Список произведений для чтения по курсу русской литературы 18 века для 1 курса отделения журналистики

1. Ф. Прокопович. Слово на погребение Петра Великого; Владимир; О поэтическом искусстве; Епиникион; Запорожец кающийся; За Могилою Рябою; Плачет пастушок в долгом ненастье; О поэтическом искусстве.

2. Гистория о российском матросе Василии Кориотском…; Гистория об Александре, российском дворянине.

3. А.Д. Кантемир. Сатира первая. На хулящих учения. К уму своему;Сатира вторая. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений;Сатира седьмая. О воспитании / К князю Никите Юрьевичу Трубецкому /; Письмо Харитона Макентина осложении стихов русских.

4.В.К. Тредиаковский. Песенка… на мой выезд в чужие края; Описание грозы, бывшия в Гаге;Стихи похвальные России;Прошение любве;Стихи похвальные Парижу;Ода IV. Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт – Петербургу; Эпистола от Российской поэзии к Аполлину;Ода тор жественная о сдаче города Гданска;Строфы похвальные поселянскому житию; Новый и краткий способ к сложению российских стихов.

5. М.В. Ломоносов. Ода на взятие Хотина;Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года;Утреннее размышление о Божием величестве;Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния;Ода, выбранная из Иова;Я знак бессмертия себе воздвигнул…;Письмо о пользе стекла;Разговор с Анакреоном;Гимн бороде;Случились вместе два астронома в пиру…;Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…; Письмо о пользе стекла; Надпись к статуе Петра Великого; Петр Великий; Предисловие о пользе книг церковных в российском языке; Письмо о правилах российского стихотворства; Тамира и Селим; Демофонт; Случилось два астронома в пиру; Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…; «Малая» и «Большая « риторики Ломоносова.

6. А.П. Сумароков. О благородстве. Сатира; О стихотворстве; О русском языке; Хор ко превратному свету; Хореев; Гамлет; Синав и Трувор; Димитрий Самозванец; Тресотиниус; Опекун; Рогоносец по воображению; Песни; Притчи; Эпиграммы; Ода вздорная 1.

7. В.И. Лукин. Мот, любовию исправленный; Предисловие к комедии «Мот,любовию исправленный».

8. М.Д. Чулков. Стихи на качели; Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины; Пересмещник, или Словенские сказки.

9. М.И. Попов. Анюта.

10. В.И. Майков. Игрок ломбера;Елисей, или Раздраженный Вакх; Оды; Басни.

11. М.М.Херасков. Венецианская монахиня;Борислав; Идолопоклонники, или Горислава; Чессмеский бой; Россияда; Владимир возрожденный; Нума Помпилий, или процветающий Рим; Кадм и Гармония.

12. М.Н. Муравьев. Дщицы для записывания; Ночь; Желание зимы; Неверность; К Музе; Сила гения; Размышление.

13. Ф.А.Эмин. Непостоянная фортуна,или Похождение Мирамонды; Письма Эрнеста и Доравры; Адская почта, или Переписка Хромоногого беса с Кривым.

14. «Русские сказки» Василия Алексеевича Левшина.

15. Н.И. Новиков. Его сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; журналы «Городская и деревенская библиотека», «Детское чтение для сердца и разума»;Отписки крестьянам и помещичий указ ко крестьянам;Отрывок путешествия в ***И***Т;Письма к Фалалею.

16. Д.И. Фонвизин. Лисица – казнодей; Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке; Корион; Бригадир; Недоросль; Вопросы Фонвизина и ответы сочинителя «Былей и небылиц»; Всеобщая притворная грамматика; Разговор у княгини Халдиной; Друг честных людей, или Стародум. Периодическое сочинение; Письма из Франции; Повествование мнимого глухого и немого; Каллисфен; Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях.

17. Я.Б. Княжнин. Вадим Новгородский. Трагедия.

18. И.Ф. Богданович. Душенька, древняя повесть в вольных стихах; Блаженство народа; «Русские пословицы «Богдановича; Старинная повесть в стихах «Добромысл».

19. В.В. Капнист. Ябеда. Комедия.

20. Г.Р. Державин. На рождение в Севере порфирородного отрока; Ключ; К первому соседу; На смерть князя Мещерского; Властителям и судиям; Фелица; Благодарность Фелице; Видение Мурзы; Бог; На взятие Измаила; Осень во время осады Очакова; Водопад; Мой истукан; Вельможа; На пребывание Суворова в Таврическом дворце; Заздравный орел; Памятник К лире (Петь Румянцева собрался…); Снегирь; Прогулка в Царском Селе; На смерть Суворова; Лебедь; Храповицкому; Приглашение к обеду; Ко второму соседу; Евгению. Жизнь Званская; Река времен в своем стремленьи…; Русские девушки; Цыганская пляска; Весна; Рассуждение о лирической поэзии, или об оде; Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина.

21 .А.Н. Радищев. Ты хочешь знать: кто я? что я?; Вольность; Путешествие из Петербурга в Москву; Житие Федора Васильевича Ушакова; Письмо к другу, жительствующему в Тобольске; Дневник одной недели; О самодержавстве; Осьмнадцатое столетие; Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам; Песнь историческая; О человеке, о его смертности и бессмертии; Памятник дактилохореическому витязю;

22. Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника; Евгений и Юлия; Юлия; Фрол Силин, благодетельный человек; Бедная Лиза; Наталья, боярская дочь; Рыцарь нашего времени; Марфа – посадница, или Покорение Новагорода; Моя исповедь; Остров Борнгольм; Сиерра – Морена; Чувствительный и холодный; История Государства Российского ( в сокращении); Осень; Кладбище; К соловью; Меланхолия; Раиса; Послание к Дмитриеву; Послание к А.А.Плещееву; поэма ( «богатырская сказка») «Илья Муромец».

23. И.А. Крылов. Журнал «Почта духов»; Каиб; Трумф (Подщипа); Урок дочкам; Сочинитель в прихожей; Филомела; Проказник; Кофейница.

24. В.П.Петров. На карусель; На войну с турками; Плач на кончину Потемкина.

25. А.О.Аблесимов. Мельник – колдун, обманщик и сват.

26. И.И.Хемницер. Стрекоза; Паук и мухи; Дележ львиный; Обоз; Волчье рассуждение.

27. И.И.Дмитриев. Чужой толк; Послание Н.М.Карамзину; Модная жена; Ермак; Стонет сизый голубочек; Ах! Когда б я прежде знала.

28.Ю.А.Нелединский-Мелецкий. Выйду я на реченьку; Милая вечор сидела; Дни счастливы миновались; Ох! Тошно мне.

Рекомендуемая литература

Учебники, хрестоматии

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII-XIX веков. М., 1973.

Благой Д.Д. Истории русской литературы XVIII века. М., 1960.

Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М., Самара, 1995.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1999.

История русской литературы: В 10т. Т. 3-5. М.; Л., 1941.

История русской литературы: В 3т. Т. 1. М.; Л. 1958.

История русской литературы: В 4т. Т.1. Л., 1980.

Лебедева О.Б. История русской литературы ХУШ века. М., 2000.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

Русская комедия и комическая опера XVIII века. / Ред. И вступ. Статья П.Н.Беркова. М.; Л., 1950.

Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

Русская литература XVIII века: Хрестоматия. / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970.

Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1985.

Русская литература: Век XVIII. Т.1. Лирика. / Отв. Ред. Н.Д.Кочеткова. М., 1990.

Русская литература: Век XVIII. Т.2. Трагедия. / Отв. Ред. Ю.В.Стенник. М., 1991.

Русская литературная критика XVIII века. / Сост., ред., вступ. Статья и комментарии В.И.Кулешова. М., 1978.

Русская проза XVIII века: В 2т. / Подготовка теста и примечание А.В.Западова и Г.П. Макогоненко. Вступ. Статья Г.П. Макогоненко. М.; Л., 1950.

Сатирические журналы Н.И.Новикова / Ред., вступ. Статья и комментарии П.Н.Беркова. М.; Л., 1951.

Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики ХУШ века. М.: МГУ, 2001.

Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

Исследования

Автухович Т.Е. Роман Ф.Эмина «Непостоянная фортуна, или похождение мирамонда» как риторическая система // Старинные мастера русского слова. М., Самара, 1993. С. 99-109.

Акулова Г.А. Фонвизин в школе. М., 1957.

Алексеев М.П. Монтескье и Кантемир // Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение Л., 1983. С. 140-247.

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967.

Асеев Б.Н.Русский драматический театр от его истоков до конца ХIХ века. М., 1977.

Бабкин Д.С. А.Н.Радищев: Литературно-общественная деятельность. М., 1966.

Бегунов Ю.К. «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева М., 1983.

Берков П.Н. Жизненный и литературный путь А.П.Сумарокова // Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. С. 3-40.

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века М.; Л., 1952.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века Л., 1977

Берков П.Н. Проблемы исторического развитие литературы Л., 1981.

Белинский В.Г. Кантемир // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 томах Т. 7. М., 1955. С. 282-300.

Берков Н.Н. В.В.Капнист. М.; Л., 1950.

Благой Д.Д. Гаврила Романович Державин // Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957. С. 5-74.

Бочкарев В.А. Исторические взгляды Сумарокова // Старинные мастера русского слова. М.; Самара, 1993. С. 80-88.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-ХVIII веков. М., 1988.

Буранок О.М. драматургия Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс первой трети XVIII века. Самара, 1992.

Буранок О.М. Жанровое своеобразие пьесы Феофана Прокоповича «Владимир»// Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 3-11.

Буранок О.М. Своеобразие ораторской прозы Феофана Прокоповича Киевского периода // Культура и текст. Вып. 1: Литературоведение. Часть 1. СПб.; Барнаул, 1997. С. 56-62.

Валицкая А.П. русская эстетика XVIII века. М., 1983.

Вишневская И. Аплодисменты и прошлое: А.П.Сумароков и его трагедии. М., 1996.

XVIII век. Сборники 1-20. М.; Л.; СПб., 1935-1996 (Издание продолжается).

Всеволодский- Гернгросс В. Фонвизин драматург. М., 1960.

Гершкович З.И. Об эстетической позиции и литературной тактике Кантемира // XVIII век: Сборник 5. М.; Л., 1962. С. 179-183.

Глумов А.Н.А. Львов. М., 1980.

Гордин М.А., Гордин Я.А. Театр Ивана Крылова. Л., 1983.

Грот Я.К. Жизнь Державина. М., 1997.

Демин А.С. Русская литература второй половины ХУП -начала XVIII веков. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. М., 1983.

Десницкий А.В. Молодой Крылов. Л., 1975.

Ершов А.А. Русская стихотворная сатира: от Кантемира до Пушкина. М., 1985.

Западов А.В. Гаврил Романович Державин. М.; Л., 1965.

Западов А.В. И.А.Крылов. М.; Л., 1951.

Западов А.В. Новиков. М., 1968.

Западов А.В. Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова. М., 1961.

Западов А.В. Поэты XVIII века: А.Кантемир, А.Сумароков, В.Майков, М.Херасков. М., 1984

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. М., 1979.

Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.

Западов А.В. Проблемы изучения и преподавание русской литературы ХVIII века. Ст. 3. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983. С. 135-150.

Западов А.В. Державин и муравьев // XVIII век. М.; Л., 1966.

Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984. С. 26-49.

И.А.Крылов: Проблемы творчества. Л., 1975.

Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.

Капунова Ф.З. Из истории русской повести. Историко-литературное значение повестей Н.М.Карамзина. Томск, 1967.

Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. // XVIII век. Сб. 14. Л., 1983. С. 121-149.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. Л., 1994.

Кочеткова Н.Д. Сатирическая проза Крылова // Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. Л., 1975. С. 69-105.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской литературы XVIII века. М., 1987.

Кузнецов Г.Б. Творческий путь Ломоносова. М., 1961.

Кулакова Л.И. Д.И.Фонвизин. М.; Л., 1966

Кулакова Л. Очерки по истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

Кулакова Л.И. Я.Б.Княжнин. М., 1961.

Кулакова Л.И. Западов В.А. А.Н.Радищев. «Путешествия из Петербурга в Москву»: Комментарий. Л., 1974.

Курилов А.С. Литературоведение в России XVIII века. М., 1981.

Ломоносов и русская литература. М., 1987.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства: ХУШ-начало ХIХ веков. СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Макогоненко Г.П. Николай новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1951.

Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М.; Л., 1965.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.; Л., 1961.

Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965.

Морозов А.А. Ломоносов. М., 1965.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

Муратов М.В. Ломоносов. М., 1960.

Н.И.Новиков и общественно-литературное движение его времени Л., 1976.

Ничик В.М. Феофан Прокопович. М., 1977.

Орлов В.Н. Радищев и русская литература. Л., 1952.

Орлов П.А. русский сентиментализм. М., 1977.

Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Павлова Г.Е., Федорова А.С. М.В.Ломоносов М., 1980.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Песков А.М. Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986. С. 3-16.

Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М., 1966.

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина М., 1954.

Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. М.; Л., 1925.

Пумпянский Л.В. Антиох Кантемир // История русской литературы: В 10т. Т.3.Ч.1. М.; Л., 1966

Радищев и литература его времени. Л., 1977.

Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

Рассадин С. Фонвизин. М., 1980.

Рассадин С. Сатиры смелый властелин. М., 1984.

Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966.

Россияда в период реформы Петра 1. М., 1973.

Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

Серман И.З. Державин. Л., 1967.

Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Смирнов В.Г. Феофан Прокопович М., 1994.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л.. 1981.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Степанов Н.Л. И.А.Крылов. М., 1969.

Татаринцев А.Г. Сын отечества. М., 1981.

Томашевский Б.Т. Стилистика и стихосложение. М., 1959.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые записки. М., 1989.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.С. 227-252.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

Фонвизин в русской критике. М., 1958.

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

Шишкин А.Б. Тредиаковский и традиции барокко в русской литературе XVIII века. // Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Шкуринов П.С. А.Н.Радищев: Философия человека. М., 1988.

Шкуринов П.С. Философия России XVIII века М., 1992.

Шторм Г. Потаенный Радищев. М., 1974.

Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов. Очерк жизни и поэтического творчества. М., 1969.

Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. С. 18-28.

Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века: В 2т. М., 1994.

Методические рекомендации (материалы) преподавателю*

Изучение произведений литературы предполагает единство историко- литературного, поэтико-теоретического, культурологического подходов. Входящие в состав программы произведения предназначены для внимательного вдумчивого, творческого прочтения и усвоения их студентами. С этой установкой связан выбор художественных текстов, преобладающее большинство которых включено в школьные программы по литературе. Студент должен не просто ознакомиться с той или иной интерпретацией произведений русской классики, но соотнести ее с самим художественным текстом, принять или оспорить предлагаемый ему подход к прочтению величайших творений русской литературы XIX столетия. Изучаемый курс должен расширить и уточнить представления студентов не только об эстетических, но и духовно-нравственных ценностях русской литературы, об остроте и оригинальности постижения мира и человека русскими писателями, об общих закономерностях развития духовной культуры человечества.

При изучении курса в целом, его отдельных тем, разделов, а также и конкретных художественных текстов рекомендуется единство различных методологических подходов, актуальных для современного литературоведения: системно-структурного, историко- функционального, сопоставительного, мифопоэтического анализа текста; оправданы подходы к произведению с точки зрения социально-исторических, социально-психологических, культурологических и др. контекстов, расширяющих возможности адекватного его прочтения.

Количество предлагаемых рабочей программой практических занятий, источников для конспектирования, тем коллоквиумов и самостоятельных работ может превышать число часов, отводимых учебным планом. Это предоставляет преподавателю возможность выбора необходимого числа тем из каждого раздела в соответствии с общей подготовкой группы, студенческими интересами, наличием художественных текстов и исследовательской литературы. В целях повышения эффективности проведения практических занятий преподаватель может рекомендовать в разных студенческих группах различные темы. Поскольку в учебном плане нет специальных часов для консультаций (кроме предэкзаменационных), рекомендуется в процессе лекционного курса, лучше на первой лекции установочного характера, познакомить студентов с планом и методикой работы на лекциях и практикумах, с темами для самостоятельной работы, дать сведения об учебно-методическом комплексе и рабочей программе. Для обеспечения четкости в работе студентов рекомендуется в конце каждого занятия называть следующую тему, чтобы контролировать степень готовности студентов и оказывать им необходимую помощь.

Следует учесть, что программа предполагает значительную творческую самостоятельность преподавателя, ведущего курс. Допускается, в частности, разная степень полноты в освещении отдельных вопросов внутри каждой темы, изменение последовательности тем, некоторые изменения структуры курса.

В настоящее время наукой разработаны различные аспекты проблемы межпредметных связей в процессе преподавания в вузах курса истории русской литературы. При этом имеются в виду связи как внутри самого литературоведческого цикла дисциплин (преемственная связь между разными периодами развития русской литературы с курсом истории зарубежных литератур, теорией литературы, текстологией, историографией, библиографией и т.д.), так и с лингвистическим циклом дисциплин (историей русского языка, стилистикой и т.д.). Историю русской литературы нельзя изучать вне связи ее с другими общественными дисциплинами: историей, философией, лингвистикой и т.д.

В настоящей программе сделана попытка проведения таких межпредметных связей. Для преподавателя здесь открывается широкое поле творческой инициативы, умения увязать явления разных областей духовной деятельности человека.

Строя курс проблемно, раскрывая лишь определяющие темы и вопросы изучаемого историко-литературного процесса, преподаватель не должен в лекциях освещать детали, с которыми студент может ознакомиться в учебнике и популярных пособиях. Внимание лектора должно быть направлено на разъяснение наиболее сложных разделов курса – развитие и смену художественных методов, движение стиля и стилевых потоков, проблемы типологии и т.д. В лекциях необходимо освещение спорных мнений об этапах развития русского реализма, о художественном методе отдельных писателей, о сущности рассматриваемых литературных направлений и т.д. В теоретической и критической литературе студент найдет противоречивые суждения по таким вопросам, и ему в таких случаях не безынтересно будет мнение преподавателя.

Курс русской литературы ХУШ в. следует читать в строгой логической последовательности, предваряя монографические лекции обзорными, четко излагая его периодизацию, главнейшую проблематику, основные литературные направления и школы в их идейно-эстетических взаимоотношениях. При характеристике эпохи или отдельных ее периодов, там, где это уместно, необходимо обращать внимание студентов на переклички с теми или иными видами искусства – живописью, театром и кино.

В процессе чтения курса необходимо показать студентам достижения современного литературоведения. Требуется систематически знакомить студентов с главнейшими библиографическими пособиями, с основной научно-критической литературой, развивать у них навыки самостоятельной работы, интерес к ней. Нужно приучать студентов следить за новинками критической литературы, анализировать и обсуждать их. Весьма важно, чтобы студенты, работая над курсом, знакомились с наиболее интересными статьями журналов «Вопросы литературы», «Русская литература», «Литература в школе» и др.

Программа предусматривает условное деление историко-литературного процесса на отдельные периоды. При этом условном дроблении писатели отнесены, естественно, к тем периодам, в которые их творческие особенности проявились с наибольшей полнотой.

Глубокое разъяснение сущности и своеобразия того или иного периода русской литературы не может быть вне образцовых анализов художественных произведений. Подобные анализы ограничены временем, отведенным на данный курс. Поэтому для анализов отдельных произведений в единстве содержания и формы необходимо отбирать наиболее важные для характеристики того или иного писателя изучаемого периода. Анализы отдельных произведений более уместно давать (предлагать) для практических занятий, просеминаров и специальных семинаров.

Стремясь в своих лекциях к широкому и глубокому охвату историко-литературного процесса, творчества того или иного писателя, преподаватели не должны при этом требовать на экзаменах всю совокупность того, что ими сообщено студентам. На экзамены выносится минимум произведений, определяемый основными задачами курса, требованиями профессиональной подготовки. Так, например, произведения, упоминаемые в обзорных лекциях, как правило, не входят в экзаменационные билеты. Характеризуя творчество того или иного писателя лектор обязан коснуться всех или почти всех его произведений, но в экзаменационные билеты должны входить лишь его основные произведения. В связи с этим список обязательной литературы (минимум) включает лишь важнейшие произведения. Это не значит, что студенты совершенно освобождаются от вопросов по обзорным темам, но они отвечают по этим темам, опираясь на учебник, на минимум рекомендованной им литературы и лекции своих преподавателей.

В данной программе устанавливается минимум литературных текстов, знание которых строго обязательно. Однако преподавателю (с согласия кафедры) дается право по тем или иным причинам заменять некоторые произведения другими. Преподаватели рекомендуют студентам дополнительную литературу по обзорным лекциям.

Сообщив минимум обязательной литературы в самом начале чтения курса, преподаватель должен затем на протяжении всего курса рекомендовать студентам дополнительную литературу. Из библиографии для студентов отбирается материал, посильный как по изложению, так и по объему, с указанием наиболее важных страниц, глав, разделов. Если нужно, то этот материал сопровождается критическим комментарием. Преподаватель может рекомендовать студентам и литературу, не указанную в программе, если сочтет это необходимым.

Практические занятия позволяют соединить изучение общих закономерностей литературного процесса с идейно-художественным анализом конкретных литературных явлений. На практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студенты приобретают необходимые специалисту элементарные и более сложные навыки теоретического и конкретно-исторического изучения общих закономерностей литературного развития, направлений, течений, жанров, а также вырабатывают навыки литературоведческого анализа.

При всем очевидном отличии общего курса и практических занятий по этому курсу, как по их структуре, так и по методике работы цели их во многом едины.

Практические занятия плотно «сращены» с ходом историко-литературного курса, имеют смысл только тогда, когда они последовательны и охватывают его главные материалы, центральные вопросы. Прочная связь практических занятий с лекционным курсом безусловна, но практические занятия имеют и свои особенности. Основные из них следующие: во-первых, закрепить, конкретизировать, расширить и углубить материал лекционных курсов; во-вторых, привить студентам навыки и приемы самостоятельной работы; в-третьих, проверить, насколько усвоены студентами лекционные курсы.

Практика конкретного анализа литературно-художественного произведения чаще всего выдвигается на первый план, а обучение анализу текста рассматривается как главная цель практических занятий. В связи с этим устанавливается связь таких занятий со спецкурсами и спецсеминарами, с изучением вспомогательных литературоведческих дисциплин, особенно библиографии и текстологии, без знания которых невозможна ни работа с источниками, ни углубленный анализ текста.

Основы умения анализировать текст должны быть заложены у студента на практических занятиях, а спецкурсы и спецсеминары опираются на полученные здесь первичные навыки по технике литературоведческого труда: умение обращаться с библиографическим материалом, с текстологией, разыскивать литературу, сопоставлять и сравнивать материалы.

Работающий в спецкурсах и спецсеминарах студент, разумеется, опирается и на опыт своих занятий в практикумах по различным дисциплинам всего литературоведческого цикла. Однако здесь, на практических занятиях не может быть углубления в «боковую» проблематику, какой бы увлекательной она ни представлялась, не может быть крена в изучение вспомогательных литературоведческих дисциплин при всем громадном их значении и роли в общей подготовке студентов, при всей важности этих дисциплин для углубленного анализа текста.

Практические занятия по различным дисциплинам литературоведческого цикла призваны углубить и активизировать конкретное изучение основных проблем теории и истории литературы. Будучи одним из важных видом в системе практической подготовки специалиста высшей филологической квалификации, такие занятия играют важную роль и в подготовке широкообразованного филолога к педагогической деятельности, в том числе и, прежде всего, к преподаванию литературы в школе.

На практических занятиях могут быть использованы разнообразные виды работы студентов: обсуждение отдельных произведений с углубленным анализом их поэтики, сообщения, рефераты, доклады. Возможно обращение к средствам мультимедиа, использование специальных компьютерных программ для тестирования, электронных учебных и методических пособий и т.д. Однако следует иметь в виду, что любые занятия по литературе и с литературой – это, прежде всего, работа со словом и с текстом. Поэтому на одном из первых мест остаются цели формирования культуры чтения, культуры мышления, культуры речи, что возможно лишь при диалогически ориентированной форме занятий, предполагающей живое непосредственное общение преподавателя и студентов, живую «интерактивную» среду коллективного сотрудничества и сотворчества.

Методические указания студентам

Наши рекомендации