Готовимся к егэ по русскому языку

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту . Задание 25.

Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С :

1. Вступление (2-3 предложения)

2. Сформулировать проблему (К1) - 1 балл

3. Прокомментировать сформулированную проблему (К2) – 3 балла

4. Сформулировать позицию автора (К3) – 1 балл

5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4) - 3 балла

6. Заключение, вывод (2-3 предложения)

Внимание! Если экзаменуемый неверно сформулировал проблему (К1), то автоматически снимаются баллы по критериям К2, К3, К4.

Речевые образцы (клише), помогающие организовать работу по написанию части С

1. Вступление (зачин)должно быть лаконичным и иметь прямое отношение к сформулированной вами проблеме исходного текста.

Можно начать сочинение:

а) с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту

б) ряда риторических вопросов, подводящих к проблеме текста

Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям пить отравленную воду? Есть ядовитую рыбу? Кто захочет ехать за город, чтобы отдохнуть в березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это нас ждет в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.

в) с ключевого слова (именительный темы)

Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С.Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н.В.Гоголь («Мертвые души»), и О.Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и тот она выглядит отвратительно!), и совсем другое , когда она овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.

2. (К1) Сформулировать проблему можно:

а)кратко – одним словом или словосочетанием(«проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже):

Автор поднимает проблему (чего?) совести.

Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей».

В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

б) более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?

в) в некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.

Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

общественно значимой социальной сложной нерешенной наболевшей злободневной важной острой животрепещущей жизненной первоочередной спорной насущной неотложной   важной глубокой актуальной жгучей мучительной принципиальной и т.д.

Типовые конструкции

· Автор размышляет над проблемой…

· Автор текста затрагивает проблему…

· В центре внимания автора проблема…

· В тексте (фрагменте из статьи, очерка, рассказа, повести) (Ф.И. автора в род. п.) поднимается проблема…

· (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

· ………….? Этой проблеме посвящен текст (отрывок, фрагмент) (Ф.И. автора в род.п.)

· ………….? Над этой проблемой размышляет в своем тексте (статье, очерке) автор.

· Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

· Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль этот понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Комментарий к сформулированной проблеме

Автор (что делает?)

отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, опирается на мнение, анализирует, характеризует, сравнивает, рассматривает, сопоставляет, разбирает, показывает важную роль.

Сформулировать позицию автора

Аргументация собственного мнения по проблеме

Заключение, вывод

Итак, можно сделать вывод, что…

Итак, автор показал нам, что…

Таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что…

В заключениехочется отметить (подчеркнуть)…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту . Задание 25.

Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С :

1. Вступление (2-3 предложения)

2. Сформулировать проблему (К1) - 1 балл

3. Прокомментировать сформулированную проблему (К2) – 3 балла

4. Сформулировать позицию автора (К3) – 1 балл

5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4) - 3 балла

6. Заключение, вывод (2-3 предложения)

Внимание! Если экзаменуемый неверно сформулировал проблему (К1), то автоматически снимаются баллы по критериям К2, К3, К4.

Наши рекомендации