Теория и практика журналистики

Журналистика в системе социальных институтов общества. Особенности журналистики как социального института. Процесс функционирования журналистики в обществе. Различные формы собственности СМИ: государственные, государственно-общественные, частные.

Журналистика как массово-информационная деятельность. Понятия «информация», «массовая информация». Социальная информация и коммуникация как основа массово-информационного процесса. Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности. Массовая аудитория и ее характеристики. Структура массово-информационной деятельности: производство, распространение и организация потребления информации. Потенциальная, принятая и реальная информация.

Журналистика как система средств массовой информации.Традиционные и новые СМИ. Их типология. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации. СМИ как четвертая власть. Информационная политика в области СМИ. Понятие системы СМИ. Особенности функционирования печати, телевидения и радиовещания, интернет-изданий в условиях информационного рынка. Структура журналистики. Печатные СМИ: газеты, журналы. Телевидение и радиовещание. Информационные агентства и другие производители печатной, аудио- и видеопродукции. Сетевые СМИ. Инфраструктура СМИ. Мировые информационные сети. Службы паблик рилейшнз, рекламные организации.

Тенденции развития современной журналистики. Объективность и закономерность тенденций развития журналистики как системы средств массовой информации. Тенденция дифференциации: родовые, социальные, профессиональные критерии. Тенденции универсализации, унификации:их конкретно-историческое и национальное содержание Процессы концентрации и монополизации СМИ: новые формы организации информационных предприятий (издательские дома, группы, концерны, холдинги, «империи СМИ» и т.п.). Глобализация и регионализация как взаимообусловленные и взаимосвязанные тенденции развития современной журналистики. Конвергенция средств массовой информации как результат воздействия новых информационных технологий: электронная журналистика, Интернет, гипертекст. Развитие мультимедийных технологий. Тенденции постмодернизма, тенденции непрофессионализма.

Функции журналистики. Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики. Различные теоретические подходы к анализу функций СМИ и их классификация. Информационная, идеологическая, культурно-просветительская, рекреативная, рекламно-справочная и другие функции СМИ. Взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций. Трансформация функций российской журналистики на современном этапе.

Свобода журналистики как базовый принцип функционирования средств массовой информации. Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Юридический аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Экономические аспекты свободы журналистики.

Правовые основы журналистики и независимость СМИ. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Правовой аспект массово-информационной деятельности как предмет изучения. Необходимость и задачи правового регулирования СМИ. Производство и потребление массовой информации в обществе как сфера правовых отношений субъектов информационного обмена. Понятие свободы мысли и слова как норма естественного и позитивного права. Право на свободу убеждений и их выражение. Информирование общества о социально значимых фактах публичной жизни – основная функция журналистики. Права и обязанности журналиста. Свобода и ответственность журналиста: правовые проблемы. Самоцензура. Правовое обеспечение свободы доступа журналиста к источникам информации. Сферы ограничения прав журналиста по отношению к источникам информации, правила и порядок работы с информацией.

Экономика и менеджмент СМИ. Роль экономического фактора в возникновении и развитии журналистики и СМИ. Массовая информация как товар на информационном рынке. Структура информационного рынка: ресурсный рынок (финансовый рынок, рынок рабочей силы, технический рынок, рынок материалов), рынок информации и идей (рынок рекламной информации, рынок периодических изданий, радиорынок, телевизионный рынок, рынок электронной информации, рынок информационных агентств). Общенациональный, столичный, региональный рынки информации. Основы редакционно-издательского маркетинга. Его особенности, цели, задачи, направления, методы, его редакционная служба. Финансовая политика редакции и компании. Тиражная политика редакции. Бизнес-план редакции, телерадиокомпании и информационного агентства как продолжение их бюджета. Производственный и финансовый менеджмент. Основы редакционного менеджмента. Менеджмент и редакция: ее величина и состав. Кадровая политика редакции. Экономические основы труда журналиста. Распространение периодического издания. Стратегия и тактика распространения. Редакционная служба распространения.

Основные типологические группы в современной российской журналистике (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной функционально-целевой, предметно-тематической направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории, разной периодичности т.п. ).

Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Социальные и профессиональные роли журналиста. Особенности и парадоксы профессии, профессиональные сложности. Условия труда журналиста. Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п. Модель личности журналиста: профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики. Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.). Журналистские организации и профессиональные издания.

Профессиональная этика журналиста как наука и проблема практики. Этические проблемы журналистской практики. Понятие о профессиональном сознании трудовой группы, его структуре и формах, в которых оно существует. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании журналистского сообщества. Структура профессионально-этического журналистского сообщества. Категории, определяющие профессионально-нравственную позицию журналиста: чувство долга, ответственность, совесть, достоинство, честь. Социальная ответственность журналиста.

Социология журналистики как предметная область социологии. Место социологии журналистики в ряду других наук о журналистике: теория, история, психология, этика, экономика журналистики, коммуникативистика. Объект, предмет, функции и структура социологии журналистики. Социологическая информация в журналистской деятельности как средство более глубокого, точного и сущностного познания социальных процессов и явлений. Социологическое мышление, социологический анализ. Использование данных социологических исследований о различных сферах жизни общества в журналистских публикациях. Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики), репрезентативность, границы выводов.

Использование социологических методов в поиске информации журналистом. Научное программирование работы редакции и отдельного журналиста, использование эмпирических методов при выборе объектов изучения и получения информации для публикаций. Сравнение социологического и журналистского методов поиска информации.

Социологические методы изучения аудитории СМИ. Задачи, объекты, направления, типы, виды социологических исследований. Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ). Количественные и качественные методы изучения аудитории. Интервьюирование (очные, телефонные и электронные опросы), анкетирование, дневниковые панельные исследования, фокус-группы, метод анализа документов. Методы анализа массовой информации, возможности контент-аналитической техники. Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения. Социологическая информация на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ.

Психология журналистики.Психологическая и социально-психологическая составляющие функций СМИ (информационных, коммуникационных, социально-ориентирующих, организационно-управленческих и т.д.). Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографических и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально-побуждающих, монологичных и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и гедонистических и т.д. Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Аудитория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Психологические потребности, интересы, мотивы. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации. Информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность. Психология личности журналиста и ее типология. Типы личности, темперамент, характер. Особенности психических процессов (память, внимание). Имидж и амплуа журналиста. Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива.

Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала. Система профессиональных обязанностей журналиста.

Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса. Особенности стадии познания действительности в зависимости от видов познавательной деятельности (ознакомление, исследование и расследование). Стадия создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала). Методы познания действительности и методы предъявления информации в печатном и электронном тексте.

Журналистский текст как особый информационный продукт. Специфика темы, идеи и структурно-композиционного решения журналистского текста. Факт в журналистском произведении. Журналистский текст как информационный продукт. Семантический, синтаксический, прагматический аспекты журналистского текста. Текстообразующие факторы журналистского произведения и их зависимость от канала коммуникаций. Формы подачи материала в различных СМИ. Определение качественных параметров журналистского текста: объективность, релевантность и актуальность и др.

Жанровые разновидности журналистских произведений. Понятия «жанр» и «текст». Жанровая эволюция, унификация и трансформация жанров, взаимодействие формирующих и образующих жанровых факторов. Проблема классификации современных журналистских жанров. Различные подходы к систематизации журналистских текстов (Л.Е.Кройчик, А.А.Тертычный, Г.В. Лазутина и др.) Особенности работы над материалами разных жанров.

Информационные жанры.Новизна, релевантность, оперативность подачи факта как ведущие черты информационных жанров. Понятие новости и основные виды новостей; новость как предмет отражения в журналистике. Функции и своеобразие структурно-композиционного решения новостных жанровых моделей: заметки, репортажа, отчета, интервью. Максимальная локализация простанственно-временных координат в заметке. Субъективация заметки в современных СМИ. Лид как фактологическая основа заметки и ее смысловой центр, разновидности лидов. Репортаж как один из самых эффективных жанров публицистики; динамизм, наглядность, документальность и образная аналитичность – жанрообразующие элементы репортажа. Специфика интервью, различные формы жанра: беседа, монолог, диалог, полилог, анкета. Предметная основа отчета, его место в современной журналистике. Специфика новостных материалов и их подготовки на радио и телевидении.

Аналитические жанры. Исследование факта, выявление причинно-следственных связей, широкий фактический материал – основные черты аналитических жанров. Цели обращения к аудитории с проблемно-аналитическими материалами – оповещение, ориентирование, побуждение, расширение поля социальной активности. Господство рационально-логического метода исследования в аналитических жанрах. Видовое своеобразие аналитических текстов в различных СМИ. Выявление закономерностей развития современной действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации в корреспонденции. Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики: комментарий в газете, на радио и телевидении. Жанровые признаки статьи: глобализация обсуждаемых проблем, масштабное расширение границ повествования, комплекс положений, суждений и умозаключений как система доказательств, объективация стиля. Отраженная действительность как предмет исследования в рецензии; стремление журналиста выразить свое отношение к миру через анализ и оценку произведения искусства. Универсальность содержания и формы публицистического обозрения: совокупность социальных фактов как панорама жизни всего общества или определенной его сферы. Коммуникативная цепочка автор – проблема – адресат в открытом письме, обсуждение проблемы в присутствии аудитории как основная функция жанра.

Художественно-публицистические жанры. Распространение приемов образного письма в современной российской журналистике. Образ как обобщенная картина действительности, как эмоционально выраженная мысль автора, как система знаков, создающая определенную модель мира в очерке, фельетоне, памфлете, эссе. Жанровая природа очерка – синкретическое соединение трех начал: социологического, публицистического и художественного. Виды очерка: фотопортрет, фотоочерк, житейская история, путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк. Человеческая индивидуальность как предмет отражения в очерковой журналистике. Анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора в эссе: процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности. Сатирические жанры современной публицистики; комическое как особая эмоциональная критика жизни. Осмысление литературных и жизненных процессов современности в жанре пародии. Соединение трех начал в фельетоне – публицистического, сатирического, художественного. Жанровая задача фельетона – раскрыть комическое явление в отрицательном факте. Саркастическое обличение, выявление логической связи между фактами, принципиальная полемичность и адресность как жанровые признаки памфлета.

История рекламы.Реклама в античном обществе.Сущность проторекламы. Символизация на начальных этапах культуры и культовая протореклама. Знаки авторства как вариант проторекламы. Выделение профессиональной рекламы из проторекламных текстов. Глашатаи – первые профессионалы рекламного дела. Варианты предметно-изобразительной рекламы в античности. Письменная реклама: граффити, римская протогазета. Реклама зрелищ: афиша. Политическая реклама. Конфессиональная реклама. Способы регулирования рекламного процесса в античности.

Реклама в западноевропейской средневековой культуре. Конфессиональная протореклама. Рекламные функции средневоковых городских глашатаев. Фольклорные виды устной рекламы Средневековья. Рекламные особенности «криков улиц». Реклама стационарных зазывал. Рекламный ярмарочный фольклор. Изобразительная реклама развитого Средневековья. Торговая и цеховая эмблематика в рекламной процессе. Предплакатные жанры рекламы. Изобразительная и письменная реклама позднего Средневековья.

Средневековая реклама в России.Элементы российской проторекламы. Истоки устного рекламирования. Реклама стационарных зазывал. Виды ярмарочной рекламы. Лубочные традиции в российской рекламе. Начало живописных и рукописных вывесок. Конклюзии и начало печатных афиш. Прообраз политической рекламы в народных зрелищах 18 века. Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России. Реклама в российских газетах в 18 веке.

Развитие западноевропейской рекламы в 19 веке.Рекламные новации в английской культуре. Символизация рекламы в английской прессе. Начало иллюстрированной рекламы в прессе. Подвижные рекламные приспособления. Начало плакатного бума. Попытки обобщения рекламной практики. Рекламные традиции во Франции в предреволюционный период. Лидерство в жанре многоцветного плаката. Ведущие мастера французского рекламного плаката. Новый подъем рекламной деятельности во Франции. Направление развития рекламы в Германии 19 века. Витрина как зеркало рекламного дела. Выставки как общеевропейский рекламный жанр.

Российская реклама в 19- начале 20 века.Эволюция лубочного творчества в 19 веке. Афиша и вывеска в 19 – начале 20 века. Фирменный знак. Малые изобразительные формы рекламы. Плакатная реклама в России на рубеже 19-20 веков. Российские выставки как синтетический рекламный жанр.

Реклама в российской прессе в 19 - начале 20 века.Рекламный процесс в первой четверти 19 века. Реклама в условиях коммерциализации прессы. Реклама в пореформенный период (60-80-е годы 19 века). Рекламный процесс в журнальной периодике. Начало аналитического обобщения рекламной деятельности в России.

Современный этап развития рекламы. Особенности развития и функционирования рекламы на современном этапе.

Реклама в периодическом издании. Виды и средства рекламы. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в СМИ. Процесс рекламной деятельности, основные его этапы. Маркетинговые исследования – предпосылка эффективной рекламы. Принципы организации рекламы. Основные отделы рекламных агентств. Рекламное обращение, его основные особенности. Виды и средства рекламы. Характеристики печатной, телевизионной, аудиорекламы. Социальная и политическая реклама: своеобразие предмета, средств и целевой аудитории. Условия формирования и развития социальной и политической рекламы в современной России. Понятие целевой аудитории рекламы. Учет психологических факторов при создании рекламных обращений. Экономические и коммуникативные факторы эффективности рекламы.

Паблик рилейшнз и современная журналистика.Понятия «общественность» и «общественное мнение». Информационная, управленческая, регулятивная и другие функции PR. Понятие общественной цели связей с общественностью. Исторические типы PR. Экономические, политические предпосылки развития паблик рилейшнз. Структура и инфраструктура PR-рынка, характеристика субъектов и объектов связей с общественностью. Технология и содержание PR; виды и формы PR. Воздействие, механизмы работы со средствами массовой информации. Методы и формы деятельности PR-структур и служб. Трансформация журналистики под влиянием PR-технологий. «Чёрный PR» как явление в современной российской журналистике.

Особенности пресс-релиза как журналистского текста.Пресс-релиз как основной инструмент PR. Виды пресс-релизов. Функции заголовка. Оформление лид-абзаца. Правила размещения контактной информации.

Презентация как средство паблик рилейшнз.Предмет презентации. Смысл презентации. Подготовка и проведение презентации (пресс-релизы, слайды, видеосюжеты, выступление авторов (создателей), выступление экспертов. Роль ведущего.

Техника и технология средств массовой информации.Общая характеристика основных этапов производства различных СМИ. Влияние мультимедийных технологий на процессы создания, функционирования и распространения материалов печати, радио и телевидения.

Основные этапы производства печатных периодических изданий.Полиграфическая техника и полиграфические процессы. Современная электронная редакционно-издательская техника. Новые технологические схемы выпуска печатных СМИ. Современная технология допечатных процессов: набор текста, сканирование и обработка изобразительного материала,программы вёрстки, моделирование. Принципы формирования текстовой и изобразительной информации на полосе и в номере. Роль принтера и сканера в процессе создания печатных СМИ. Монтаж полос. Традиционные формы и цифровые возможности. Интернет в организации редакционно-издательских процессов. Печатные и послепечатные процессы. Традиционные и новейшие виды и способы печати. Цифровая печать; преимущества цифровой офсетной печати: оперативность, персонализация, минимум технологических операций, легкость в размещении, необходимый тираж. Цифровые печатные машины, функциональные возможности, перспективы развития.

Дизайн печатного издания. Типы шрифтов и особенности их психологического восприятия. Типы заголовков и их место на печатной полосе. Графические способы автономизации текста. Система организации текстов на полосе. Моделирование полосы и номера, основные элементы модели и ее преимущества. Web-дизайн, его роль в создании оригинального облика газеты и журнала.

Наши рекомендации