Основные виды коммуникации, необходимые в профессиональной
Деятельности современного журналиста
Особенности вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Речевая коммуникация бывает внешняя (коммуникация для людей) и внутренняя (коммуникация внутри себя). Эти процессы взаимосвязаны.
Для журналиста в большей степени важна внешняя коммуникация, т.к. она непосредственно связана с осуществлением его профессиональной деятельности.
Как осуществляется процесс речевой коммуникации на практике?
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Последовательность действий говорящего и слушающего представлена следующей схемой: К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент) (см. рис. 4).
Кодирование
Смысл Текст
Интенция Декодирование;
(раскрытие
смысла)
Сообщение
К Р
(Коммуникатор) (Реципиент)
Рис. 4Передача и восприятие информации в коммуникативном процессе (по Г.М. Андреевой)
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Простейшая модель речевого убеждения была предложена американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет) на читателя. Модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу, включает пять элементов.
1) Кто?(передает сообщение) - Коммуникатор
2) Что?(передается) - Сообщение(текст)
3) Как?(осуществляется передача) - Канал
4) Кому?(направлено сообщение) - Аудитория
5) С каким эффектом? - Эффективность
У каждого элемента схемы имеется свое описание. Например,в характеристике коммуниканта описаны три типа позиции:
- открытая – коммуникатор объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения;
- отстраненная - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально;
- закрытая- коммуникатор умалчивает о своей точки зрения.
При этом коммуникатору-журналисту важно знать некоторые приемы ведения беседы, которые помогут выйти на полноценную коммуникацию. Они заключаются в следующих советах:
1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным.
2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет».
3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца.
4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах.
5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения.
6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа.
7. Начинать разговор следует с интересов собеседника.
8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д.
Для журналиста важным является знание того, что процесс коммуникации обычно осуществляется вдвух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.
Устная форма характеризуется:
а) богатством интонационного оформления;
б) большой дозой паралингвистической информации (мимика, жесты);
в) определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);
г) высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;
д) контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);
е) специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);
ж) линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;
Учет специфики устной формы речи чрезвычайно важен для специалиста.
Для письменной формы общения характерны несколько иные черты:
а) специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места)
б) большая, чем в устной форме, структурная сложность;
в) большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего - подумать;
г) полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;
д) иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов.
Вполне очевидно, что письменная речь - это не «особым образом фиксированная устная речь» (Б.В. Беляев), а форма речевой деятельности, которая отличается и в психологическом, и в лингвистическом планах, и с точки зрения теории коммуникации.
Устная речь может быть разделена на диалогическую и монологическую.
Под монологом понимаетсяадресованная речь одного участника общения,например, письмо, записка и т.д. (письменные формы речи), рассказ, история, ответ на экзамене, выступление на телевидении и радио и т.д. (устные).
Диалог в лингвистике определяется как разговор более чем одного участника общения, в основном, устное межличностное вербальное взаимодействие.
Первичность диалога в процессе коммуникации доказывали многие исследователи (Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Л.С. Выготский, Г.Я. Солганик и др.). Так, Л.В. Щерба отмечал, «что монолог является в значительной степени искусственной языковой формой и что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге». Л.П. Якубинский замечал: «В сущности всякое взаимодействие людей есть именно в з а и м о д е й с т в и е; оно, по существу, стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, «диалогичным» и бежит «монолога».
Диалогическая речь имеет особенности, отличающие её от монологической речи:
- процесс высказывания разделен между двумя людьми – спрашивающим и отвечающим;
- во время диалога мотив, побуждающий к высказыванию, заключен не во внутреннем замысле самого субъекта, а в вопросе спрашивающего, в то время как ответ на вопрос исходит из заданного собеседником вопроса;
- знание общей темы беседы;
- знание ситуации определяет речевое высказывание;
- участник беседы может включить в неё наряду с языковыми компонентами, выражаемыми в грамматических структурах, еще и ряд внеязыковых компонентов;
- допустимость неполноты использования грамматических средств.
Исходя из этого, под диалогом будем понимать следующее:
Диалог– «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова).
Вербальная коммуникация представляет собой соединение трех её ведущих аспектов – нормативного, этического и коммуникативного. В соответствии с положениями классической риторики, исследователи (И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, Б.Н. Головин, М.П. Сенкевич, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, В.В. Соколова, М.Ю. Григорьева и др.) выделяют следующие коммуникативные качества речи, находящиеся на стыке этих трех аспектов: информативную насыщенность речи или её содержательность, логичность, точность, ясность и простоту, богатство, чистоту, уместность, правильность, образность, живость, эмоциональность, выразительность, благозвучие. Подробнее об этом будет говорится в 1.5.