Лекционно-практический комплекс
МОДУЛЬ 1.
Введение в основы теории журналистики
Тема 1. Основы журналистики как отрасль теории журналистики
Лекция; Семинар
Цель занятий – определить проблемное поле и ключевые понятия курса «Основы журналистики: Введение в теорию журналистики» как науки и как учебной дисциплины.
Общие теоретические положения
В современной журналистской науке основы теории журналистики представлены как одно из основных направлений исследования и изучения практической и теоретико-методологической основ профессиональной деятельности будущих журналистов.
Условия информационного общества, изменяющие социально-экономическое и политическое поле профессиональной деятельности журналиста, влияют и на процессы определения роли и места журналистики в социальной системе, интеграции различных форм и методов оценки журналистской практики в контексте глобальных проблем и явлений глокализации.
Правомерность выделения введения в теорию журналистики как основной теоретико-методологической и практической основы изучения будущей профессии предполагает определение ее места в классификации отраслей журналистской науки.
В 80-ые гг. ХХ столетия Е.П. Прохоров предложил и исследовал структуру теории журналистики, обосновав классификацию ее отраслей историческими и социально-политическими аспектами развития журналистики в современном мире. Он выделил несколько групп отраслей теории журналистики:
- изучение журналистики как сферы массовой информационной деятельности: пражурналистские явления; журналистика в контексте теории информации; массовость информационной природы журналистики; журналистика как фактор социального управления;
- изучение журналистики как социального института: функциональные особенности деятельности журналистики; социальная позиция и принципы деятельности журналиста; политическая культура журналиста; журналистика и свобода прессы, факторный анализ свободы средств массовой информации (СМИ); журналистика как «четвертая власть»; информационный порядок и журналистика; информационная безопасность в сфере журналистики;
- изучение журналистики как системы средств массовой информации; массовая коммуникация и массовая информация, и ее средства; структура и инфраструктура системы средств массовой информации; взаимодействие средств массовой информации;
- изучение журналистики как области творческой деятельности: виды и формы журналистской деятельности; информационная политика и формы ее реализации; типы и методология творчества в журналистике; журналист как субъект деятельности в СМИ;
- изучение действенности и эффективности журналистики: результативность журналистики и ее формы; проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией, факторы эффективности.
К основным понятиям теории журналистики следует отнести: массовая информация; массовая аудитория; журналистика как социальный институт; журналисты; функции и принципы журналистики; система средств массовой информации; свобода журналистики; журналистская деонтология; профессиональные качества журналиста; информационная политика; типы творчества; методологическая культура журналиста.
Приведенные понятия определяют проблемное пространство изучаемого курса и служат предпосылками выделения основ теории журналистики как важной отрасли журналистского знания.
Проблемы теории журналистики в начале нового тысячелетия волнуют и теоретиков, и практиков. Осознание достигнутого в прошлом и настоящем, прогнозирование будущего – эти процессы протекают в период рождения новых парадигм и концепций, обосновывающих, но не объясняющих развитие журналистики как науки и практики. Объяснение и выявление новых контекстов научных знаний, великий синтез теории и практики, планетаризм и ноосферизм, проникновение которых в сферу научных интересов журналистики объективно и бесспорно, - вот те вехи, которые выделяются в перспективе развития журналистской науки.
Историческая ретроспектива позволяет провести сопоставление проблем журналистики века двадцатого и начала двадцать первого, обозначив их специфику, наметить пути преодоления противоречий, несоответствий, конфликтов, бытовавших и бытующих в науке и практике журналистской отрасли. Разрешение этих проблем целесообразно начинать с поиска источников, понимания ситуаций.
Вот уже на протяжении более чем двадцати лет российская журналистика как профессиональная деятельность подвергается реформированию. Это и понятно – ситуация со средствами массовой информации не удовлетворяет общество – ни процесс, ни результат. Подвергаются критике со стороны общественных институтов как личностные, так и системные слагаемые журналистской деятельности. Журналистская наука откликается на такое положение вещей комплексным и системным подходами к исследованию и применением специфических, синтезированных методов, что демонстрирует необходимость междисциплинарного подхода как обеспечивающего расширение границ науки и профессии.
Именно журналистика, наряду с информационными, выполняет функции расширения границ знаний, воспитания нового потребителя этих знаний, развития способностей цивилизованных отношений с природой. В сознание аудитории закладываются идеи об экологической целесообразности поведения человека, особенности духа жителя Земли, уровне разумности в отношениях с природой. Но это только с одной стороны. С другой – уже сложившаяся атмосфера общественного сознания, специфическое информационное поле, рождаемое непрерывно средствами массовой информации, деформирует сложившиеся идеальные модели мира, усвоенные в результате образования, самообразования.
Особо важной становится проблема отчуждения информации и формирования виртуального пространства, в котором информация сама определяет законы создания и передачи.
Категории журналистики будущего, обеспечивающей процессы ускоряющегося развития общественных систем, связаны с понятиями общественного интеллекта, определяющегося как механизм социальной эволюции. Структура общественного интеллекта включает в себя триединство культуры, науки и образования. Образование, как механизм воспроизводства знаний, нуждается в системе, обеспечивающей социальный кругооборот знаний, что и является пространством общественного интеллекта. Этой системой может быть определена и журналистика в ее триединстве - как отрасль науки, знаний и практической деятельности.
В грамотно организованной системе реализуется взаимосвязанная структурная цепь элементов: цели, содержания и методов. Для журналистской системы обеспечения общественного интеллекта цель является регулятором потребностей, формирует устойчивый интерес к информации, упражняет в самоопределении, принятии решений и ответственности на себя. Содержание для журналистики – результат преобразования внешнего во внутреннее, не является только лишь набором сведений, фактов, перечнем событий, оно является строго выстроенной системой знаний – журналистских знаний, позволяющей добыть новые, поддерживать компетентность потребителя. В этом – суть процесса журналистского воздействия с точки зрения общественного интеллекта. Основной тезис здесь – мир, окружающий нас, не тоннель, он пространство вокруг, и поэтому структура журналистских знаний, информационных систем должна быть планетарной – подобной миру. Для реализации таких моделей журналистики разрабатывается технология модульного структурирования информации.
Методы журналистики представлены как способы действия и усваиваются в процессе научного исследования как технологическая организация взаимодействия участников процесса формирования и обеспечения общественного интеллекта. Уважение к технологиям, привычка действовать технологично, в соответствии с освоенными культурными профессиональными правилами, складывается в журналистике путем овладения технологией решения проблем.
Вхождение России в демократическое европейское пространство означает для журналистики решение глобальной задачи формирования нового мышления, способного к бесконфликтному взаимодействию, пониманию, осознанию своих действий. Гуманизм как очеловечивание информации предполагает изменение профессиональной позиции по отношению ко всем слагаемым процесса обеспечения общественного интеллекта.
Задачи для самостоятельного решения
После знакомства с научными и практическими особенностями журналистики студенты самостоятельно заполняют таблицы 1.1. – 1.3. Результаты этой самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.
Таблица 1.1
Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
Цепочка категорий как взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности | Понятия, составляющие цепочку | Социально обусловленные массово-информационные проблемы |
Категории, раскрывающие социальную роль журналистики | ||
Категории, дающие представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике | ||
Категории, описывающие субъективную сторону функционирования журналистики | ||
Категории, характеризующие средства доставки информации | ||
Категории, дающие характеристику творческих форм массово-информационной деятельности |
Таблица 1.2
Основные понятия теории журналистики
Основное понятие теории журналистики | Содержание понятия |
Массовая информация | |
Массовая аудитория | |
Журналистика как социальный институт | |
Журналисты | |
Функции и принципы журналистики | |
Система средств массовой информации | |
Свобода журналистики | |
Журналистская деонтология | |
Профессиональные качества журналиста | |
Информационная политика | |
Типы творчества в журналистике | |
Методологическая культура журналиста |
Таблица 1.3
Особенности введения в теорию журналистики
Системообразующие факторы | Введение в теорию журналистики как наука | Введение в теорию журналистики как учебная дисциплина |
Цель | ||
Объект | ||
Предмет | ||
Методы | ||
Задачи |