Теория и практика перевода (для отделения русской журналистики)
История чувашской журналистики
1. Периодизация хода развития чувашской журналистики.
2. Публицистическое творчество Ермея Рожанского в период зарождения просветительского движения в Чувашском крае.
3. Газета «Хыпар» - первый камень в фундаменте чувашской журналистики.
4. Видные хыпаровцы, их публицистическое творчество.
- Публицистическое творчество Спиридона Михайлова.
- И.Я. Яковлев и его роль в развитии чувашской публицистики и журналистики.
- Чувашская журналистика первого десятилетия Советской власти.
- Пресса Чувашии в период демократизации жизни общества (с 1991 г.).
- История зарубежной журналистики
- Английские публицисты XVIII века Д. Дефо, Дж. Свифт.
- Особенности американской, английской и французской концепций свободы печати.
- Публицисты Французской революции.
- Истоки публицистики. Прообразы газет в древнем мире.
- Формирование элитарной и массовой прессы в ХIХ веке за рубежом.
Современные зарубежные СМИ
1. Современные зарубежные теории СМИ.
2. Международные информационные агентства.
3. Основные зарубежные медиаконцерны.
4. Основные модели зарубежного теле- и радиовещания.
5. Средства массовой информации Великобритании.
6. Средства массовой информации Германии.
7. Средства массовой информации Испании.
8. Средства массовой информации Италии.
9. Средства массовой информации скандинавских стран.
10. Средства массовой информации США.
11. Средства массовой информации Франции.
Основы журналистики
- Журналистика как массово-информационная деятельность. Сущность, специфика массовой информации.
- Журналистика как «четвёртая власть». Журналистика и общественное мнение.
- Формирование личности журналиста.
- Проблема эффективности функционирования СМИ.
- Функции журналистики в современном обществе.
- Система принципов журналистики.
- Структура системы СМИ как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества.
- Типология СМИ. Различные типоформирующие факторы изданий, телерадиоканалов и программ.
- Периодическая печать в системе средств массовой информации. Её функции. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий.
- Телевидение в системе средств массовой информации. Его функции. Основные виды. Тенденции развития.
- Радиовещание в системе массовой информации. Его функции. Основные виды. Тенденции развития.
- Проблемы формирования и развития системы региональных средств информации.
- Стилистика и литературное редактирование
- Принципы и методы редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания и телевидения.
- Логические основы редактирования текста.
- Работа над композицией авторского материала.
- Виды текстов и особенности работы редактора над ним.
- Методика редактирования авторского текста.
- Работа над языком и стилем публикаций.
- Основы творческой деятельности журналиста
- Журналистский текст как продукт журналистского творчества.
- Как возникла газета.
- Газеты и журналы Чувашии в системе современной журналистики.
- Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- Социальная позиция журналиста.
- Влияние новых информационных технологий на процесс журналистской деятельности.
- Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- Сущность аналитической журналистики.
6. Творческая индивидуальность журналиста, его профессиональные качества.
- Техника и технология СМИ
- Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов СМИ.
- Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники.
- Электронные технологии в журналистике.
- Интерактивность как качество современных СМИ.
- Международное гуманитарное право и журналистика
1. Международное гуманитарное право и защита журналистов во время работы в зоне вооружённого конфликта.
2. Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооружённых конфликтов.
- Правовые основы журналистики
- Закон РФ «О средствах массовой информации» как базовый нормативный акт. Порядок учреждения и регистрации СМИ.
- Закон РФ «Об авторских и смежных правах» в системе Гражданского кодекса РФ.
- Закон РФ «О рекламе». Ограничение рекламного времени в детских и образовательных радио и телепередачах.
- Нормативные документы, регулирующие деятельность журналиста в редакционном коллективе.
- Профессиональная этика журналиста
- Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ.
- Отечественные и зарубежные кодексы профессиональной этики журналиста.
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Социология журналистики
- Социолингвистика: современные методы социолингвистического изучения текстов печати.
- Социологические методы изучения текстов печати, телевидения, радио.
- Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.
- Психология журналистики
- Профессиональное общение журналиста. Искусство интервью.
- Психологические проблемы современной журналистики.
- Манипулирование сознанием: сущность, структура. Проблема манипулирования сознанием в СМИ.
4. Информационно-психологическая безопасность личности. Правила представления потенциально стрессогенной информации.
- Экономика и менеджмент СМИ
1. Редакционный менеджмент. Задачи, направления и методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
2. Экономические основы функционирования СМИ.
3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны.
4. Взаимоотношения органа информации с владельцем, учредителем и издателем, формы их взаимодействия.
Основы рекламы и PR
1. Паблик рилейшнз: сущность, технология, содержание. Механизмы работы со средствами массовой информации.
2. Рекламные и рекламно-информационные СМИ.
3. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
4. Реклама в системе массовых коммуникаций. Процесс рекламной деятельности, его основные этапы.
- Актуальные проблемы современности и журналистика
1. Отечественные СМИ на современном этапе реформирования и развития российского общества.
2. Глобализация информации и её последствия для общества.
3. Проблемы формирования и развития системы региональных средств информации.
- Актуальные проблемы современной науки и журналистика
- Материалы на научные темы в различных СМИ. Нанотехнологии в журналистике.
- Медиарынок в условиях двуязычного региона
1. О четырех ступенях телевизионного бизнеса: «бюджетный», «манипулятивный», «продюсерский», «стратегический».
2. Форматы радиоканалов России и Чувашии.
3. Информационные агентства России. История зарождения и функционирования информационного агентства ИТАР-ТАСС.
- Современный русский (чувашский) язык
1. Стилистическая система русского (чувашского) литературного языка.
2. Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского (чувашского) языка в СМИ.
3. Функционирование морфологических форм речи.
- Риторика
1. Правила речевого поведения в различных типах аудитории.
2. Подготовка к публичному выступлению. Ошибки публичного выступления.
3. Специфика протокольно-этикетного выступления и его основные особенности.
- Теория и практика перевода (для отделения чувашской журналистики). Теория и практика текста (для отделения русской журналистики)
- Грамматико-стилистические и лексико-фразеологические особенности перевода с чувашского на русский и с русского на чувашский язык.
2. Виды текста по целевому назначению. Понятие о контексте, фрагменте, подтексте.
Теория и практика перевода (для отделения русской журналистики).
- Грамматико-стилистические и лексико-фразеологические особенности перевода с чувашского на русский и с русского на чувашский язык.
2. Виды текста по целевому назначению. Понятие о контексте, фрагменте, подтексте.