Условия прохождения практики
Цель и задачи практики
Целью учебной полевой практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса «Зоологии», знакомство с основными систематическими группами беспозвоночных и позвоночных животных; методами сбора живых объектов в природе, освоение методов биологических наблюдений; ознакомление с методами определения насекомых, определение млекопитающих по черепам и птиц по шкуркам и музейным чучелам, изучение водной фауны, а также ознакомление с разнообразием фауны России и смежных территорий.
Также учебная практика помогает приобрести практические навыки для организации и проведения зоологических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности. НЗ
Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:
1. Успешное и своевременное закрепление знаний, полученных студентами во время прослушивания теоретических курсов
2. Изучения организации и проведения зоологических экскурсий в различные природные экологические сообщества;
3. Освоения методики сбора и определения зоологического материала;
4. Наблюдения за животными в естественных и искусственно созданных условиях;
5. Формирования биологического представления целостности изучаемой экосистемы и взаимосвязи населяющих его обитателей.
6. Знакомство с правилами поведения в природе и мерами охраны животных, применительно к местным условиям.
7. Закрепление навыков ведения самостоятельной работы, а также работы с литературными и специальными источниками, с осмыслением полученных материалов, и обобщением результатов в виде отчёта, с его публичной защитой всей учебной группой студентов
Условия прохождения практики
Учебная практика проводится в следующих формах: лабораторной, экскурсионной и полевой.
Основными базами практики являются: Зоологический музей кафедры зоологии, экологии и охраны природы им. А.Г. Банникова, экскурсии Кузьминский лесопарк, ГАУ «Московский зоопарк», Центр океанографии и морской биологии «Москвариум», НИ Зоологический музей МГУ, Дарвиновский музей и Палеонтологический музей РАН. В соответствии с поставленными для выполнения работ по избранной теме задачами руководитель может предложить иное место прохождения практики.
Для приобретения навыков научно-исследовательской работы и накопления научного материала, студенты обязаны выполнить программу работ по теме, предложенной руководителем практики. В период прохождения практики студенты ежедневно ведут дневник практики.
Содержание учебной практики по зоологии
№ | Тема учебной практики | Место проведения |
Инструктаж по технике безопасности(ТБ). ТБ проводится перед каждым видом работ. | Кафедра Зоологии* | |
Ознакомительная лекция. Цели и задачи практики. Составление календарного плана практики. Распределение тем индивидуальных заданий на период практики | Кафедра Зоологии* | |
Ознакомление с отрядами и семействами основных классов позвоночных животных с использованием коллекций. Овладение навыками описания позвоночных животных с использованием экспозиции зоомузея. | Кафедра Зоологии* | |
Определение млекопитающих по черепам. Овладение навыками определения позвоночных животных по определителю с использованием коллекционного материала и экспозиции зоомузея. | Кафедра Зоологии* | |
Определение птиц по наружным признакам. Овладение навыками определения позвоночных животных по определителю с использованием коллекционного материала и экспозиции зоомузея. | Кафедра Зоологии* | |
Обзорная экскурсия в Кузьминский лесопарк – экологическая тропа. Знакомство с фауной и флорой места практики. | Кузьминский лесопарк | |
Овладение приемами и методами сбора и учета численности водных беспозвоночных, фиксирование, определение, описание, коллекционирование. Знакомство с фауной беспозвоночных животных водоемов. Выяснение влияния антропогенной нагрузки на фауну водоема по видам-индикаторам. | Кузьминский лесопарк, Кафедра Зоологии* | |
Изучение редких и исчезающих видов животных, включенных в Красную книгу. | Кафедра Зоологии* | |
Основы таксидермии. Знакомство с методиками изготовления коллекционного материала (коллекций животных). | Кафедра Зоологии* | |
Обзор мировой и отечественной флоры и фауны. Выполнение индивидуального задания по экологическим аспектам с использованием коллекций. | Дарвиновский музей | |
Систематический обзор мировой и отечественной фауны беспозвоночных и позвоночных животных. Выполнение индивидуального задания по изучению отрядов и семейств основных классов позвоночных животных с использованием коллекций. | Зоологический музей МГУ | |
Изучение редких и исчезающих видов животных, включенных в Красную книгу по коллекции зоопарка. Роль зоопарков в сохранении и разведении редких видов животных. Выполнение индивидуального задания. | Московский зоопарк | |
Происхождение и эволюция отдельных групп беспозвоночных и позвоночных животных. | Палеонтологи-ческий музей | |
Изучение основных представителей морской и пресноводной ихтиофауны мира. Выполнение индивидуального задания. | «Москвариум» | |
Обработка и анализ собранного материала. Оформление дневника практики и составление отчета. | Кафедра Зоологии* | |
Защита отчётов и зачёт | Кафедра Зоологии* |
* – Кафедра Зоологии, экологии и охраны природы им. А.Г. Банникова
Ознакомительная лекция
Во время лекции студенты знакомятся с календарным графиком практики, где указано, что, когда и в каких масштабах они должны сделать и усвоить. Также во время лекции указываются цели и задачи практики, и происходит распределение тем индивидуальных заданий на период практики.
При определении темы работы студентов очерчивается основная проблема заданий (исследований); дается представление о состоянии изученности избранных групп животных, вопросов, подлежащих уточнению; предлагается литература (определители, учебные пособия и др.), позволяющая сформировать цель и основные задачи полевых или лабораторных исследований по избранной теме.
Примерный перечень заданий
1. Обзор беспозвоночных животных (до членистоногих).
2. Обзор беспозвоночных животных (членистоногих).
3. Коллекция беспозвоночных животных — членистоногих, червей, моллюсков.
4. Практические значения членистоногих в сельском хозяйстве, ветеринарии, медицине и других отраслях деятельности человеческого общества.
5. Обзор хрящевых и костных рыб.
6. Представители амфибий в коллекции музея.
7. Представители рептилий в коллекции музея.
8. Представители птиц в коллекции музея.
9. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы-рыболовы.
10. Хищные птицы (дневные и ночные).
11. Изменение клюва птиц в связи с типом питания.
12. Птицы оседлые, кочующие, перелётные. Причины перелётов и кочёвок.
13. Птицы леса и тайги.
14. Представители млекопитающих в коллекции музея.
15. Водные и околоводные звери, их отличительные признаки.
16. Яйцекладущие и сумчатые, их отличительные признаки.
17. Отряд Хищные. Группа Ластоногие. Семейства: Ушастые и Настоящие тюлени.
18. Отряд Хищные. Группа Ластоногие. Семейство Моржи.
19. Отряд Насекомоядные. Семейство Ежовые.
20. Отряд Насекомоядные. Семейства: Кротовые и Землеройковые.
21. Грызуны и зайцеобразные, их отличительные признаки.
22. Отряд Грызуны. Семейства: Беличьи и Тушканчиковые.
23. Отряд Грызуны. Семейства: Мышиные и Соневые.
24. Отряд Грызуны. Семейство Бобры.
25. Отряд Зайцеобразные. Семейства: Зайцы и Пищухи.
26. Непарнокопытные и Парнокопытные млекопитающих, их отличительные признаки.
27. Отряд Парнокопытные. Семейства: Полорогие и Оленевые
28. Отряд Парнокопытные. Семейства: Кабарожьи и Свиные
29. Отряд Непарнокопытные. Семейство Лошадиные.
30. Отряд Хищные. Семейство Кошачьи.
31. Отряд Хищные. Семейство Собачьи (Псовые или Волчьи).
32. Отряд Хищные. Семейства: Куньи, Медвежьи и Енотовые.
33. Коллекция охотничьих трофеев: чучела, головы, рога животных.
34. Коллекция охотничьих видов животных классов млекопитающих и птиц.
35. Адаптации птиц и зверей к условиям окружающей среды.
36. Птицы Москвы и Подмосковья.
37. Животные Евразии и Северной Америки.
38. Животные Африки.
39. Животные Австралии и Новой Зеландии.
40. Животные Южной и Центральной Америки.
41. Животные лиственных лесов и тайги.
42. Животный мир рек и озер.
43. Сравнительная характеристика конкретной группы позвоночных естественных и урбанизированных территорий. Влияние урбанизации на структуру населения (на примере птиц).
Работа с Красной книгой
Цель — изучить роль Красной книги в охране видового разнообразия флоры и фауны.
Задачи практики:
1. Знакомство с представителями беспозвоночных и позвоночных животных, внесенных в Красную книгу.
2. Ознакомление с категориями животных в Красной книге и возможными методами перехода из одной категории в другую.
3. Определение основных способов природоохранных мероприятий по сохранению исчезающих видов животных.
Работа с Красной книгой подразумевает нахождение студентов в аудитории Кафедры зоологии, экологии и охраны природы им. А.Г. Банникова, и выполнение их индивидуальных заданий.
Примерный перечень заданий
1. Проблема охраны животных и растений. Роль, цели и задачи Красной книги.
2. Шкала категорий статуса живых объектов, записанных в Красную книгу. Описать представителей в каждой категории.
3. Виды, находящиеся под угрозой исчезновения.
4. Редкие виды животных и их охрана.
5. Виды, систематически сокращающиеся в численности.
6. Редкие и исчезающие виды насекомых.
7. Редкие и исчезающие представители из отряда Стрекозы. Меры для сохранения.
8. Виды отрядов Богомоловые и Палочники, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
9. Представители отряда Прямокрылые, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
10. Представители отряда Жесткокрылые, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
11. Представители отряда Перепончатокрылые, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
12. Представители отряда Чешуекрылые, находящиеся под угрозой исчезновения.Меры для сохранения.
13. Представители отряда Осетрообразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
14. Виды отряда Лососеобразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
15. Представители отрядов Бесхвостые и Хвостатые амфибии, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
16. Виды подотрядов Ящерицы и Змеи, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения Меры для сохранения.
17. Виды отрядов Соколообразные и Совообразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
18. Виды отрядов Курообразные и Гусеобразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
19. Виды отрядов Голубеобразные и Воробьинообразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
20. Виды насекомоядных птиц, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
21. Представители хищных млекопитающих, которые обитают в России и являются редкими и находятся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
22. Водоплавающие птицы, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
23. Виды млекопитающих отряда Насекомоядные, находящиеся на гране исчезновения. Меры для сохранения.
24. Представители отряда Грызуны, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
25. Представители Непарнокопытных и Парнокопытных оказавшиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
26. Представители семейства Кошачьи, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
27. Редкие — узкоареальные животные. Реликты и эндемики.
28. Методы охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.
29. Виды восстановленные, благодаря деятельности зоопарков, питомников, заповедников, но численность, которых, еще нуждается в контроле.
30. Влияние абиотических и биотических факторов окружающей среды на изменение статуса животных в Красной книге. Указать виды.
31. Антропогенный «пресс» на окружающую среду. Указать виды, находящиеся под угрозой исчезновения по вине человека.
32. Положительный антропогенный «эффект». Виды, которые благодаря человеку восстановили свою численность.
33. Виды природоохранных территорий России с описанием наиболее ценных из них, находящихся под угрозой исчезновения.
34. Виды водоплавающих птиц, восстановленные благодаря деятельности зоопарков, заказников, заповедников.
35. Виды хищных млекопитающих, восстановленные благодаря деятельности зоопарков, заказников, заповедников.
36. Особенности придания статуса редких или находящихся под угрозой исчезновения видов – на примере 5–10 видов птиц и млекопитающих.
37. Условия исключения или перевода из одной категории статуса редкости в другую того или иного объекта животного или растительного мира (на примере 5–10 видов птиц и млекопитающих).
38. Виды животных, полностью вымершие к настоящему времени.
Основы таксидермии
Цель — научить студентов изготавливать и правильно хранить наглядные пособия, необходимые для использования не только в учебном процессе, но и в индивидуальных коллекциях.
Задачи практики:
1. Сформировать базу теоретических основ современных методов изготовления коллекций беспозвоночных и позвоночных животных.
2. Выработать практические умения и навыки по сбору, обработке, и коллекционированию животных.
3. Ознакомиться с методами ухода и безопасного хранения за коллекциями беспозвоночных и позвоночных животных.
При проведении данной темы студенты знакомятся с методиками изготовления музейных коллекций животных, правильной фиксацией биологического материала. Для более полного усвоения материалов на занятии вместе с ведущим преподавателем может присутствовать и специалист по данному профилю. Он непосредственно показывает мастер-класс изготовления экспонатов музейной коллекции.
Занятия по таксидермии проводятся в аудитории Кафедры зоологии, экологии и охраны природы им. А.Г. Банникова или непосредственно в её таксидермической лаборатории.
Примерный перечень заданий
1. Значение и этимология термина таксидермия.
2. История развития таксидермии в России и за рубежом.
3. Роль таксидермийных экспонатов и трофеев в изучении фауны.
4. Специфика правильного сбора, этикетирования и хранения материала, используемого для таксидермических целей.
5. Особенности сбора и этикетирования наземных беспозвоночных животных.
6. Особенности сбора и этикетирования наземных позвоночных животных.
7. Первичная обработка материала.
8. Подготовка материала к препарированию.
9. Инструментарий, используемый для препарирования беспозвоночных животных и изготовления чучел.
10. Инструментарий, используемый для препарирования позвоночных животных и изготовления чучел.
11. Яды, используемые для протравливания шкур позвоночных животных. Особенности их действия и характер применения.
12. Технология съёмки покровов беспозвоночного животного.
13. Технология съёмки покровов позвоночного животного.
14. Варианты изготовления каркаса для чучела.
15. Изготовление искусственных глаз.
16. Технология набивки чучела.
17. Технология приготовления влажных препаратов.
18. Фиксирующие жидкости, используемые для приготовления влажных препаратов.
19. Инструментарий, необходимый для создания сухих коллекций беспозвоночных животных.
20. Инструментарий, необходимый для создания сухих коллекций позвоночных животных.
21. Способы сушки и временного хранения сухих препаратов из беспозвоночных животных.
22. Способы сушки и временного хранения сухих препаратов из позвоночных животных.
23. Особенности создания и правильного хранения беспозвоночных животных в зоологических коллекциях.
24. Особенности создания и правильного хранения чучел позвоночных животных в зоологических коллекциях.
25. Правила хранения опасных скорняжных инструментов (колющие, режущие, острые и т.д.).
26. Правила хранения химических веществ (дезинсектанты, консерванты, красители).
Дарвиновский музей
Адрес:Москва, ул. Вавилова, 57
Цель посещения музея — закрепление теоретических знаний и овладение методами изучения экологии разных форм организмов, природных экосистем и их изменения в результате антропогенного вмешательства.
Задачами практики являются:
1. Определение влияние основных факторов сред жизни на выработку адаптаций животных и растений.
2. Получение навыков выявления основных экологических группировок, входящих в состав природных и антропогенно-трансформированных сообществ.
3. Знакомство с методами изучения структуры популяций и сообществ.
4. Научиться выявлять основные формы биотических связей между организмами.
Студенты знакомятся с мировой и отечественной флорой и фауной по коллекциям Дарвиновского музея.
Каждому студенту выдается индивидуальное задание, связанное с экологическими аспектами флоры и фауны. В отчете студенты приводят примеры из экспозиции музея.
Примерный перечень заданий по Дарвиновскому музею
1. Адаптации животных к условиям жизни в водоеме (на дне, в толще воды, на поверхности тропических морей и океанов).
2. На примере экспозиции Дарвиновского музея охарактеризовать экологические группы растений по отношению к воде.
3. Энтомофауна леса (лиственного, хвойного и т.д.)
4. Чем объяснить сходство и различие фаун смешанных и широколиственных лесов Евразии, Приморья и Северной Америки.
5. Адаптации обитателей арктических морей и побережий Арктики и Антарктики.
6. Сравнить приспособление животных к жизни в аридных условиях степей и пустынь Евразии и в таежной зоне Евразии и Северной Америки.
7. Адаптации растений и животных к жизни в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Виды-эндемики.
8. Энтомофауна заливных и суходольных лугов.
9. Особенности растительного и животного мира влажных тропиков Индо-Малайской зоогеографической области (Южная и Юго-западная Азия). Эндемичные виды.
10. Морфофизиологические адаптации защиты и нападения у растений и животных различных экосистем (покровительственная окраска, мимикрия, яды и др.).
11. В чем особенность и как сформировалась фауна Австралийской зоогеографической области.
12. Объяснить причины и привести примеры формирования эндемичной фауны на крупных островах: Новая Зеландия, Мадагаскар, Галапагосы, Шри-Ланка (Цейлон) и др.
13. Эволюция поведения животных. Адаптивное значение этологической структуры популяций.
14. Адаптации растений и животных к жизни в горных экосистемах различных континентов.
15. Энтомофауна побережий и болот.
16. Взаимоотношение видов в природе (хищничество, паразитизм, комменсализм и т.д.) на примере сообщества тундры. Эволюция поведения животных.
17. Особенности растительного и животного мира Новой Гвинеи. Эндемические виды.
18. Показать адаптации к различным способам добывания пищи, путем разной двигательной активности у животных морей, лесов, саванн.
19. Пищевые цепи в широколиственных лесах Европы и Приморья. Виды-эндемики.
20. Особенности растительного и животного мира Малайского архипелага. Эндемические виды.
21. Адаптации растений и животных к жизни в тропических лесах Северной Америки. Виды-эндемики.
22. Многообразие животного мира планеты. Флора и фауна тропического леса, саванны и высокогорий.
23. Особенности растительного и животного мира влажных тропических лесов Африки. Эндемические виды.
24. Сравнить приспособление животных к жизни в аридных условиях степей Евразии, Америки и Австралии.
25. Особенности растительного и животного мира северных морей.
26. Многообразие животного мира планеты. Флора и фауна подводного мира и морских побережий.
27. Адаптации растений и животных к жизни в тайге Евразии и Северной Америки. Виды-эндемики.
28. Особенности представителей флоры и фауны населяющих дельту Волги.
29. Экосистема саванн: адаптации растений и животных.
30. Экосистема тропических лесов: адаптации растений и животных.
31. Экосистема европейских широколиственных лесов: адаптации растений и животных.
32. Адаптации растений и животных к жизни в океане.
33. Особенности фауны стоячего и текучего, а также постоянного и временного водоемов.
34. Простейшие — биологические индикаторы степени загрязненности воды органическими соединениями. Привести примеры из коллекции музея.
35. Простейшие – симбионты беспозвоночных и позвоночных животных.
36. Беспозвоночные и позвоночные, способствующие снижению численности малярийного комара.
37. Роль окраса земноводных в природе на примере экспозиции музея.
38. Виды гнездования на примере экспозиции музея.
39. Предки одомашненных видов птиц и млекопитающих.
40. Продемонстрировать климатические правила Аллена и Бергмана на птицах различных отрядов из коллекции зоомузея.
41. Показать проявление климатических правил Аллена и Бергмана, на представителях 2-х, 3-х отрядов зверей.
42. На примере экспозиции музея охарактеризовать биотические взаимоотношения; хищник–жертва и паразит–хозяин.
Зоологический музей МГУ
Адрес:Москва, ул. Большая Никитская, д. 6
Цель посещения музея является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, путем изучения фауны беспозвоночных и позвоночных животных.
Задачами учебной практики являются:
1.Знакомство студентов с составом основных таксономических и экологических групп беспозвоночных и позвоночных животных;
2.Знакомство с экологическими и биологическими особенностями фоновых видов, их экосистемным и практическим значением.
Студенты знакомятся с мировой и отечественной фауной беспозвоночных и позвоночных животных по коллекциям Зоологического музея МГУ.
Каждому студенту выдается индивидуальное задание по изучению отрядов и семейств основных классов позвоночных животных. Студенты имеют возможность посетить три зала с экспозициями животных различных таксонов, включая зал с остеологической коллекцией животных, где экспонируются не только ныне живущие, но и вымершие виды (стеллерова корова и др.).
Для составления отчета по работе в зоологическом музее студентам необходимо дать характеристику животных, указанных в задании. Описать отличительные признаки отрядов, семейств и указать виды, к ним относящиеся, из экспозиций музея. Показать ареал, особенности биологии, экологии, роль животных в природе и жизни человека.
Примерный перечень заданий по Зоологическому музею МГУ
1. Докажите, что Простейшие, морфологически состоящие из одной клетки, функционально представляют собой целостный организм. Укажите представителей простейших из коллекции Зоомузея. В чем проявляются адаптация простейших к различному образу жизни, показать на 5–7 видах из каждого типа.
2. Основные представители болезнетворных простейших из коллекции Зоологического музея и методы борьбы с протозойными инфекциями.
3. Опишите черты примитивной организации Губок. Дайте классификацию и укажите представителей каждого класса из экспозиции Зоомузея.
4. Классификация типа Кишечнополостных. Показать изменение внешней морфологии кишечнополостных в связи с разным образом жизни. Назовите представителей из коллекции Зоомузея.
5. Покажите, в чем выражено усложнение строения сцифоидных медуз и коралловых полипов по сравнению с гидроидными. Назовите по 4–5 представителей разных классов кишечнополостных из коллекции Зоомузея.
6. Что позволяет предположить возможную филогенетическую связь кишечнополостных, гребневиков и ресничных плоских червей? Назовите представителей каждого из названных таксонов, представленных в коллекции Зоомузея.
7. Классификация типа Плоские черви. Характеристика классов с указанием представителей из коллекции Зоомузея. Покажите, как отразился на строении и жизнедеятельности ленточных червей паразитический образ жизни. Примером, какого направления в эволюции являются ленточные черви? Практическое значение 5 видов из каждого класса.
8. Опишите циклы развития цестод, имеющих следующие особенности: а) цикл, включающий двух хозяев; б) цикл, включающий трех хозяев; в) заболевание вызывает финнозная стадия и (или) взрослый червь. Назовите влажные препараты в экспозиции Зоомузея, иллюстрирующие ответ.
9. Какую группу животных можно считать предками плоских червей? Опишите филогенетические взаимоотношения в пределах типа Плоских червей.
10. Классификация типа Круглые черви. Практическое значение свободноживущих и паразитических форм. Виды, представленные в зоомузее, их значение и приспособительные возможности их к условиям окружающей среды.
11. Чем вызван интерес к типам Плоских и Круглых червей в ветеринарии и медицине? Покажите патогенное значение трематод и цестод. Укажите представителей этих таксонов из коллекции Зоомузея. Сравнить циклы развития плоских (не менее 3 представителей) и круглых червей (на 3 представителях из коллекции Зоомузея).
12. Характеристика и классификация типа Кольчатые черви. Перечислить представителей из коллекции Зоомузея. Показать изменение внешней морфологии кольчатых червей в связи с различным образом жизни по коллекции Зоомузея.
13. Почему кольчатых червей относят к высшим червям? Приведите примеры представителей типа из коллекции Зоомузея, иллюстрирующие прогрессивные признаки. Каковы филогенетические связи в типе Кольчатых червей? Назовите представителей каждого класса по экспозиции Зоомузея.
14. Покажите, как отразился на строении и жизнедеятельности беспозвоночных животных (кольчатых червей или ракообразных, моллюсков, иглокожих и т.д.) сидячий (прикрепленный) образ жизни. Назовите представителей рассматриваемого таксона из коллекции Зоомузея.
15. Классификация типа Членистоногие, характеристика подтипов и классов. Филогенетические связи в типе Членистоногих. Кого можно считать предками этого типа? Назвать представителей класса по коллекции Зоомузея.
16. Систематический обзор класса Ракообразных. Морфологические отличия различных отрядов. Характеристика подклассов и отрядов. Какие представители ракообразных из коллекции зоомузея имеют для человека практическое значение?
17. Сравните внешнее строение представителей различных отрядов класса Паукообразных. Развитие Паукообразных. Приведите примеры представителей каждого отряда из коллекции Зоомузея.
18. Роль клещей в сельском хозяйстве, ветеринарии, медицине. Ответ проиллюстрировать примерами из экспозиции Зоомузея. Как называются заболевания, которые передаются клещами?
19. Типы развития насекомых. Назовите не менее 5 отрядов (с представителями из каждого), имеющих тот или иной тип развития. Изменение внешней морфологии насекомых в связи с образом жизни. Классификация насекомых по типам метаморфоза в жизненных циклах.
20. Какие органы во внешнем строении насекомых имеют вариации? Какие черты внешнего строения насекомых наиболее изменяются в связи с образом жизни, показать адаптации к различным способам питания из коллекции Зоомузея.
21. На примере 10 видов отряда жесткокрылых и 10 видов отряда чешуекрылых насекомых показать роль в природе и жизни человека различных стадий жизненного цикла.
22. Прямокрылые, двукрылые и перепончатокрылые насекомые из коллекции зоомузея, имеющие наиболее важное значение в природе и жизни человека.
23. Практические значения насекомых. Представители, каких отрядов имеют значение в сельском хозяйстве, ветеринарии, медицине и других отраслях деятельности человеческого общества? Показать особенности биологии общественных насекомых, используя экспозицию зоомузея. Приведите сведения об их распространении.
24. Дайте классификацию типа Моллюски, приведите морфологическую характеристику классов и основных отрядов с указанием их представителей по коллекции Зоомузея. Показать адаптации моллюсков к разным способам движения (с указанием систематического положения). Показать практическое значение моллюсков.
25. Какие черты в строении и онтогенезе животных доказывают, что низшие Хордовые филогенетически связаны с Иглокожими через общих предков? Назовите из экспозиции Зоомузея животных, иллюстрирующих ваши доказательства. Перечислите основные анатомо-морфологические особенности Иглокожих. Укажите представителей каждого класса (не менее 3–4) из экспозиции Зоомузея.
26. На какие подтипы, и по каким признакам подразделяют тип Хордовых? Показать общие черты строения Хордовых. Назовите не менее пяти представителей каждого подтипа по экспозиции Зоомузея.
27. Представители низших хордовых (оболочников и бесчерепных) в коллекции зоомузея. Какие черты строения позвоночных свидетельствуют о том, что древние формы ланцетников были их предками?
28. Систематический обзор подтипа Позвоночных до отрядов (млекопитающие до семейств), назвав не менее пяти видов каждого класса, представленных в коллекции Зоомузея.
29. Характеристика хрящевых рыб и их морфологические черты. Виды, представленные в зоомузее и их географическое распространение.
30. Хрящевые рыбы, их отряды и краткая характеристика: виды, представленные в Зоомузее. Опишите характерные особенности в размножении и развитии хрящевых рыб на примерах из фондов Зоомузея.
31. Костные рыбы, основные подклассы, их характеристика. Типы размножения и ухода за потомством. Перечислите промысловые отряды костных рыб, назовите основных представителей из фондов Зоомузея.
32. Особенности строения осетровых рыб (черты сходства с хрящевыми и костными рыбами). Значение осетровых рыб для народного хозяйства. Основные промысловые виды на примере видов, представленных в экспозиции Зоомузея.
33. Отличительные черты организации Кистеперых и Двоякодышащих рыб. Назвать представителей из Зоомузея.
34. Назвать сходные черты в организации рыб и амфибий, указать представителей этих классов из коллекции Зоомузея. Систематика амфибий до семейств с указанием 3 видов каждого семейства. Особенности их экологии. Размножение и развитие амфибий. Какое практическое значение имеют амфибии?
35. Особенности строения рептилий и амфибий (сходство и различие), основные представители из коллекции Зоомузея. Какие животные были наиболее вероятными предками рептилий? Назвать представителей хвостатых амфибий из коллекции Зоомузея.
36. Классификация рептилий. Морфологические приспособления рептилий к жизни на суше. Указать представителей из коллекции Зоомузея(по 5 видов). Назовите ценные для народного хозяйства виды рептилий, используя коллекцию Зоомузея.
37. Особенности размножения и развития рептилий как истинных наземных позвоночных (на примере видов из экспозиции Зоомузея).
38. Ящерицы и змеи, их морфологические различия и важнейшие представители из фондов Зоомузея.
39. Черепахи и крокодилы, особенности строения и образа жизни. Основные представители из фондов Зоомузея.
40. Какое место занимают рептилии в системе животного мира? Назвать черты сходства и различия рептилий и птиц, используя фонды Зоомузея.
41. Способ размножения птиц, устройство их гнезд. Отряды птиц с выводковым и птенцовым типами развития, примеры привести из экспозиции Зоомузея.
42. Важнейшие особенности наружного и внутреннего строения птиц в связи с приспособлением к полету. Основные представители отрядов трубконосых и длиннокрылых, как лучших «летунов» в мире птиц (по экспозиции Зоомузея).
43. Важнейшие отряды килевых птиц, их отличительные особенности и представители из коллекции Зоомузея.
44. Веерохвостые птицы: систематический обзор надотрядов и типичные представители из Зоомузея.
45. На представителях 7–8 отрядов птиц показать из роль в природе и значения для человека. Важнейшие сельскохозяйственные птицы и их дикие предки. Перечислите основные виды охотничье-промысловых птиц. Примеры из экспозиции Зоомузея.
46. Назвать особенности строения, различия в размножении и развитии яйцекладущих, сумчатых и плацентарных млекопитающих. Перечислить основных представителей из коллекции Зоомузея.
47. Отряды хищные и насекомоядные млекопитающие. Систематика, краткая характеристика, особенность строения и географическое распространение. Основные семейства и важнейшие представители из коллекции зоомузея.
48. Характеристика отрядов непарнокопытных и парнокопытных млекопитающих, их отличительные признаки, основные семейства, роды, виды, представленные в Зоомузее с названием семейств.
49. Представители отрядов рукокрылых, китообразных и группы ластоногих в коллекции зоомузея. Показать особенности морфологии в связи с различным образом жизни. Охарактеризовать явление эхолокации, выявленное у этих животных.
50. Систематика грызунов до семейств и их представители в коллекции зоомузея. Роль в природе и практическое значение для человека. Адаптации к различным способам движения, питания.
51. Приматы, их классификация, характерные особенности и важнейшие представители из коллекции Зоомузея.
52. Происхождение млекопитающих. Примитивные черты в строении однопроходных млекопитающих.
53. Перечислите предков одомашненных видов млекопитающих, используя фонды Зоомузея.
Палеонтологический музей
Адрес: город Москва, улица Профсоюзная, дом 123
Цель практики заключается в изучении истории возникновения и развития жизни на Земле от древнейших геологических эпох почти до современности и знакомство с различными группами вымерших организмов.
Задачи практики:
1. Знакомство студентов с геологическими периодами Земли и основными, населяющими их видами животных.
2. Изучение отдельных представителей фауны Палеозойской эры.
3. Изучение фауны Мезозойской эры — доминирующие таксоны.
4. Изучение фауны Кайнозоя — становление современных таксономических групп млекопитающих и птиц.
При изучении экспозиции Палеонтологического музея, необходимо описать происхождение и направление эволюции группы животных, обозначенной в задании, а также обратить внимание на причины морфофизиологических преобразований, возникающих у современных форм в сравнении с предковыми или вымершими.
Примерный перечень заданий по Палеонтологическому музею
1. Простейшие в системе животного мира, связь с другими типами животных из коллекции музея.
2. Специфические черты строения простейших и их био