Практика использования 4х «врагов» в качестве Пути
Когда мы говорим об использовании 4-х врагов, мы говорим о том, что мы уже находимся в иллюзорном теле. Вы слышали наверно: Джету – это низшие иллюзорные феномены, которые с помощью магических сил могут проявляться здесь, в нашей реальности. И в Индии есть такие факиры, которые берут, например, камень и из него делают иллюзорного слона или иллюзорную собаку – мантру почитал, и она появляется. Перед нами появляется иллюзорный феномен. Это как в телевизоре придуманный фильм. Мы смотрим его на экране, это не есть на самом деле, но мы это смотрим как на самом деле. Эта активность, это проявление энергии активности называется иллюзорностью. Гюлю – на тибетском языке, на санскрите – Джету. Джету на санскрите значит иллюзорность, также Гюлю – на тибетском. То, что мы видим в Бардо, это на самом деле иллюзия – как фильм. Мы должны понимать, что наши собственные иллюзорные накопления в сансаре порождают наши последующие иллюзорные восприятия в Бардо.
Когда мы обладаем иллюзорным телом и видим, допустим, какое-то оружие, которое нас пугает, мы пугаемся. Но это невозможно, это параметры иллюзорного тела в иллюзорном существовании. Оно – не плотное. Это чисто иллюзорная видимость ментальной энергии. Попробуйте разрезать ветер. Также, находясь в иллюзорном теле, мы воспринимаем иллюзорные объекты. Поэтому не нужно ничего бояться. Мы должны представить себя божеством, превратиться в божество, в Будду Авалокитешвару. Тогда мы освободимся от иллюзии.
Сейчас потренируемся.
1. Сначала будем использовать элемент земли, как первого иллюзорного «врага».
Потренируемся: я буду говорить вам все установки. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Растворите свое восприятие внешних иллюзорных форм. В пустоте представляем наше тело как ветхий, полуразвалившийся дом. Колонны в нем покосились, он рассыпается. Маленькие двери с разных сторон и наверху окно. Балки в нем трясутся, стены рушатся, внутри дом грязный, наполнен нечистотами. Мы внутри дома, немножко боимся. Сознание сидит как бы обнаженное, чистое, пустое. Слышим ужасный звук, и горы сверху со всех сторон трясутся и обрушиваются на нас, наваливаются в одну секунду. Испугаемся, сильно испугаемся: ужас, я умер. Паника, страх, ужас – мы завалены, мы полностью расплющены. В следующий момент поприветствуем испуг. Осознаем – я умер, это опасная ситуация, где пространство земли, элемент земли предстает как мой враг. Но происходящее не существует истинно, является обманчивым, иллюзорным. Понимаем это в своем сознании. Удерживаем это осознание иллюзорности того, что мы погибли. Затем рождается наше устремление к просветлению. Окончательно настраиваемся на Бодхичитту и, как вспышка, рождаемся как Будда Авалокитешвара с четырьмя руками, со всеми его атрибутами, сидящий в позе лотоса. Рождаемся так, сияем во все стороны света, посылаем любовь и сострадание ко всем живым существам. Сверху над нами – наш коренной лама в форме Будды Амитабхи. И в этом состоянии мы обращаемся к нему с молитвами, благопожеланиями, чтобы мы служили благу всех живых существ, чтобы мы давали свой просветленный настрой, помогали освобождаться другим от страдания. В этом чистом состоянии оставляем свой ум уравновешенным, потому что мы – просветленный Авалокитешвара. Наполняем своим сиянием все миры, состоянием блаженства, состоянием любви, состраданием ко всем чувствующим существам. Внутри груди у нас горизонтально вращается плоский лунный диск с расположенными по краям слогами мантры, вокруг распространяется белый сияющий свет, заполняющий все три мира своим сиянием любви, сострадания ко всем живым существам. Представляем себя Авалокитешварой, увеличиваем сияние на все три мира, заполняем все вокруг собой и сиянием Авалокитешвары. Сиянием заполняем все вокруг. Удерживаем свое осознание как Авалокитешвара. Внешне становимся чистыми, ясными, сияющими. Посылаем благо всем живым существам сансары, наполняем своим сиянием всех живых существ. Наполняем этим сиянием Авалокитешвары все три вселенских мира – мир желаний, мир форм и мир без форм. Затем постепенно переходим к стадии завершения. Постепенно Авалокитешвара растворяется в ясном свете. Покоимся в этом пустом состоянии без мыслей, без идей. Авалокитешвара постепенно растворяется от краев к центру. Последним растворяется наш семенной слог Хри в сердце. В этом ясном чистом состоянии сияющей пустоты покоимся как можно дольше. Открываем глаза, отдыхаем.
2. Сейчас второй враг – вода, элемент воды.
Закрываем глаза. Представляем себя маленьким островочком. Домик на этом островочке, посреди бескрайнего океана, бескрайнего простора вод, глубочайших вод, всемирных вселенских вод. Это мое тело – ветхий полуразвалившийся дом. Колонны покосились, балки, стены рушатся, сотрясаются. Восемь отверстий-дверей по бокам и наверху одно окно. Внутри грязно, дом наполнен мусором. Осознаем свое сознание, чистую душу, изнутри немножко очищенную, но неуверенную. Опасное такое состояние внутри дома. Немножечко мы боимся внешнего. Вдруг океан начинает закипать, появляются огромные волны, как цунами, захлестывают нас полностью, в одну секунду, со всех сторон полностью захлестывают, расплющивают, растворяют. О, ужас, я погиб! Испытываем страх, приходим в панику. Ужас! Пугаемся. Удерживаем этот испуг. Осознаем, я умер. Это – опасная ситуация. Я изучал, что пространство воды предстает как наш враг. Но происходящее не существует истинно, просто является обманчивой видимостью, иллюзией. Удерживаем это понимание иллюзии гибели от воды... В следующую секунду настраиваемся на Бодхичитту. Устремляем сердце к просветлению и мгновенно превращаемся в Авалокитешвару, сияем ярко на все три мира. Сверху святой Лама — Амитабха. Обращаемся к нему с молитвой о принесении блага всем живым существам сансары. Представляем себя Авалокитешварой, с четырьмя руками, со всеми атрибутами, качествами Авалокитешвары, в позе лотоса. Внутри груди у него горизонтально вращается плоский лунный диск с расположенными по краям слогами мантры, вокруг распространяется белый сияющий свет, заполняющий все три мира своим сиянием любви, сострадания ко всем живым существам. Представляем себя Авалокитешварой, увеличиваем сияние на все три мира, заполняем все вокруг собой и сиянием Авалокитешвары. Посылаем благо всем живым существам сансары, наполняем своим сиянием всех живых существ. Наполняем этим сиянием Авалокитешвары все три мира – мир желаний, мир форм и мир без форм. Затем постепенно переходим к стадии завершения. Внешний свет становится ярким, прозрачным, сияющим. Растворяется наше иллюзорное тело Авалокитешвары от периферии к центру. Остается ясная чистота. Сознание ясности и открытости. Покоимся в этом чистом ясном состоянии. Последним растворился семенной слог Хри в нашем сердце. Покоимся в этом чистом ясном открытом состоянии... Завершаем практику... Открываем глаза.
3. Используем третьего врага в качестве пути. Иллюзорный враг на пути – элемент огня.
Закрываем глаза. Представляем себя в центре маленьким деревянным домиком. Вокруг сухой лес, тростник, трава сухая. Наш дом – это наше тело. Ветхий, полуразвалившийся домик, колонны покосились, балки и стены рушатся, сотрясаются. В нашем доме 8 дверей и 1 окно наверху. Внутри грязно, наполнено нечистотами. Внутри этого домика наше сознание, открытое сознание в состоянии страха, неизвестности, боится внешнего. Вдруг со всех сторон загорается лес, загорается трава, загорается моментально наш дом и в огромном-огромном пламени мы моментально сгораем дотла. О, ужас! Я погиб! Испытываем страх, приходим в панику. Удерживаем эту панику и страх... Полностью растворились, полностью сожжены, до пепла, и пепел тоже исчезает. Полностью сгорело все... С испугом, страхом и паникой осознаем – я погиб, я умер. Это – опасная ситуация. Я изучал это, что пространство огня предстает как мой враг, но это не существует истинно и просто является обманом, видением. Удерживаем это понимание... В следующий момент возрождаемся с Бодхичиттой и устремлением к просветлению. Как вспышка, превращаемся в сияющего четырехрукого Авалокитешвару, сидящего на лотосовом троне, в позе лотоса.
Внутри груди у него горизонтально вращается плоский лунный диск с расположенными по краям слогами мантры «Ом мани падме хум». Вокруг распространяется белый сияющий свет, заполняющий все три мира своим сиянием любви, сострадания ко всем живым существам. Представляем себя Авалокитешварой, увеличиваем сияние на все три мира, заполняем все вокруг собой и сиянием Авалокитешвары. Посылаем благо всем живым существам сансары, наполняем своим сиянием всех живых существ. Наполняем этим сиянием Авалокитешвары все три мира – мир желаний, мир форм и мир без форм. Затем постепенно переходим к стадии завершения и растворяем визуализацию от краев к центру. Остаемся покоиться в ясной чистоте изначального сознания. Последним растворяется семенной слог Шри в сердце. Покоимся в изначальной ясной чистоте… Отдыхаем.
Надо заранее очистить свои стихии. Потому что природа стихий – это вселенская мудрость женских форм Будд. Если мы будем в состоянии очистить свои иллюзорные видимости 4-х врагов, тогда мы достигнем просветления на уровне Дхъяни Будд.
4. Сейчас будем представлять четвертого врага — стихию ветра, ураган.
Закрываем глаза. Созерцаем ясные чистые небеса. Вокруг чистая поверхность Земли. Мы являемся старым домом, полуразвалившимся, покосившимся. Это наше тело. Оно разваливается. Рушатся, трясутся стены. 8 отверстий по бокам – двери и одно окно сверху. Внутри дом грязный, наполнен нечистотами. Внутри наше осознание, обнаженное осознание, душа обнаженная, чистая, парализована от неизвестности, от страха. Снаружи чистый ясный горизонт. Вдруг со всех сторон горизонта огромный смерч, ураган появляется и в мгновение ока достигает нас. Полностью нас разваливает, на мельчайшие частички разрывает, разносит по мельчайшим частичкам. О, ужас! Я погибаю! О, ужас! Страх испытываем и приходим в панику. Пугаемся: ужас, я умер. Осознаем в следующий момент – это опасная ситуация, которую я изучал раньше, когда пространство ветра предстает как враг. Но эта ситуация не существует истинно и лишь является иллюзорным обманчивым видением. Удерживаем наше внимание. В следующий момент зарождаем в себе Бодхичитту, устремление к просветлению и мгновенно, как вспышка, превращаемся в Авалокитешвару. Сверху над нами коренной Лама — Будда Амитабха, обращаемся к нему с молитвой и благопожеланиями, чтобы помочь всем живым существам сансары избавиться от страданий. Превращаемся в четырехрукого Авалокитешвару, с его атрибутами и качествами. Внутри Авалокитешвары лунный диск со слогами мантры Авалокитешвары «Ом мани падме хум». Во все стороны от Авалокитешвары сияет яркий белый свет любви, сострадания, мудрости. Наполняем все 6 миров страдающих существ этим светом. Представляем себя Авалокитешварой, увеличиваем сияние, наполняем все вокруг своим сиянием, увеличиваемся в размерах, удерживаем визуализацию себя как Авалокитешвара. Распространяем вокруг ясное белое чистое сияние, яркий свет изначальной мудрости. Постепенно растворяем визуализацию. Растворяемся от краев к центру. Остаемся в ясном чистом свете изначальной мудрости... Покоимся в этом состоянии без мыслей, без концепций, без идей, в этом чистом ясном сознании. Без всего – чистое ясное сознание. Последним растворяется семенной слог Шри в нашем сердце... Покоимся в сознании ясного чистого света... Завершаем медитацию... Отдыхаем.
Очень важно научиться контролировать свои страхи и по возможности полностью исчерпать их в течение жизни. Если мы будем успешно практиковать, то тогда страхи, которые автоматически проявятся после смерти, они, эти страхи, будут легко нами распознаны, и станут своего рода ступенями на пути вверх. Фактически мы сейчас говорим о процессе достижения просветления внутри Бардо. Каким образом? Путем привязки себя к чистым энергиям мира божественных идей и, в частности, к энергиям женских супруг пяти Дхьяни Будд. Потому что наши энергии элементов ветров соответствуют женским богиням, супругам пяти Дхъяни Будд. Тогда мы в состоянии будем признать их как «иллюзорных врагов», в состоянии будем, опираясь на них, преобразовать себя в божества идама и подняться высоко в состояние Ясного Света. Именно через отрицание земли, как врага, отрицание воды, как врага, отрицание ветра, как врага, отрицание огня, как врага, мы обретем просветление на этапе женских состояний Будд на уровне вселенского блаженства Самбхогакая.