Следовать дхарме ради дхармы, т.е. ради счастливой материальной жизни, а не духовного прогресса

Те, кто слишком привязан к семейной жизни, то есть к жене, детям, богатству и дому, исполняют мнимые обязанности, называемые кута-дхарма . Прахлада Махараджа сравнил такие обязанности с темным, заброшенным колодцем (андха-купам). (Шримад Бхагаватам 4.25.6)

«В чем бы ни заключались обязанности человека (его дхарма ), если, выполняя их, он не развивает в себе желание слушать слова Верховной Личности Бога, значит, вся его деятельность - напрасный труд". Если человек неукоснительно выполняет различные религиозные предписания, но так и не возвышается до того, чтобы вручить себя Верховному Господу, значит, все его попытки обрести спасение или достичь совершенства - пустая трата времени и сил. (Шримад Бхагаватам 1.2.8)

Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств. (Шримад Бхагаватам 1.2.9)

Либо считать, что бхакти зависит от кармы

Бытует мнение, что, занимаясь кармической деятельностью в соответствии с указаниями писаний, человек может получить трансцендентное знание, необходимое для духовного осознания. Некоторые считаютбхакти-йогу разновидностью кармы. Но в действительности бхакти-йога выше кармы и гьяны. Бхакти-йога независима от гьяны или кармы, тогда как гьяна и карма зависят от бхакти-йоги. (Шримад Бхагаватам 1.5.35)

- Почему люди склонны отклоняться в дхарму?

Мин.

(Продолжение лекции)

Но есть люди, которые считают, что цель всякой деятельности, в том числе и религиозной — достижение материальной выгоды. Обыкновенный человек, в какой бы части света он ни жил, как правило, стремится извлечь материальную выгоду из религиозного или любого другого служения. Даже ведические писания предлагают для всех видов религиозной деятельности приманку в виде материальной выгоды, и большинство прельщается именно этими благами, которые должна принести им религиозность. Почему же так называемых религиозных людей привлекает материальная выгода? Потому что она позволяет им осуществлять их желания, а это, в свою очередь, удовлетворяет стремление человека к чувственным удовольствиям. Этот цикл предписанной деятельности включает в себя так называемую религиозную деятельность, которая приносит материальную выгоду, позволяющую, в свою очередь, осуществлять желания. (Шримад Бхагаватам 1.2.9)

- Приведите примеры отклонений в дхарму.

Мин.

- Каковы опасности отказа от дхармы?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем дополнить)

Рост привычек из гуны страсти и невежества, мешающих преданному служению

Варнашрама-дхарма необходима именно потому, что она способна поднять людей на уровень саттва-гуны. Тада раджас-тамо- бхавах кама-лобхадайаш ча йе (Бхаг., 1.2.19). Тамо-гуна и раджо- гуна усиливают вожделение и жадность, из-за которых живому существу снова и снова приходится воплощаться в разных телах в материальном мире. Это очень опасно. Поэтому необходимо установить варнашрама-дхарму, чтобы поднять людей на уровень саттва-гуны и помочь им развивать в себе качества брахманов: чистоплотность и привычку вставать рано утром и ходить на мангала-аратрику и т.д. Человек должен действовать таким образом и оставаться в саттва-гуне, тогда тамо-гуна и раджо-гуна не смогут повлиять на него. (Шримад Бхагаватам 10.13.53)

Как уже говорилось, принципы варнашрамы не позволяют развиваться в человеке дурным привычкам, т.к. они сдерживают нежелательные эмоции и обеспечивают формирование определенной системы ценностей. Выполнение своих обязанностей гарантирует постепенное освобождение от анартх, несоблюдение принципов варнашрамы ведет к деградации. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)

- Почему преданные порой раньше времени стараются отказаться от исполнения своих материальных обязанностей?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем дать свой ответ)

Из-за лени

Твое желание заняться исключительно повторением «Харе Кришна» хорошо. Однако жертвовать плоды деятельности — ничуть не хуже. Конкретный пример — Арджуна. По указанию Господа он доблестно сражался, и Господь назвал его лучшим из преданных и Своим другом. Поэтому между повторением святых имен и предложением плодов своей деятельности нет разницы. Иногда люди привыкают лениться, прикрывая свою лень повторением мантры. Это совсем не то, что нужно. Исполнять преданное служение предписывается, прежде всего, с энтузиазмом и терпением. Эту духовную деятельность можно исполнять, не меняя своего положения, но нужно следовать наставлениям Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты, полученным из надежного источника, и стараться применять их в своей повседневной жизни. (ПШП Даянанде, 10 мая 1968)

- Какие материальные обязанности у Вас есть?

Мин.

(Попросите составить список таких обязанностей. Можно в парах или в общем обсуждении.)

- Домашнее задание:

Прочитать цитаты к данному уроку.

Дополнить список материальных обязанностей, которые у Вас есть перед: обществом, семьей, родственниками и т.д. Подумать над тем, как качественно Вы их исполняете. Написать небольшое эссе на тему исполнения своих обязанностей перед другими.

Наши рекомендации