Основные виды невербальной коммуникации.

Вопросы к экзамену

по дисциплине “Социальная психология”

Вопросы к экзамену составлены с учетом материала лекций, семинарских и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов.

1. Постановка социально-психологических проблем в различных отраслях психологического знания как предпосылка оформления социальной психологии в самостоятельную дисциплину.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным общественным группам, изучающая (?) также психологические характеристики этих групп.

Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев, А. Г. Ковалев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Мясищев

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:
1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) . Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

2. Место социальной психологии в системе научного знания.

Возникнув на стыке наук (психологии и социологии), социальная психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин включает ее в свой состав.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки и здесь можно выделить четыре позиции:
1) социальная психология есть часть психологии, которую интересует социальная проблематика, поэтому она опирается больше на методы социологии;
2)социальная психология есть часть социологии, ее интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе, и она более ориентирована на традиционные для психологии методы.

Третий и четвертый подходы схожи в понимании социальной психологии как науки «на стыке» психологии и социологии, однако различаются в следующем:
3) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;
4) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскивать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии — с другой.

3. Социометрия как метод социально-психологического исследования.

Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цели социометрической процедуры:

1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.

Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.

Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.

Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

4. Современные представления о предмете социальной психологии.

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Задачи Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение. Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований. Массовые психические явления. Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа.

5. Общая характеристика методов социально-психологического исследования.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

1) методы эмпирического исследования;

2) методы моделирования;

3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

6. Проблема качества социально – психологических данных.

Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность (Ядов, 1995).

Обоснованность (валидность) инструмента – это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Исследователь – социальный психолог, строя какую-нибудь шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, например, установок индивида, которые он намеревается измерить. Существует несколько способов проверки инструмента на обоснованность. Можно прибегнуть к помощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе обще признана. Распределения характеристик исследуемого свойства, полученные при помощи шкалы, можно сравнить с теми распределениями, которые дадут эксперты (действуя без шкалы). Совпадение полученных результатов в известной мере убеждает в обоснованности используемой шкалы. Другой способ, опять-таки основанный на сравнении, – это проведение дополнительного интервью: вопросы в нем должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них также давали косвенную характеристику распределения изучаемого свойства. Совпадение и в этом случае рассматривается как некоторое свидетельство обоснованности шкалы. Как видно, все эти способы не дают абсолютной гарантии обоснованности применяемого инструмента, и в этом одна из существенных трудностей социально-психологического исследования. Она объясняется тем, что здесь нет готовых, уже доказавших свою валидность способов, напротив, исследователю приходится по существу каждый раз заново строить инструмент.

Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество информации называют «достоверностью»). Способы проверки информации на устойчивость следующие: а) повторное измерение; б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; в) так называемое «расщепление шкалы», т.е. проверка шкалы по частям. Как видно, все эти методы перепроверки основаны на многократном повторении замеров. Все они должны создать у исследователя уверенность в том, что он может доверять полученным данным.

Наконец, точность информации (в некоторых работах совпадает с устойчивостью – см. Саганенко, 1977. С. 29) измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины. Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужной степенью точности, – в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является допустимой. При определении этой меры исследователь включает и весь арсенал своих теоретических представлений об объекте.

Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем, данные могут быть обоснованы, но неустойчивы (в социально-психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимый опрос оказался ситуативным, т.е. время его проведения могло играть определенную роль, и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях); другой пример, когда данные могут быть устойчивы, но не обоснованы (если, предположим, весь опрос оказался смещенным, то одна и та же картина будет повторяться на длительном отрезке времени, но картина-то будет ложной!).

7. Метод наблюдения.

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.

Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность. Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.

Кроме того, отмечают еще ряд специфических особенностей наблюдения. По мнению авторов «Рабочей книги социолога», таких особенностей три. Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Эта специфика заключается в том, что познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией.

Вторая особенность наблюдения в социологии выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения.

Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.

Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:

1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.

2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.

3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.

8. Специфика эксперимента в социальной психологии.

Особенно бурным развитием экспериментальных исследований были обозначены 20-е годы XX в., получившие название «период экспериментального бума». Перед психологами тогда стояло чрезвычайно серьезное испытание — показать себя компетентными учеными, и в этом аспекте создание теории считалось менее значимым мерилом компетентности ученого, чем демонстрация экспериментального результата. Первые социально-психологические исследования противопоставлялись спекулятивном и кабинетном подходам, которые сложились в XIX в. Однако постепенно это сформировало у части социальных психологов антитеоретическую позицию, когда из науки была вытеснена не только спекуляция, но и вообще теория. К последним теоретикам, который предложил «общую теорию социального поведения», способную объяснить всю совокупность социальных феноменов, принадлежит Курт Левин.

При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы:

1) непостоянство социальных явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов;

2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»;

3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов;

4) относительность законов, их временный характер;

5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов;

6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными;

7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей;

8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.

Главные вопросы, которые возникают при проведении эксперимента в социальной психологии (за М. Дейчем и Р. Краусом):

1. Является ли человек просто умным животным, или социальное взаимодействие, постоянная необходимость общаться порождают у нас особые свойства, не присущие животным?

2. Определяется ли поведение человека эгоцентричными мотивами, человек может принять интересы других так же близко, как свои?

3. Является ли поведение человека преимущественно иррациональным и закрепляется под влиянием случайных наказаний и подкреплений, человек осознает и организует свое поведение на основе опыта?

4. Поведение человека биологически определено или форма и содержание поступков человека определяются социальными условиями?

5. Поведение взрослого человека является следствием пережитого в детстве или человек развивается и изменяется под воздействием окружающей среды на протяжении всей жизни?

9. Общая характеристика опроса.

Социологический опрос — один из самых распространенных способов сбора необходимой информации в современной социологии и маркетинге.

Современная наука классифицирует социологические опросы по нескольким основным принципам.

По методике проведения

· устные

· письменные

· По методу взаимодействия с аудиторией

· индивидуальные

· групповые

Существует классификация социальных опросов по месту проведения (дома, на улице, на работе, в больнице, в местах лишения свободы и т. д.). По степени формализации выделяют свободные (недирективные, неформализированные), фокусированные (полуформализированные) и полностью формализированные — жестко направленные на получение конкретных эмпирических данных.

Непосредственные и опосредованные

В зависимости от того, как именно осуществляется получение необходимой информации от опрошенных лиц, соц.опрос может быть непосредственным или опосредованным. Непосредственный опрос (интервью) проходит при личной беседе с респондентом с глазу на глаз. Его часто проводят представители прессы.

Опосредованный (заочный) соц.опрос может осуществляться по телефону, через Интернет, почтовые письма и т. д. Для его проведения, как правило, составляется специальная анкета с вопросами, которую заполняют респонденты. Результаты этого анкетирования интерпретируются для получения нужных социологу данных.

Сплошные и выборочные

Социологический опрос может проводиться с использованием случайной или заранее подобранной по нужным исследователю критериям выборки. Сплошное исследование предусматривает стихийный опрос респондентов разного пола, возраста, социального статуса и уровня образования. Оно охватывает всю совокупность респондентов (например, членов организации).

Выборочный соц.опрос предусматривает выбор аудитории в соответствии с предметом исследования ‒ уменьшенную копию генеральной совокупности. Например, для выяснения того, какую молочную смесь чаще всего покупают для детей определенного региона, социолог может опросить молодых мам или медсестер перинатальных центров.

Индуктивный и дедуктивный подход

При проведении социологического опроса (составлении анкеты) исследователь может использовать принципы индукции и дедукции. При выборе индуктивного метода вопросы социологического опросника продумываются в логичной последовательности от частного к общему.

Составленная по дедуктивному методу социологическая анкета выявляет частные эмпирические данные через предоставление респонденту общих вопросов. Это в основном касается программно-тематических (результативных, содержательных) вопросов, которые выявляют мотивы поведения, установки, знания или убеждения общественности.

Этапы проведения опроса

Основными стадиями проведения социологического опроса (как и другого исследования в сфере социологии), по Ю. Г. Волкову и В. И. Добренькову, являются:

· Выбор предмета исследования.

· Обзор необходимой литературы.

· Построение рабочей гипотезы.

· Выбор программы исследования.

· Непосредственный сбор данных.

· Анализ результатов.

· Выводы на основании собранных данных.

Обработка и анализ результатов социологического исследования (опроса) включают в себя редактирование, кодирование, статистический анализ и дальнейшую интерпретацию полученной информации

10. Психология народов.

Одно из таких направлений в рамках психологической социологии - психология пародов. Оно возникло и оказалось наиболее развитым в Германии второй половины XIX. - начала XX в. Самые известные представители М. Лацарус, X. Штейнталь. В. Вундт. Психология народов - направление, возникшее на стыке социологии и социальной психологии. Суть его состоит в том, что основной движущей силой исторического процесса является народ, этнос, который характеризуется активным началом в виде "народного духа", проявляющегося в культуре, религии, языке, мифах, обычаях, нравах. Этот "народный дух" определяет индивидуальное сознание, психику людей, являющихся представителями данного народа (этноса). Он ("народный дух") имеет специфические общие моменты, присущие этносу, проявляется в сходных структурах национальной культуры, тех или иных совпадающих чертах характера. На основании анализа "народного духа" допустимо нарисовать определенный социально-психологический портрет данного этноса, который будет включать его мифологию, народные обычаи, национальную культуру и таким образом может подлежать конкретному исследованию.
Наиболее предметно психологию народов проанализировал Вильгельм Вундт (1832-1920), посвятивший этому главный (десятитомный) труд своей жизни - "Психологию народов" (1900-1920). Сокращенное изложение основных идей этой работы было опубликовано на русском языке*29. Десятитомник содержит богатейший не только и даже не столько теоретический, сколько эмпирический материал об особенностях психологии разных народов и этносов, о специфических проявлениях их "народного духа" в культуре, искусстве, языке, мифах, обычаях, нравах, привычках и др. Вундт был известей, как своими научными трудами, так и тем, что создал в Лейпциге в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию, превратившуюся в международный центр экспериментальной психологии. За заслуги перед мировой, в том числе российской, наукой в 1902 г. он был избран в Петербурге почетным членом Академии наук. В мире за ученым закрепилась слава основателя эмпирической этнопсихологии.
Вундт рассматривал психические процессы в тесной связи с физическими, полагая, что они составляют две стороны одного реального бытия, которое извне проявляется как тело, а изнутри - как душа. Изучая сознание путем самонаблюдения его явлений и фактов, он пришел к выводу, что многие психические процессы, прежде всего мышление, речь, воля, недоступны эксперименту. Их следует изучать с помощью культурно-исторического метода, тем более что они относятся к сфере не индивидуальной психологии, а психологии народов.
Он полагал, что "психология народов - самостоятельная наука наряду с индивидуальной психологией, и хотя она пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь" [Вундт. 1996. С. 23]. Он не согласился с предложенным Лацарусом и Штейнталем противопоставлением индивидуальной психологии, психологии народов, полагая, что они взаимосвязаны между собой, последняя же в этой взаимосвязи выступает как сложный творческий синтез индивидуальных сознаний [Там же. С. 6-7].
Следует отметить, что в целом психология народов сыграла положительную роль, поставив ряд социологических проблем духовной жизни этносов и сумев привлечь к их изучению лингвистов, историков, этнографов, филологов, а главное - психологов и социологов. Это была одна из первых попыток изучения взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Но теоретической концепции этого взаимодействия создано не было. Что же касается большого описательного материала, использованного психологами, то он был далек от того, чтобы его можно было употребить при создании объяснительных концепций. Исследования, выполненные в рамках психологии народов, имели немалое значение для процесса возникновения и сближения таких отраслей знания как историческая психология, этнопсихология, культурная антропология, психолингвистика. Однако социология получила от психологии народов гораздо меньше, чем названные выше научные дисциплины.

11. Психология масс.

Психология масс (психология толпы) - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:

1. Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно.

3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей:

Толпа разнородная:

· а) анонимная (уличная и др.);

· б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п.).

Толпа однородная:

· а) секты (политические, религиозные и др.);

· б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д.);

· в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).

Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п.).

Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

12. Теория инстинктов социального поведения.

Она была разработана — Мак Дугалом. Содержание этой теории заключается в том, что причиной социального поведения являются врожденные инстинкты. Автор называл свою теорию целевой или гормической от слова Gorme — желание страсть порыв, именно это выступает движущей силой соц. Инстинктов.

Инстинкты включают в себя три части:

1. Аффективную

2. Центральную

3. Афферентную

Мак Дугал считал, что инстинкты связаны с эмоциями и предполагал, что из них выводится все социальные учреждения:

§ Война

§ Семья

§ Общество

13. Ключевые проблемы современной социальной психологии.

Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.

Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировалис

Наши рекомендации