Лекционно-информационная группа помещений

Рекомендуемые площади лекционно-информационной группы помещений на одного посетителя следует принимать согласно таблице 8.

Таблица 8

Наименование помещений Площадь1) на одного посетителя, м2, не менее Дополнительные указания
Аудитория (кинозал) 0,8-1,2 Эстрада на площади аудитории
Кулуар аудитории 0,2-0,4 Допускается объединять с вестибюлем, гостиной
Выставочный зал 3,0-4,5 Не менее 50 м2
Учебный кабинет (бизнес-класс) 2,0-2,6 Не менее 24 м2
Зал празднеств и обрядов 2,4-3,6 Не менее 50 м2
Библиотека Согласно Пособию
Видеокомплекс Согласно Пособию
Компьютерный зал Интернет-кафе 6,0 – Площадь определяется с учетом габаритов оборудования
1)С учетом подсобных помещений и кладовых

Аудитория предназначается для проведения лекций, семинаров, просмотра слайдов и др. Ее желательно проектировать с естественным освещением с левой стороны от зрителя или сверху и предусмотреть

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ

а
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru
б
в
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru

 
  Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru

д
е
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru
  Рисунок 13. Примеры планировочных схем кружковых помещений: а–гостиная на 30 посетителей: 1 – стул; 2 – табурет винтовой; 3 – кресло; 4 – диван; 5 – банкетка; 6 – стол журнальный; 7 – рояль; б – универсальное помещение для гумнитарных занятий:1 – стол; 2 – стул; 3 – стол методиста; 4 – кресло; 5 – умывальник; 6 – вешалка;в– репетиционный зал с эстрадой: 1 – эстрада; 2 – стулья; 3 – стол руководителя; г–классы ИЗО на 15 чел.:: 3 – табурет; 4 – мольберт низкий; 5 – мольберт высокий; 6 – стол; 10 – шкаф; 12 – мойка; 14 – подставка для моделей; 15 – стол складируемый; 16 – шторы; д–помещение для занятий танцевальных коллективов: 1 – станок; 2 – зеркало; 3 – рояль; 4 – табурет; е–скульптурная мастерская на 8 чел.: 1 – стол рабочий; 2 – стол руководителя; 3 – стол; 4 – стул; 5 – стул; 6 - табурет винтовой; 13 – раковина; 14 – замочка глины; 15 – хранение глины; 17 – станок для скульптуры; 19 – место дли заводки гипса; 22 – тумба-подставка для модели  
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru



устройство для механического зашторивания окон. В торце зала аудитории следует оборудовать эстраду и место для киноэкрана и классной доски.

Библиотеку следует обеспечивать непосредственной связью с вестибюльным помещением клуба, что позволяет создать условия для независимого ее функционирования от других помещений. Для библиотек культурно-досуговых учреждений важным планировочным требованием является сосредоточение всех помещений в одном планировочном блоке. Примерная традиционная функциональная структура библиотек включает: входную зону с площадью для организации информационных и тематических выставок, книгохранение с открытым доступом к фондам, абонемент, рабочее место библиотекаря, зону каталога фондов, читальный зал с зоной для просмотра периодики (Рис. 14). Рекомендуемые площади помещений традиционной библиотеки даны в таблице 9.

Таблица 9

  Помещения обслуживания читателей Единица измерения Площадь на ед. изм.
Общие читательские места: а) c индивидуальными столами;   1 место   2,6
б) с двухместными столами; 1 место 2,25
в) с трехместными односторонними столами; 1 место 2,1
г) с многоместными двусторонними столами. 1 место 1,9
Места для просмотра литературы в фондах открытого доступа 1 место 1,5
Площадь для читательских каталогов 1 шкаф 3,0
Площадь рабочего места сотрудников отдела обслуживания 1 место 4,0
Помещение для занятий клубов, кружков 1 место 2,2
Кабинет проигрывания 1 кабинет
Лингафонный кабинет 1 место
Студия звукозаписи с пультом управления 1 студия
Лекционный зал 1 место 0,7
Вестибюль 1 посетитель 0,2
Гардероб для хранения сумок 1 посетитель 0,12
Читальные кабины для аудиовизуального обслуживания 1 посетитель 3,5
Индивидуальные рабочие места 1 посетитель 2,75

Функциональное зонирование помещений читальных залов осуществляется библиотечным технологическим оборудованием – стеллажами открытого доступа, шкафами, витринами для выставки новых поступлений. Осевой размер между стеллажами для книгохранилищ с открытым доступом читателей к полкам должен быть на менее 1,65 м. Средняя общая ширина межстеллажного прохода составляет 2,6 м, при большой интенсивности потоков – 2,9 м.

Отношение ширины помещений (глубины от источников естественного освещения) к их длине от 1:1 до 1:2. Предельная глубина помещений от источников естественного света не выше 9 м.

ТРАДИЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru

 
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru

Рисунок 14.1 Функциональная схема организации традиционной библиотеки:

I. Входная группа:1 – ориентационно-информационная зона с участком контроля; II. Служебно-производственный блок:2-3 – выдача, каталоги; 4 – блок служебных помещений, зона закрытого книгохранилища;III. Зона работы с бумажными информационными носителями: 5 – читальный зал; 6 – открытое хранилище бумажных носителей информации;IV. Дополнительный блок: 7 – абонемент (выдача книг на дом)

 
  Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru

Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru

Рисунок 14.2Традиционная библиотека в здании культурно-общественного центра:

1– вход, вестибюль и выставка; 2– абонемент, контроль; 3– фонды открытого доступа; 4– детское отделение; 5 – взрослое отделение; 6– служебные помещения и администрация; 7–кладовые и санитарные узлы; 8– запасной выход

  Рисунок 14. Функциональная схема и пример планировочного решения библиотеки

Медиатека предназначена для хранения, обработки, создания и предоставления пользователям мультимедийных информационных продуктов, а также предоставления дополнительных услуг связанных с электронными информационными ресурсами рисунке 15.

Медиатека может включать в себя следующие планировочные элементы: ориентационно-информационная зона со столом администратора и участком сканирования и копирования документов; рабочие места сотрудников медиатеки; закрытое хранилище; компьютерный зал, оборудованный выходом в сеть Интернет; участок индивидуальной работы с электронными носителями; открытая зона хранения мультимедиа изданий; помещение для групповых занятий; универсальная зона для поведения видеопросмотров и конференций; зал периодики с открытым фондом и др.

Рекомендуемые площади основных помещений медиатеки даны в таблице 10.

Таблица 10

Помещения обслуживания пользователей Единица измерения Площадь на ед. измерения
Общие пользовательские места: а) c индивидуальными столами;   1 место   5,0-7,0
б) с многоместными двусторонними столами 1 место 3,2
Площадь рабочего места сотрудников отдела обслуживания 1 место 4,0
Площадь рабочего места инженера-консультанта 1 место 6,0
Вспомогательные помещения с закрытым хранением медиа-продукции    
Индивидуальные кабины для аудио-видео просмотров 1 посетитель 7,0
Студия звукозаписи с пультом управления 1 студия
Лекционный зал с возможностью проведения видеоконференций   1 место   0,7
Хранение видео-, аудио-продукции с открытым доступом   не менее 12
Участок выдачи на прокат СD, DVD-ROM   не менее 12
Видео-кабина на 4-8 мест 1 зритель 2,0-2,5
Wеb-мастерская  
Учебная аудитория (компьютерные курсы)  
Вестибюль 1 посетитель 0,2
Гардероб для хранения сумок 1 посетитель 0,12

Геометрические размеры стеллажей разнообразны и зависят от выбранной системы хранения медиа-продукции (горизонтальная, вертикальная, выдвижные полки и т.д.). Стеллажи применяются односторонние и двусторонние, пристенные и островные.

Наиболее рентабельно рассчитывать медиатеку не менее чем на 20 пользовательских мест.

В интернет-кафе посетители могут работать с ресурсами сети Интернет, пользоваться дополнительными услугами, связанными с электронной

МЕДИАТЕКА
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Рисунок 15.1 Функциональная схема медиатеки: I. Входная группа:1 – ориентационно-информационная зона с участком контроля и зоной отдыха; II. Служебно–производственный блок: 2 – участок ксерокопирования и сканирования; 3 – рабочее место администратора; 4 – вспомогательные помещения; III. Зона работы с электронными информационными носителями: 5 – участки сети Интернет, базы электронных носителей, служба электронной доставки документов и т.д.; 6 – участок обучения компьютерной грамоте; 7 – участок работы с электронными документами; 8 – участок фонда аудио- и видеоносителей с возможностью индивидуального прослушивания; IV. Зона работы с бумажными информационными носителями: 9 – читальный зал; 10 – открытое хранилище бумажных носителей информации; V. Дополнительный блок: 11– универсальное трансформируемое пространство (аудитория, проведение выставок и видеоконференций, web-мастерская и т.д.) Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Рисунок 15.2 Блок медиатеки (25 посетителей): I. Ориентационно-информационная зона:1 – участок контроля; 2 – стеллаж для хранения сумок; 3 –место отдыха; 4 – рабочее место администратора; II. Рабочие места сотрудников медиатеки: 5–участок сканирования и копирования; III. Зона закрытого хранения мультимедиа изданий:6–сервер; 7 – стеллаж; 8–шкаф; IV. Зона индивидуальной работы с мультимедиа изданиями: 9 – стеллаж для хранения компакт-дисков; 10 – место для индивидуальной работы (видеопросмотры, аудиопрослушивания в наушниках и т.д.); V. Интернет-зал:11–рабочее место; VI. Зона для групповых и индивидуальных занятий (на 8 чел.):12– индивидуальный компьютерный стол;13–стол для групповых занятий; VII. Зона открытого хранения мультимедиа продукции
Рисунок 15. Функциональная схема и пример планировочного решения медиатеки

информационной продукцией, принимать легкую пищу и безалкогольные напитки, играть в компьютерные игры (Рис. 16).

Требования к размещению Интернет-кафе базируются на тех же нормативах, что и для прочих предприятий общественного питания. Однако для столиков, оборудованных компьютерами, должны соблюдаться дополнительные требования по освещенности, вентиляции и электрической безопасности.

С точки зрения рентабельности Интернет-кафе следует рассчитывать не менее чем на 20 посадочных мест (на один стол приходится 5-7 м2).

В гейм-клубе (Рис. 16), ориентированном на подростков, кухня не обязательна, достаточно мини-бара с безалкогольными напитками. Если это интернет-кафе, где люди работают длительный период времени, кухня или бар необходимы. Часто интернет-кафе соседствует с помещениями предприятия питания, рассчитанного но весь досуговый центр. Рекомендуемые площади основных помещений Интернет-кафе и гейм-клубов приведены в таблице 11.

Таблица 11

Помещения обслуживания пользователей Единица измерения Площадь на ед. измерения
Общие пользовательские места: а) c индивидуальными компьютерными столами;   1 место   5,0-7,0
б) с многоместными компьютерными двусторонними столами 1 место 3,2
Площадь рабочего места сотрудников отдела обслуживания 1 место 4,0
Площадь рабочего места инженера-консультанта 1 место 6,0
Помещения кафе:      
Бар  
Производственные а) доготовочный цех    
б) моечная бара  
в) моечная и кладовая тары полуфабрикатов  
г) охлаждаемые камеры для хранения полуфабрикатов  
Служебные и бытовые помещения кафе а) контора    
б) помещение персонала      
в) бельевая     6 + 4  
г) гардероб персонала      
д) душевые, санитарные узлы для персонала  

Рабочие столы рекомендуется собирать в секции на различное число мест (обычно не больше пяти), образуя условные зоны для индивидуальной и групповой работы, минимизировать воздействие на посетителей излучений от компьютерных мониторов Во избежание нежелательного шума, необходимо разделять гейм-зал и зал для пользователей сетью Интернет.

ИНТЕРНЕТ-КАФЕ
Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Рисунок 16.1Функциональная схема Интернет-кафе, совмещtнного гейм-клубом: I. Входная группа:1 – ориентационно-информационная зона с участком контроля и зоной отдыха; II. Зона работы с электронными информационными носителями: 2 – участки сети Интернет, база электронных носителей, служба электронной доставки документов и т.д.; 3– участок обучения компьютерной грамоте; 4 – участок фонда аудио - и видеоносителей с возможностью индивидуального прослушивания; III. Игровая зона:5 – гейм-зал; IV. Служебно-производственный блок: 6 – участок ксерокопирования и сканирования; 7 – рабочие места администраторов и инженеров-консультантов; 8 – вспомогательные помещения; V. Кафе:9 – зал кафе;VI. Производственный блок кафе: 10 – барная стойка; 11 – производственные и служебно-бытовые помещения кафе Лекционно-информационная группа помещений - student2.ru Рисунок 16.2 Интернет-кафе: 1 – вход; 2 – рабочее место администратора; 3 – участок сканирования, копирования и т.д.; 4 – рабочее место программиста; 5 – столики кафе; 6 – участки, оснащённые выходом в сеть «Интернет»; 7 – барная стойка; 8 – служебные помещения (кухня, кладовые); 9 – санитарные узлы; 10 – запасной выход
Рисунок 16. Функциональная схема и вариант планировочного решения Интернет-кафе

Выставочные залыклубов предназначены для проведения временных и постоянных выставок и экспозиций. Допускается предусматривать кооперацию клубов с помещениями музея.

Наши рекомендации