Пресс-службы в коммерческих банках
Все направления деятельности пресс-службы в структуре банка существуют для достижения одной главной цели — постоянного присутствия банка (со знаком «плюс») в информационном поле города (региона, страны) с тем, чтобы создавать, поддерживать репутацию данного банка, его ИМИДЖ.
Репутация — бесценный капитал фирмы. Потерять доброе имя, «потерять лицо» развитых рыночных отношений означает конец карьеры предпринимателя, крах фирмы. Хозяева компаний и корпораций прекрасно понимают это обстоятель-
Журналистика и связи с общественностью_____________________________________ 413
ство и постоянно следят за поддерживанием своей репутации в деловой среде, а больше всего — среди потребителей. Эта потребность удовлетворяется ежедневной добросовестной работой, системой взаимосвязанных акций специалистов PR, направленных на создание благоприятного отношения к фирме сегодня и в будущем, а также постоянной и целенаправленной рекламой. Применительно к банкам, на наш взгляд, можно поставить знак равенства между понятиями репутация и доверие.
В основе формирования имиджа банка должна лежать идея, что вся его деятельность осуществляется в интересах клиента.
Этот вид деятельности специалистов PR называется и корпоративной рекламой, и престижной, и институционной, и имидж-рекламой. Суть этих терминов одна — подчеркнуть в PR-обращениях мотив процветания банка, прочность его материально-финансовых возможностей, высокий профессионализм его сотрудников, высочайший уровень используемых технологий. Все эти доводы направлены не на немедленное приобретение услуг банка, а на создание благожелательного отношения потребителя к банку вообще, к его коллективу и руководству, на целенаправленное создание престижа банка и предлагаемых им услуг, неизбежно удовлетворяющих взыскательные вкусы потребителя. Именно высокий престиж банка, его репутация создают будущий рынок, готовят его.
Носителем имиджа, в первую очередь, является фирменное PR-обращение, а также фирменный стиль банка, основными элементами которого являются товарный знак, слоган, оформление деловой документации, рекламно-информационные материалы, сувениры и т.д. Очень важно сформировать восприятие банка, отделения которого разбросаны по всей стране, как единой финансовой структуры. Примером почти что высшего пилотажа в создании фирменного стиля мог служить Инкомбанк. Корпоративный цвет — синий, создающий ощущение надежности, стабильности; шрифт — легко читаемый, монументальный, фирменная музыкальная заставка; унификация указателей направлений и помещений; само название банка — «Инкомбанк» говорило человеку, знающему английский язык, что перед ним — доходный банк (от английского income — доход, прибыль), хотя слог Инком на самом деле произошел от словосочетания инновационно-коммерческий, а не от английского income.
Задачи пресс-службы, можно разделить на стратегические, тактические и оперативные.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
• формирование положительного имиджа банка у населения;
• формирование индивидуальности кредитного института;
• охват населения позитивной информацией о банке;
• полемика и предотвращение негативной информации;
• работа со средствами массовой информации;
• sales promotion посредством информации в СМИ;
• повышение эффективности связей с общественностью;
• сбор и обработка материалов СМИ, касающихся рынка банковских услуг.
Глава 10
ТАКТИЧЕСКИЕ
• подготовка информационных материалов для СМИ;
• работа с журналистами;
• контроль негативной информации в СМИ;
• подготовка и проведение пресс-конференций;
• спонсорская деятельность;
• публикация отчетов банка;
• формирование новостей;
• ведение постоянных передач и рубрик;
• контроль PR-конкурентов;
• подготовка пресс-релизов и информационных материалов для клиентов. ОПЕРАТИВНЫЕ
• контакты с посетителями;
• написание текстов и подготовка их публикации;
• подготовка пресс-релизов; ?
• текущая переписка;
• написание текущих материалов;
• корректировка журналистских материалов;
• работа с документацией;
• подбор тематических материалов для будущей работы;
• подбор тематических материалов для журналистов;
• ведение досье по материалам СМИ на рынке банковских услуг;
• ведение досье по PR-конкурентам.