Произведения Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина, Е. Шварца, Н. Олейникова, Е

Верейской. Наиболее смелым и удачным из многочисленных «селекционных»

опытов Маршака, результатом которых почти всегда было открытие новых

даровитых авторов, стал опыт приглашения в детский отдел (а затем — в

журналы) лидеров молодой, но уже опальной литературной группы «ОБЭРИУ» — Д.

Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Патриарх детской литературы

безошибочно уловил в «заумной» поэзии «обэриутов», продолжавших в своем

творчестве традиции В. Хлебникова и А. Туфанова, качества, способные

обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов,

склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре

«обэриуты» действительно стали ведущей силой в детской литературе.

Участие поэтов-обэриутов в «Чиже» и «Еже», конечно, бросало тень на

сами журналы, вызывало подозрительное отношение к ним по части идеологии.

Они просматривались буквально на просвет. Кампания против них началась в

«год великого перелома» – совпадение, вряд ли нуждающееся в комментариях, -

когда появились разгромные статьи, осуждавшие игровую поэзию и сказки

(печально знаменитая «борьба с чуковщиной»). Осуждены были издательства,

которые «выпускают нелепые, чудовищные вещи, вроде «Во-первых» Д. Хармса,

которые ни по формальным признакам, ни, тем более, по своему содержанию, ни

в какой мере не приемлемы».

Вполне понятно, что после ареста обэриутов все без исключения их

детские книги попали в запретительные списки Главлита и были уничтожены

(если не считать несколько экземпляров, сохранившихся в библиотечных

училищах – спецхранах крупнейших библиотек).

Из-за огромной занятости в детском отделе Маршак не смог взять на себя

руководство новым журналом, а ограничился лишь функциями консультанта-

наблюдателя. Главными редакторами и создателями «Ежа» стали молодые

талантливые литераторы Н. Олейников и Е. Шварц, творческие судьбы которых

пересеклись еще в начале 20-х годов в редакции журнала «Забой» (г. Бахмут

Донецкой губ.) и которых связывала большая личная дружба.

Николай Макарович Олейников (1898—1937) — коммунист, участник

гражданской войны — в 1905 г. За его плечами уже имелся

солидный опыт работы журналистом и редактором, проявил он себя и как

талантливый организатор: был одним из главных учредителей первой

писательской организации Донбасса «Забой». С 1926—1928 гг. он плодотворно

работал в столичных журналах, занимался организацией радиовещания для

детей, издал две детские книги — «Кто хитрее» и «Боевые дни» (обе — в 1927

г.).

Не меньшим опытом к этому времени обладал и его соратник — Евгений

Львович Шварц (1896— 1958). До прихода в редакцию детского отдела, он

несколько лет работал профессиональным актером в Ростове-на-Дону,

сотрудничал в газете «Всероссийская кочегарка» (г. Артемовск), занимал пост

ответственного секретаря в журнале «Ленинград». Активно печататься Шварц

начал с 1925 г.— издал несколько книг для детей, наибольшую известность, из

которых получили «Война Петрушки и Степки Растрепки» и «Рассказ старой

балалайки» (обе — в 1925 г\\

Первый номер журнала «Еж» (орган Центрального бюро юных пионеров)

пришел к читателям в феврале 1928 г. С самого начала своей деятельности

редакция выработала привычку говорить со своими читателями как с равными —

непринужденно и весело, без скучных нравоучений и сюсюканья. Создатели

журнала предпочитали о серьезном говорить весело, о сложном — доступно,

ценили в человеке активную жизненную позицию и всеми имеющимися

средствами воспитывали таковую у своих читателей. Не забывали они и о

возрасте тех, кому адресовался их журнал, поэтому подписчики «Ежа» никогда

не знали что такое однообразие, монотонность и скука. Открываясь, как

правило, веселыми стихами или интересным рассказом, хитроумный «Ежик» до

самой последней страницы умел удержать внимание своих «ежат».

В числе самых активных и деятельных сотрудников журнала с момента его

основания был Даниил Иванович Хармс. В 1928 г. он печатался почти в каждом

номере «Ежа», опубликовав на его страницах наиболее известные свои

произведения: стихи «Иван Иваныч Самовар» (№ 1), «Иван Топорышкин» (№ 2),

сказку про великанов «Во-первых и во-вторых» (№ 11), рассказ «О том, как

старушка чернила покупала» (№ 12) и др. R 1928— 1929 гг. герой

стихотворения Хармса «Иван Топорышкин» стал постоянным персонажем журнала.

От имени Топорышкина, которого художник Б. Антоновский изображал внешне

похожим на автора-создателя, в журнале печатались всевозможные хитроумные

изобретения: куртка с музыкальными пуговицами, не сдуваемая ветром шляпа и

т. п. Много изобретательности и юмора проявил Хармс и в периоды подписных

кампаний «Ежа», сочиняя для них уморительные рекламы и объявления.

Остроумные, задорные произведения Хармса вызывали у читателей «Ежа» бодрое,

оптимистическое видение мира, активизировали его мышление, развивали

находчивость и воображение. Творчество Хармса, органически связанное с

народной комикой, заставляло читателя по-новому воспринимать звучание

родного языка, приоткрывало перед ним богатства его ритмов и красок. Своим

самобытным творчеством Хармс внес неоценимый вклад в веселые жанры

отечественной детской литературы, продолжил и умножил традиции К.

Чуковского и С. Маршака.

С1928 г. журнал начинает публикацию серии остросюжетных и веселых

репортажей о приключениях Макара Свирепого — «единственного писателя,

который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади».[7] Образ этого

отважного всадника и любознательного путешественника — плод фантазии Н.

Олейникова. Он стал любимым героем детворы довоенного времени.

Неожиданным и приятным открытием для первых читателей журнала стали

также стихи А. Введенского, Н. Заболоцкого и совсем еще юного поэта Ю.

Владимирова.

В конце 20-х — начале 30-х годов творческая группа журнала подверглась

жесточайшей и несправедливой критике. Авторы многочисленных статей (как

правило, низкого теоретического уровня) считали своим долгом оградить

пролетарского ребенка от «классово чуждых влияний» в детской литературе,

объявили войну «перевертышам» и «чепушинкам». Под обстрел критики попали

сказки К. Чуковского и С. Маршака, детская поэзия «обэриутов», все то, что

было связано с веселыми жанрами в творчестве для детей.[8]

Практически эти журналы всегда находились под подозрением.

«Аполитичные», «безыдейные» названия журналов вызывали раздражение. Уже

первые выпуски журнала «ЕЖ» подверглись организованной критике. Само за

себя говорит, например, название одной из статей, появившихся после первого

номер: «Как «ЕЖ» обучает детей хулиганству Е. Двинского («Комсомольская

правда», 1928. 24 апреля).

В начале 30-х гг. журналы привлекли настороженное внимание самого

Главлита, постоянно бомбившего ленинградскую цензуру циркулярами и

напоминаниями такого рода: «Обращаем внимание на журнал «ЕЖ»: недостаточно

тщательное редактирование, натуралистические сценки и т.д. Политконтролю

необходимо добиться через редакцию очищения журнала от указанных дефектов,

особенно недопустимых в детской литературе». Цезоры внимательно следили за так называемым «нежелательны

контекстом».

В 35г. Группу ОБЭРиКэтов первый раз вместе арестовали как «террористическую группу детских писателей».

18 А. М. Горький – журналист и организатор периодической печати.
Горький Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «серебряного века») и советской литературы. Начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). Весной 1894г. по рекомендации Короленко он переезжает из Нижнего Новгорода в Самару и становится сотрудником «Самарской газеты». Он выступает как обозреватель провинциальной прессы, ведет городской фельетон «Между прочим», печатает отдельные статьи, рассказы и художественные произведения («Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе»).
В 1896г. журналист возвращается в Нижний Новгород в качестве корреспондента газеты «Одесские новости». Одновременно пишет статьи и очерки для газеты «Нижегородский листок». В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07. После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия).
Годы эмиграции (1917-28)
В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш«Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
В 1928 году возвращается на родину. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем.
Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

19М. Е. Кольцов – журналист и публицист

1. Биография М. Е. Кольцова

Кольцов Михаил Ефимович (настоящая фамилия - Фридлянд). Годы жизни 1898-1942. Советский писатель, журналист, публицист, фотограф, партийный деятель. Член-корреспондент Академии наук СССР (1938). Наиболее известный журналист Советского Союза в 1920-1930-е гг С 1916 начал сотрудничать с прессой. Активный участник событий 1917 года. В 1918 вступил в РКП (б). С 1920 жил в Москве. В 1920 работал в "Правде", в основном в стиле политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Был тесно связан с руководителями НКВД Г.Г. Ягодой и Н.И. Ежовым; участвовал в провокациях, организованных НКВД за рубежом. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Некоторое время пользовался покровительством И.В. Сталина. В качестве корреспондента "Правды" был направлен в Испанию во время Гражданской войны; одновременно выполнял задания по линии государственной безопасности. По результатам поездки опубликовал "Испанский дневник" (1938). По словам прославлявшей Кольцова партпропаганды, он "был неутомимым борцом за идеи Октября, гневно бичуя отрицательные явления действительности, высмеивая бюрократов и приспособленцев". Выполняя "задание партии", участвовал в кампании против троцкистов, обвиняя их в том, что они находились на службе у Ф. Франко (что абсолютно не соответствовало действительности). В 1938 году опубликовал в "Правде" апологетическую статью о Н.И. Ежове, где среди прочего характеризовал его как "чудесного несгибаемого большевика, который, дни и ночи не вставая из-за стола, стремительно распутывает и режет нити фашистского заговора". 04.08.1938 К.Е. Ворошилов направил Сталину очередную статью Кольцова с запиской: "Прошу посмотреть и сказать, можно ли и нужно ли печатать. Мне статья не нравится". Сталин резолюции не оставил, но после этого был получен приказ "разобраться с Кольцовым". Он был отозван из Испании и 14.12.1938 арестован.1.2.1940 приговорен к смертной казни по обвинению в антисоветской и террористической деятельности. Расстрелян 4 апреля 1942 года

2. Творчество и деятельность М. Е. Кольцова

Этапная фигура в истории отечественной журналистики, Кольцов явился создателем нового типа проблемного фельетона, построенного главным образом не на домысливании и шаржировании, а на сопоставлении и монтаже фактов, литературных и житейских аналогий, как своеобразный синтез статьи и новеллы

В 20-30-х годах не было в стране более популярного и авторитетного журналиста, его называли “журналист № 1”.Он систематически выступал на страницах “Правды”, самой распространенной и влиятельной газеты страны, со злободневными фельетонами, очерками, корреспонденциями. В основанном им крупнейшем журнально-газетном объединении (“ЖУРГАЗ”) он задумал и осуществил издание таких журналов, как “Огонек”, “За рубежом”, “Советское фото”, “За рулем”, “Изобретатель”, “Женский журнал”, сатирический журнал “Чудак”, разнообразных книжных серий, в частности “Жизнь замечательных людей”, отдельных необычных изданий типа “День мира” и многое другое. Был редактором «Крокодила». В “Жургазе” Кольцов, игнорируя крайнее неудовольствие и сопротивление некоторых сугубо партийных руководителей Союза писателей, выпустил впервые при советской власти полное собрание сочинений А.П. Чехова. Он внимательно следил за проблемами быта, повседневной жизни людей и для отражения этих проблем в “Правде” преображался то в таксиста, то в работника ЗАГСа, то несколько дней преподавал в школе. Первые шаги Кольцова в публицистике - ему едва исполнилось 17 лет, когда он, студент Петроградского психоневрологического института, окунулся в сложную, взбаламученную действительность предреволюционной столицы. Врожденные литературные способности властно влекли его к журналистике. И в скромном журнале “Путь студенчества” начинают одна за другой появляться его статьи, очерки, интервью. 12 декабря 1938 года в своем кабинете главного редактора “Правды” он был арестован. Кольцов остался верен своему мужественному характеру и в застенках Лаврентия Берии. Об этом можно судить хотя бы по тому, что нужные “признания” в шпионской, изменнической и тому подобной вражеской деятельности следователи-изуверы выбивали из него почти полтора года и только в феврале 1940 года его “дело” поступило на рассмотрение Военной коллегии Верховного суда СССР.

После смерти Сталина и казни Берии Кольцов одним из первых, в декабре 1954 года, был посмертно реабилитирован.

20. Периодические издания 1930-х гг

Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. Характерной особенностью «Правды», «За индустриализацию», «Социалистичной харькивщины», белорусской «Звязды» и других газет стала публикация экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений и отчетов. Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк. Одно из ведущих мест занял индустриальный очерк. Им мастерски владел Б. Горбатов, сделавший его главным действующим лицом человека труда, обуреваемого жаждой творческого созидания. Знакомство с героями очерков Б. Горбатова «Чугун», «Риск», «Коминтерн», «Гребенка» как нельзя лучше характеризуют его самого: он участник экспедиций в Арктику в 1935 и 1936 гг., героических перелетов экипажей Молокова на Северный полюс. Посылал в «Правду» очерки и корреспонденции о трудовых буднях советских людей.

В публицистике 30-х гг. особо выделялся сельскохозяйственный очерк. Многое для его развития и становления сделали Вл. Ставский и А. Колосов.

Различия в специфике общественных отношений города и деревни, в конкретных задачах публицистов, писавших на различные темы, делают понятным и дальнейшее структурирование жанра очерка. Развитие массового социалистического соревнования, движения передовиков и новаторов производства вызывают к жизни портретный очерк. Его создают Б. Галин, Ю. Жуков, А. Авдеенко и др.

Новым чертам в облике страны посвящался путевой очерк. Это в первую очередь очерки М. Горького «По Союзу Советов», опубликованные в созданном им первом очерковом журнале «Наши достижения». С именем Горького связано создание журналов «СССР на стройке», «Колхозник», «За рубежом», «Литературная учеба». В периодической печати часто публиковались его очерки, статьи, заметки и не только на литературные, но и на общекультурные, общеполитические, производственные, бытовые темы.

В 30-е гг. расцветает талант М. Кольцова – репортера, очеркиста, фельетониста. Его репортажи «Три дня в такси», «Семь дней в классе», фельетоны «Иван Вадимович – человек на уровне», «К вопросу о тупоумии» и другие.

Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е гг. был М. Зощенко. Он создал галерею сатирических персонажей, породивших понятие «зощенковский герой»

Если М. Зощенко опирался на опыт беллетристических жанров, то другой видный сатирик и юморист, Александр Зорич, использовал документально-публицистические традиции, шел от газетного фельетона. Он, как и М. Кольцов, долгое время работал в «Правде». В 30-е гг. советское общество под влиянием коммунистической пропаганды было охвачено стремлением к социальным переменам. Вместе с тем своеобразные формы проявления получает зло, изощряется плутовство.

С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М. Булгаков, Н. Погодин, В. Ильенков, В. Катаев, О. Мандельштам, В. Маяковский, и др. Среди авторов отдельных очерков, зарисовок, статей, публиковавшихся в те годы в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде», были и такие писатели, как Н. Островский, К. Федин, А. Караваева, и др.Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили «Голос России», «Время», «Руль»; в Праге – «Воля России», «Казачий набат»; в Париже – «Бодрость», «Россия», «Возрождение» и др. Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета «Руль», издаваемая И. Гессеном, А. Каминкой, В. Набоковым.

В "Руле" постоянными стали две рубрики «В Берлине», «В России».

И. Гессен – бывший редактор газет «Право» и «Речь», депутат государственной Думы, член ЦК партии кадетов, а после Октябрьской революции и гражданской войны – основатель и бессменный глава берлинского издательства «Слово» и редактор газеты «Руль» – высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В. Набоков, непосредственный участник издания газеты, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг «Руля». Направление газеты подвергалось нападкам как со стороны большевиков, так и со стороны отдельных эмигрантских организаций.

Читателей привлекала и рубрика «Русская эмиграция», объединявшая материалы о жизни соотечественников во Франции, Болгарии, Чехословакии, Канаде и других странах. Опубликованный здесь фельетон «Умудрил Господь» рассказывал о взаимоотношениях различных социалистических партий и ориентированных обществ. Они не понимали друг друга, относились друг к другу свысока, с пренебрежением к иной точке зрения. Подобные тенденции, отмечала газета, отчетливо прослеживались во многих изданиях и, в частности, в таких как «День» Керенского, «Последние новости» Милюкова и др.

Долгие годы «Рулю» сопутствовал успех. Однако финансовые трудности начала 30-х гг. не обошли и его. Чтобы спасти издание, Гессен пошел на союз с группой «Крестьянская Россия». Газета, во главе которой стал бывший эсер А. Аргунов, пыталась вести себя как герценовский «Колокол». Но из этого ничего не получилось. В середине октября 1931 г. вышел последний номер газеты «Руль».

В парижской газете «Возрождение» регулярно публиковался А. Амфитеатров. Его статьи «О жертвах боя», «Фашизм».

Позиция изданий социалистических партий и в 30-е гг. оставалась резко отрицательной по отношению к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская «Заря», эсеровские «Знамя борьбы» и «Революционная Россия», «Бюллетень оппозиции» Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти. В феврале 1929 г. Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер «Бюллетеня оппозиции». Троцкий был не только главным редактором, но и подчас единственным автором, основным публицистом.

Всего вышло 87 книжек «Бюллетеня». Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорары от его публикаций и пожертвования его сторонников.

Журнал был рупором распространения идей Троцкого, его страстной неприязни к Сталину и сталинизму. Поэтому одно из ведущих мест в «Бюллетене» занимала тема Сталина во всех ее аспектах: историко-биографическом, историческом, партийном, теоретическом и многих других. Вот лишь несколько статей, опубликованных в журнале: «К политической биографии Сталина», «Сталин как теоретик», «Сталин и Коминтерн», «Сталин снова свидетельствует против Сталина», «Заявления и откровения Сталина», «Гитлер и Сталин», «Сталинские репрессии в СССР» и десятки других.

Основным источником публикаций в «Бюллетене оппозиции» его постоянной рубрики «Революционные новости из СССР» были материалы советской прессы. Ее содержание второй половины 30-х гг. не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.

Советская журналистика принимала активное участие в создании культа личности Сталина.

Система средств информации нашей страны, будучи проводником сталинской модели строительства социализма в СССР, заняла с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» и учреждением отделов пропаганды в газетах ведущее место в идейно-теоретическом обосновании сталинизма как единственно верной доктрины социалистического строительства в условиях новой общественно-экономической формации.

Печать стала орудием административно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Пресса в условиях тоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жестким орудием осуществления административно-командного давления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнял указаний и директив самой печати.

Во время политических процессов 30-х гг. тон всей советской журналистике задавала «Правда». Она занимала непримиримую и жесткую позицию по отношению к тем, кого обвиняли во вражеской деятельности. В обличение вовлекались люди талантливые, в иных ситуациях проявившие себя честно и храбро.

В деятельности прессы конца 20-х – 30-е гг. было немало трудностей и ошибок. Общая атмосфера приверженности идеологии сталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. К ее голосу прислушивались, за ней шли. Стремлением к дальнейшему усилению идеологического и организационного воздействия прессы на массы объясняются меры, связанные с увеличением числа газет и ростом их тиражей. В 1937 г. в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 млн. экз., в том числе количество изданий, выходивших в национальных советских республиках, достигло 2500. Каждая газетная строка говорила о надвигавшейся беде. Мир стоял на грани войны.

----------------В конце 20-х – начале 30-х гг. развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий. Одновременно происходит дальнейшая дифференциация центральной прессы – создаются центральные отраслевые газеты: «Сельскохозяйственная газета», «Социалистическое земледелие», «За пищевую индустрию». «Торгово-промышленная газета», «Строительная газета», «Легкая индустрия», «Лесная промышленность» и др.

Во многих отраслевых изданиях постоянными были рубрики и разделы: «Профессиональная жизнь», «За высокую производительность труда, “Технические новинки”», «Труд и дисциплина», «Рабочий быт», «Обмен опытом», «Редакционная почта», «Читатели о своей газете» и др.

В довоенные годы в системе периодики обязательно имелась хотя бы одна ежедневная массовая общеполитическая рабочая газета и несколько отраслевых изданий. В частности, еще выходила «Рабочая газета» (издавалась до конца января 1932 г.), а в январе 1930 г. появилась газета «За индустриализацию». И хотя она вышла как ежедневный экономический орган ВСНХ СССР, а затем стала изданием Наркомтяжпрома, ее характер как массовой газеты был очевиден.

Газета «Техника» поднимала широкий круг проблем. Она не только пропагандировала передовое, но и вела дискуссии, выступала с критикой недостатков, боролась за подъем отстающих предприятий до уровня передовых.

В соответствии с требованиями времени в конце 20-х гг. начинается перестройка издательской системы, превратившая Госиздат в центр и основную базу книгоиздательского дела. Усиливается роль Госиздата и в выпуске художественной литературы.

Именно в эти годы, по существу, впервые была получена реальная возможность издавать массовую книгу стотысячными тиражами. Так, в издательстве «Московский рабочий» начинает выходить «Роман-газета», целью которой стала пропаганда лучших произведений современных писателей среди широких масс. В конце 20-х гг. Госиздат выпускает «Дешевую библиотеку классиков», состоявшую из важнейших произведений классической и современной художественной литературы.

В 30-е гг. осуществляется реформа издательского дела, которая привела к созданию трех крупных специализированных издательств: государственного издательства «Художественная литература», «Детгиз», значительно расширившегося издательства «Академия». В 1934 г. создается издательство «Советская литература». После реорганизации издательств центр внимания был перенесен на техническую и политическую книгу

В конце 20-х – начале 30-х гг. заметные изменения происходят в структуре ТАСС. Во всех регионах страны завершается процесс создания отделений или корреспондентских пунктов ТАСС, что способствовало окончательному утверждению в стране единой государственной информационной службы.

Все более важной частью системы средств массовой информации Советского Союза становилось радио. Вспомним, что с января 1924 г. основной формой радиовещания стали радиогазеты «РОСТА», дифференцировавшиеся вскоре в «Рабочую», «Крестьянскую», «Комсомольскую» и другие радиогазеты.

15 ноября 1934 г. была проведена первая в Советском Союзе передача телевизионной программы с разложением изображения на 30 строк со звуковым сопровождением. Выступить в программе пригласили известного артиста И. Москвина. Три с половиной года спустя состоялась пробная студийная телевизионная передача.

Это событие произошло в Москве в начале марта 1938 г. в телевизионном центре на Шаболовке и велось методом электронного телевидения с разложением изображения на 343 строки.

Центральная и местная пресса публиковала множество материалов, освещавших проблемы пятилетки: борьбу за эффективность производства, экономию сырья, материалов, электроэнергии, топлива. Газеты рассказывали о конкретных результатах творческой инициативы масс. Десятки миллионов юношей и девушек откликнулись на призыв «Комсомольской правды» добыть миллион на индустриализацию. И газета образно рассказывала о борьбе комсомольцев и молодежи за успешное выполнение первой пятилетки.

«Комсомольская правда» находилась в гуще всех происходивших событий: она широко освещала многообразные вопросы комсомольской жизни, тесно связывая их с задачами хозяйственного строительства, выступала организатором движений под лозунгами: «За общий труд на общей земле», «Молодежь – на трактор» и др. По инициативе газеты были созданы первые молодежные ударные бригады Ленинграда и Урала, выездные редакции газеты на крупнейших стройках отечественной индустрии превращены в постоянно действующие.

В проблематике выступлений «Вечерней Москвы» 30-х гг. доминировали сообщения о новых промышленных предприятиях в столице, строительстве метро...

К концу 20-х гг. Сталин возвестил об идее я «сплошной коллективизации». СМИ делали все, чтобы подтолкнуть коллективизацию. На этом фоне выгодно отличалась «Крестьянская газета». В конце 20-х – начале 30-х гг. она была одной из самых популярных в стране

11 января 1930 г. «Правда» опубликовала передовую статью «Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня». – война с кулаками.

В. Кондратьева, В. Чаянова[11], в которых выражалось несогласие с политикой, проводимой по отношению к кулаку и середняку, предлагались альтернативные пути коллективизации. Однако их идеи были отвергнуты, а сами они причислены к разряду тех, кто встал на защиту врагов социалистического строя.

С началом гражданской войны в Испании одним из важнейших направлений международной проблематики советской журналистики стало освещение событий в стране. Изо дня в день в печати и на радио рассказывалось о мужественной борьбе испанского народа с фашистскими мятежниками.

Публицистика конца 20-х–30-х гг. приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. Благодаря публицистике сухие, отвлеченные цифры информационных сообщений, подаваемые во многих газетах под общим заголовком «С фронта индустриализации», а на радио в передачах «Последних известий», становились зримыми – можно было видеть, как сооружаются Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк и Донбасс, Харьковский и Челябинский тракторные заводы. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. Характерной особенностью «Правды», «За индустриализацию», «Социалистичной харькивщины», белорусской «Звязды» и других газет стала публикация экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений и отчетов. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советские журналисты Б. Горбатов, Б. Галин, Ф. Панферов, Н. Погодин, Вл. Ставский и А. Колосов. и другие вводят в корреспонденции элементы публицистики.

Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк.(индустриальный/сельскохозяйственные очерки Ставского, Колосова/путевой очерк Горького,Шагиняна /)

С именем Горького связано создание журналов «СССР на стройке», «Колхозник», «За рубежом», «Литературная учеба»

В 30-е гг. расцветает талант М. Кольцова – репортера, очеркиста, фельетониста[18]. Его прекрасные репортажи «Три дня в такси», «Семь дней в классе», фельетоны «Иван Вадимович – человек на уровне», «К вопросу о тупоумии».

Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е гг. был М. Зощенко(«На живца», «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Научное явление)

Фельетоны Ильфа и Петрова «Как создавался Робинзон» и «Веселящаяся единица»

Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили «Голос России», «Время», «Руль»; в Праге – «Воля России», «Казачий набат»; в Париже – «Бодрость», «Россия», «Возрождение» и др. Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета «Руль», издаваемая И. Гессеном, А. Каминкой, В. Набоковым.

И. Гессен – бывший редактор газет «Право» и «Речь», депутат государственной Думы, член ЦК партии кадетов, а после Октябрьской революции и гражданской войны – основатель и бессменный глава берлинского издательства «Слово» и редактор газеты «Руль» – высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В. Набоков, непосредственный участник издания газеты, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг «Руля». Направление газеты подвергалось нападкам как со стороны большевиков, так и со стороны отдельных эмигрантских организаций. Долгие годы «Рулю» сопутствовал успех. Однако финансовые трудности начала 30-х гг. не обошли и его. Чтобы спасти издание, Гессен пошел на союз с группой «Крестьянская Россия». Газета, во главе которой стал бывший эсер А. Аргунов, пыталась вести себя как герценовский «Колокол». Но из этого ничего не получилось. В середине октября 1931 г. вышел последний номер газеты «Руль».

Меньшевистская «Заря», эсеровские «Знамя борьбы» и «Революционная Россия», «Бюллетень оппозиции» Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти. В феврале 1929 г. Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер «Бюллетеня оппозиции». Троцкий был не только главным редактором, но и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70–80% материалов «Бюллетеня» принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек «Бюллетеня». Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорары от его публикаций и пожертвования его сторонников.

В истории «Бюллетеня оппозиции» просматриваются несколько периодов. Первый начался в июле 1929 г. и продолжался до 1933–1934 гг. – до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР. Второй период охватывает 1933–1934 гг. и завершается началом второй мировой войны, т. е. 1939 г. Третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.

Главные темы первых двух этапов деятельности «Бюллетеня оппозиции» связаны с борьбой за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивой попыткой Троцкого создать альтернативный III-му IV-й Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР, осуществляемым Сталиным и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к «политической революции» в СССР, устранению Сталина.

Советская журналистика принимала активное участие в создании культа личности Сталина. Восхваляя на все лады его «прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток», она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.

Система средств информации нашей страны, будучи проводником сталинской модели строительства социализма в СССР, заняла с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» и учреждением отделов пропаганды в газетах ведущее место в идейно-теоретическом обосновании сталинизма как единственно верной доктрины социалистического строительства в условиях новой общественно-экономической формации.

21Великая Отечественная война и изменения в системе печати и массовой информации.

К концу 1930-х годов все очевиднее становилась угроза войны. Журналистика должна была подготовить народ к возможному нападению врагов. И потому количество газет стало резко возрастать. В 1940 году их было уже около девяти тысяч, две с половиной тысячи из них выходило в национальных советских республиках. Возрос и объем вещания Центральной радиостанции. Передачи готовились не только для СССР, но и для зарубежных слушателей. Телевизионные центры появились, кроме Москвы, еще и в Ленинграде и Киеве.

Наши рекомендации