принципах градостроительства, так и в жилой застройке. Были провозглашены новые ценности современной архитектуры, прежде всего соответствие функции и формы, идея перетекающих пространств и возможность полной индустриализации строительства, открытость конструкций, в том числе в интерьерах, отказ от использования декоративных накладных элементов в решении фасадов и интерьеров – то есть «честная архитектура».
«Постмодернисты» решали вопросы преемственности в следующих аспектах: возрождение элементов декора и ордерной системы, но не цитируя их буквально; в пространственных структурах обращенность к устоявшимся структурам прошлых направлений (барокко и классики) – симметричность, законченность в виде ансамблей; учет социально-этнографического аспекта в образе жизни людей разных стран и реализация его в пространственных структурах, например, средиземноморская архитектура – кубистическая, с большей соединенностью людей общими пространствами внутри комплексов, и классическая архитектура Франции (Декартовская) симметричность и ансамбли; стремление создать образ городской среды с активным смешением общественных и жилых функции; индустриальным образом решать вопросы декоративной пластичности фасадов; максимально учитывать вкусы и запросы заказчиков, не опираясь на представления о хорошем или дурном вкусе, не подчинять каким-либо застывшим архитектурным принципам содержание проектной работы. В большинстве работ самих «постмодернистов» многое из идей первой половины ХХ века было сохранено, зачастую менялась только оболочка, но важно что продолжались поиски путей архитектуры и задавались вопросы, что же истинно в архитектуре. Для того чтобы архитектура развивалась, такие вопросы являются необходимыми.