Считать этикет (а не любовь) сутью бхакти
Вот почему в двадцать седьмом стихе Он сказал, что Его приближенные придают большее значение любви к Кришне, нежели общественному этикету. История знает немало примеров того, как ачарьи, охваченные пламенной любовью к Кришне, пренебрегали правилами поведения в обществе. К сожалению, до тех пор, пока мы находимся в материальном мире, мы должны соблюдать общественный этикет, чтобы не навлекать на себя критику окружающих. Так хотел Шри Чайтанья Махапрабху. (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 7.29)
Выполнять правила, ради материального благополучия, а не духовного роста
Таким образом, слово нийамаграха имеет два значения, и его смысл зависит от контекста. Тем, кто стремится обрести сознание Кришны, не следует выполнять правила и предписания ради достижения благополучия, однако им необходимо неукоснительно следовать правилам шастр, чтобы прогрессировать в сознании Кришны. (Нектар наставлений, стих 2)
Следить не за своим следованием этикету, а поправлять других, если они не следуют
Мы, вайшнавы, не должны критиковать друг друга, потому что недостатки есть у каждого, и нас самих есть за что критиковать. Лучше всего самому быть вне подозрений, тогда, если мы увидим несоответствие и предложим что-то исправить, другие непроизвольно почувствуют уважение к нам и постараются улучшить положение. Это сотрудничество. Мы должны строить свою жизнь на основе такого сотрудничества, иначе все обречено на провал, если мы просто продолжим сражаться из-за каких-то мелочей. Поэтому, пожалуйста, постарайся все организовать и проповедовать вместе с другими в этом духе, и это очень, очень меня порадует. (ПШП Мадхумангале, 25 ноября 1972)
Что сделано, то сделано. Теперь попробуйте исправить поведение других тем, что будете правильно вести себя. (Разговор с ШП 15 марта 1974)
Если Вы не в положении, когда Вас принимают за старшего, и готовы услышать от Вас совет или поправку к действиям.
Критикуя чистого преданного, человек совершает оскорбление (ваишнава-апарадху), что является серьезным препятствием на пути каждого, кто хочет прогрессировать в сознании Кришны. Нанося оскорбления лотосным стопам вайшнава, человек лишает себя возможности извлечь духовное благо из своей практики. Вот почему необходимо во что бы то ни стало избавиться от зависти к наделенному полномочиями вайшнаву - шуддха-вайшапву. Оскорбительно также думать, будто у вас есть право наказывать такого вайшнава, давать ему советы или поправлять его. (Нектар наставлений, стих 6)
Прабхупада: ... Если он не прав, его поправит духовный учитель.
Харикеша: Да.
Прабхупада: Ты не можешь поправлять его. (Разговор со Шрилой Прабхупадой, 16 марта 1974)
Если возникает какая-то проблема или он говорит что-то неправильно, ты можешь в смиренном настроении поправить его, или по необходимости, я могу это сделать. (ПШП Манасви, 1-го апреля 1975)
Да, новичок поначалу может совершать грубые ошибки, но это не означает, что мы можем быть нетерпимы с ним. В конце концов, воспитание означает, что человек не знает чего-либо и необходимо спокойно научить его. Считается, что вайшнав должен быть смиреннее травы на улице, поэтому, когда вы воспитываете каких-либо новичков, то не следует слишком раздражаться в общении с ними. В конце концов, мы проповедники, и мы не можем ожидать, чтобы наша аудитория или кандидаты полностью отзывались на наши позывы. Если каждый уже воспитан соответствующим образом, то для чего тогда нужна проповедь? (ПШП Упендре, 11 марта 1969)
- Примеры неправильного применения этикета.
Мин.
(Можно попросить преданных привести примеры. Лучше всего дать им 5 минут, чтобы сделать сценки о неправильном применении этикета. Или попросить двух-трех подопечных сделать одну-две сценки)
- Разбор основных моментов этикета.
Занятия
Заранее прочитайте брошюру: «Ваишнавский этикет» из дополнительных материалов. Идите по тексту, комментируя его. Не обязательно читать текст. Просто освещайте основные моменты своими словами, при необходимости цитирую брошюру. Добавляйте истории. Говорите об актуальных для ваших подопечных вещах. Посмотрите, как уложиться в 3 занятия (это и еще два других).
Так же подумайте над домашними заданиями, связанными с этикетом. На все 3 занятия.
- Домашнее задание:
Читать раздел «Вашинавский этикет» по тем разделам, что уже были пройдены с преподавателем.
Выполнять задания преподавателя, которые он даст Вам после каждого занятия.
Занятие 29. Уважение к дхарме, часть 1
- Почему преданные исполняют свои материальный обязанности, несмотря на то, что посвящают свою жизнь духовной деятельности?
Мин.
(Можно задать вопрос, затем дать свой ответ)
Это не означает, что нужно совсем перестать заботиться о теле. Речь идет не о том, чтобы прекратить всякую деятельность. Это было бы равносильно тому, чтобы в попытках сбить жар стараться довести температуру тела до нуля. Правильнее будет сказать, что мы должны стараться извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки. Для углубления духовных знаний необходима помощь этого тела и ума, поэтому, чтобы достичь своей цели, мы должны заботиться о теле и уме. Нужно поддерживать нормальную температуру на уровне 36,6 градуса, и для достижения этого великие мудрецы и святые Индии разработали программу сбалансированного развития духовного и материального знания. (Шри Ишопанишад, мантра 11)
- Как исполнение материальных обязанностей поддерживает санатана-дхарму?
Мин.
(Можно лекцию)