Нужно ли регулирование интернета. позиция ..
Тот факт, что открытое информационное пространство содержит ресурсы различного содержания, и наряду с полезной информацией Интернет содержит ресурсы, объективно опасные для нравственного здоровья общества, оказывающие негативное воздействие на подрастающее поколение (порнография, наркотики и т.п.), вызывает необходимость изменения законодательного регулирования Интернета. Однако работа идет не без сложностей.
Безопасный Интернет в США
Большинство экспертов и политиков считают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) одним из основных инструментов снижения издержек в коммерческом и государственном секторах экономики, способом повышения эффективности государственного управления и мотором научно-технического прогресса.
В странах Европы Интернет регулируется как общеевропейским законодательством, так и национальными нормами. Периодически проблемы Интернета обсуждаются в Совете Европы. При этом приоритет контент-фильтрации отдается ограждению детской аудитории от непристойного контента. Также ведущее место в развитии европейской Интернет-политики занимает тема терроризма и экстремизма.
ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕССЫ И ЕЁ ПРЕЕМНИЦА…ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Своими корнями либертарианская теория (или теория свободной прессы) уходит в европейское Средневековье. Она возникла в XVI в. как противовес авторитарной теории, оправдывающей контроль правящей элиты или властей над всеми формами коммуникации. Но несмотря на это у свободы коммуникации, существует немало ограничений: например, законы о клевете, ложной рекламе, порнографии и ненормативной лексике. В политических кругах и средствах массовой информации постоянно идут дискуссии о границах свободы. Особого накала они достигают каждый раз, когда появляются новые коммуникационные технологии.
Переиначенный вариант либертарианской теории возник в XVII в., когда печатная пресса избавилась от официального контроля, и теперь повсюду считается главным узаконенным принципом деятельности печатных медиа в либеральных демократиях. Возможно, благодаря своей долгой истории, огромному влиянию и высокой символической ценности теория свободной прессы нашла освещение в большом числе исследований. Достоинство свободной прессы заключается в том, что она разрешает это выразить и позволяет «обществу» знать, к чему стремятся его члены. Истина, благоденствие и свобода должны идти вместе, и контроль за прессой в конечном итоге ведет только к иррациональности или репрессиям, даже если какое-то короткое время он кажется оправданным. Свободная пресса, очевидно, не нуждается ни в каких особых аргументах, помимо простой ссылки на статью американской конституции, в которой говорится, что «Конгресс не должен принимать никаких законов... посягающих на свободу слова или прессы». Иначе говоря, это просто абсолютное право гражданина. Свобода издавать соответственно рассматривается как право на собственность, которое будет защищать имеющееся разнообразие и выражается свободными потребителями, обращающимися на рынок со своими запросами. Таким образом, свобода прессы теперь отождествляется с частной собственностью на медиа и свободой от вмешательства в рынок.
Теория социальной ответственности имеет широкий диапазон применения, поскольку охватывает разные виды частных средств массовой коммуникации и общественных институтов вещания, подотчетных обществу посредством демократических процедур. Следовательно, в ней приходится примирять независимость с долгом перед обществом. Ее основные положения таковы: медиа выполняют важные функции в обществе, особенно в отношении демократической политики; медиа должны принять на себя обязательство выполнять эти функции, главным образом в сфере информации и обеспечения платформы выражения разных точек зрения, а также в вопросах культуры; максимальная самостоятельность медиа, совместимая с обязательствами перед обществом; в своей работе СМК опираются на определенные стандарты, которые можно сформулировать и которым нужно следовать
40. 40. Иностранные инвестиции в российские СМИ. Ваше отношение в этому.
Недоработка Российской законодательной базы существенно тормозят иностранные вложения в СМИ. В свою очередь вложения иностранных инвесторов в Российские СМИ повлекут интенсивное развитие медиарынка, применение новых технологий и индустрию рекламы и PR ожидает бурный расцвет.
Привлекательность Российских СМИ для иностранных инвесторов состоит в следующем:
- дешевая рабочая сила, а это - верный залог конкурентоспособности продукции, услуг в любой отрасли СМИ;
- неразвитость рынка СМИ, поле для введения новых технологий и постройки нового бизнеса.
Основные риски инвестирования в Российские СМИ:
- структурные и правовые риски, имеется в виду частая смена законов и не развитость законодательной базы в области СМИ, что подрывает интерес вложений иностранных инвесторов в сферу медиабизнеса.
Структурные риски связаны с постоянным переделом сфер влияния радиовещательных компаний и битва за капитал (капитал компаний). Здесь же постоянные реформы во всех областях экономики.
Опять же в сфере СМИ наблюдается избыточное государственное регулирование правительства, в сочетании с ограничением свободы слова все это препятствует эффективной реализации инвестирования Российских СМИ.
Важным сегодня является вопрос степени влияния по качеству инвестируемого иностранного капитала на Российские СМИ.
По мнению экспертов, в России иностранный капитал в ближайший период не должен радикально изменить характер того или иного издания или канала, но в свою очередь инвестиции повлекут интенсивное развитие медиарынка, применение новых технологий и индустрию рекламы и PR ожидает бурный расцвет. Особенности инвестирования в СМИ:
Современные СМИ – газеты, журналы, телевидение, радио – являются достаточно прибыльными объектами инвестиций. Особенностью инвестиций в СМИ является приблизительно одинаковый объем реальных и финансовых инвестиций.
Каждый вид СМИ обладает рядом преимуществ и недостатков с точки зрения инвестирования средств и получения прибыли.
Газеты:
+ один из наиболее «дешевых» объектов инвестирования;
+ значительное информационное покрытие (почти все читают газеты);
+ возможность выбора тематики газеты в целях инвестора. Возможность инвестирования средств мелкими инвесторами.
- короткая жизнь издания снижает привлекательность инвесторов, использующих СМИ в целях оказания влияния на общественное мнение;
- ограниченные возможности печати, что снижает ценность газеты;
- высокая вероятность закрытия или разорения;
- отсутствие развитого рынка ценных бумаг газетных изданий.
Журналы:
+ высокая избирательность издания, а значит возможность направленного воздействия на читателя;
+ долгая жизнь издания;
+ престижность вложения средств в журнал;
+ инвестиции доступны для средних и крупных инвесторов;
+ высокая прибыльность инвестиций.
- требует значительных объемов инвестиций;
- значительный период между выпусками (2 недели и выше);
- незначительный объем ценных бумаг на рынке.
Радио:
+ высокая мобильность в предоставлении информации, возможность варьирования специализации для повышения прибыльности;
+ дешевизна. Не требует значительных объемов инвестиций, доступно для средних инвесторов;
+ возможность выбора аудитории, направленного воздействия в целях инвестора.
- юридические сложности для получения доступа к радиостанции;
- мало станций, действующих на всю страну, значит ограниченный охват аудитории;
- инвестиции в радио потеряли престиж;
- отсутствие ценных бумаг на рынке.
Телевидение:
+ высокая прибыльность;
+ выход на большую аудиторию, возможность активного воздействия на аудиторию в интересах инвестора;
+ высокий престиж.
- требует значительных объемов инвестиций;
- короткая жизнь программ;
- круг инвесторов ограничен;
- строгий контроль со стороны государства, возможность ограничений, закрытия.
Последний год, по мнению многих участников медиарынка, стал одним из самых насыщенных в плане инвестирования в средства массовых информаций. Причем, по большей части, инвестирование происходило в пределах российского медиарынка - это различные сделки по купле-продаже активов между российскими участниками, развитие сети вещания многих радиостанций и телеканалов.
41. Авторитарная теория
Авторитарной является такая система СМИ, в которой «основной задачей коммуникации является передача инструкций, идей и подходов правящей группы». Предложенный Зибертом термин обозначает прежде всего, набор социально-политических условий для деятельности прессы в период ее становления, в основном в монархических государствах, где пресса находилась под контролем государства и подчинялась интересам правящего класса. В настоящее время это определение может быть отнесено к большому количеству стран: начиная с тех, в которых от прессы ожидается нейтральность и поддержка правительства и государства, до тех, в которых пресса используется непосредственно как инструмент для репрессивной государственной власти.
В данной модели реализуется отношение «сильное государство и слабое общество». Крайний случай, например, – Северная Корея, в которой государство (как институт) полностью выполняет все функции общества, а гражданского общества вообще не существует, как и хоть сколько-нибудь независимой прессы. Журналист Чугров приводит случай из своей журналистской практики, чтобы охарактеризовать приниженность прессы в КНДР. В середине 80-х годов ему довелось оказаться в Пхеньяне в качестве спецкора «Известий». Чуть ли не две недели он настойчиво уговаривал опекавшего его молодого журналиста из местной газеты отвести его в редакцию газеты пообщаться с коллегами. Он все опускал глаза. Наконец, его приняли главный редактор и его заместитель, но не в редакции, а… в Доме приемов! Потому что собственного помещения у редакции просто не было. Да оно газете и не нужно, поскольку она практический полностью состоит из сообщений ЦТАК – официального Центрального телеграфного агентства Кореи. Не дай-то Бог, чтобы мы когда-нибудь пришли к такому варианту, а ведь это не исключено полностью: некоторые традиции политической культуры в Беларуси подталкивают нас к авторитаризму.
Формы регулирования СМИ, в которых может выражаться авторитарная модель, весьма разнообразны: законодательство, как прямой государственный контроль за производством продукции СМИ, принудительные кодексы поведения, использование налогообложения многие другие экономические санкции, контроль за импортом иностранных медиа, право правительства на назначение издательского штата, приостановка публикаций.
42. Зарубежная журналистика к.20-н.21 века. Достижения и проблемы
В развитии мировой журналистики в начале XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих странах мира наблюдается углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной прессы, растет концентрация медийной собственности, принадлежащей немногочисленным гигантским транснациональным корпорациям. Развивается глобальный информационный рынок. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере, проявляющийся в создании альтернативных массмедиа - по преимуществу на сетевой платформе, а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики, в отстаивании требований демократизации медийного сектора («медиадемократии»), сохранения и развития мощных общественных средств массовой информации.
ЧИТАЙ ПРОСТО
Коммерциализация журналистики. Под коммерциализацией понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок (так, авторы одного из американских учебников журналистики рекомендуют учитывать «ожидания того рынка, для которого вы пишете» 1), в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя.
Врыночной среде с ее жесткоконкурентными отношениями на первый план выходят те средства массовой информации и те журналистские произведения, которые способны привлечь внимание наибольшего количества людей, обеспечить высокий рейтинг, являющийся залогом коммерческого успеха, стабильности поступления доходов от публикации рекламы и мерилом стоимости рекламных услуг. Стремление постоянно добиваться высокого рейтинга, максимального охвата рынка, выливается в своего рода теневую цензуру - негласную, но эффективную ограничительную систему, заставляющую журналистов отказываться от освещения сложных, спорных, «неудобных» проблем лишь по той причине, что такого рода публикации и передачи не способны привлечь широкую аудиторию. Эта система «полностью или частично закрывает темы и произведения, не отвечающие ожиданиям аудитории. Ожидания же большей части аудитории, формируемые коммерческими средствами массовой информации, не простираются дальше легковесных, но внешне привлекательных материалов, ориентированных на «среднего» потребителя информации с его посредственными вкусами и узкими интересами, обычно не выходящими за пределы проблем преступности, здоровья, спорта, жизни знаменитостей, бизнеса и развлечений. Критики коммерчески ориентированной журналистики, подстроенной под изученные ожидания и запросы потребителя, отмечают, что подобная подстройка приводит в итоге к ограничению и подавлению познавательной активности и интеллектуального кругозора аудитории. В итоге остаются невостребованными публикой «непопулярные», непривычные для нее темы и пласты информации - то есть, чрезвычайно полезные идеи и сведения, вооружающие людей принципиально новым знанием, расширяющие рамки привычного видения проблем иди же кардинально меняющие отношение к ним. Такая подстройка существенно подрывает развивающий, просветительский потенциал массовых коммуникаций, удерживая аудиторию в наезженной колее стандартных идей, представлений, мифов, подавляя ее творческие возможности, духовную самостоятельность - то есть, качества, жизненно необходимые сознательным и активным гражданам демократического общества. Кризисные явления в международной журналистике. Несмотря на развитие процессов глобализации в информационной сфере, после окончания холодной войны международная журналистика впала в состояние отчетливо выраженного кризиса. Об этом свидетельствует существенное уменьшение количества корпунктов многих медийных организаций в зарубежных странах, расширение практики использования в СМИ зарубежной информации, полученной из вторичных источников, повсеместное уменьшение объема разделов и рубрик международной жизни на газетных полосах и соответствующих передач на ТВ и радио - вплоть до их полного исчезновения. Так, если 30 лет назад международная информация занимала 45% эфирного времени, отводимого телекомпаниями США на передачи новостей, то на рубеже XX и XXI вв. ее доля сократилась до 15,5%. Во многих странах наблюдается заметное снижение общего профессионального уровня публикаций на международные темы. Некоторое оживление интереса прессы к международной жизни наблюдалось в связи с событиями 11 сентября 2001 г., а также с последующими акциями США и их союзников в отношении Афганистана и Ирака, но это не затронуло международную журналистику в целом. Об этом свидетельствует, в частности, существенное сокращение географического охвата мировых событий в транснациональных СМИ. Несмотря на возрастающую глобализацию информационных процессов, медийное отображение мира становится все более суженным вследствие того, что вне поля зрения крупнейших СМИ оказываются целые регионы мира. Критики отмечают, что сегодня большая часть стран исчезает (или уже исчезла) с медийной карты мира. После 11 сентября 2001 г. игнорируются новости даже из крупных стран с многомиллионным населением (наподобие Бразилии, Индонезии или Малайзии) -особенно если эти новости не связаны с крупномасштабными драматическими событиями: войнами, терактами, этническими и межрелигиозными конфликтами, острыми политическими и экономическими кризисами. Тенденции форсированной драматизации и общего негативизма международной информации не компенсируются новостями о позитивных изменениях в различных регионах и странах, в результате чего у медийной аудитории формируется обедненный и искаженный катастрофический образ современного мира. Так, например, во многом под влиянием одностороннего освещения в транснациональных СМИ событий и проблем Африки сформирован ее образ как региона перманентной политической нестабильности, насильственных конфликтов и всепроникающей преступности, экономической отсталости и регресса, гуманитарных и экологических катастроф, зоны поголовного распространения СПИДа и других неизлечимых болезней. То есть, региона без будущего - хотя в действительности Африка обладает огромными природными и людскими ресурсами для развития.
Глобализация информационной деятельности, открывшая огромные возможности для взаимовлияния и взаимного обогащения культур народов мира при сохранении их культурного многообразия, для становления обществ открытого типа, обеспечившая мгновенную доставку информации в любую часть мира, вместе с тем может способствовать унификации массового сознания, духовному нивелированию стран и народов. Общественность в различных странах мира требует обеспечить более тщательное и сбалансированное освещение международных событий в транснациональных СМИ, учитывающее реальное многообразие современного мира. Усиливается критика этих информационных организаций со стороны общественных объединений - правозащитных, экологических, религиозных и др. Идеи обеспечения «экологии информации», развития общественного мониторинга и критики средств массовой информации («пятой власти») на глобальном уровне вошли в число основных идей повестки дня Всемирного социального форума в Порту-Алегри (Бразилия, январь 2003).
43. В странах Азии, Африки, Латинской Америки радио продолжает оставаться одним из ведущих средств СМИ, т.к. оно самое дешевое, оно легко приобретаемое людьми, живущими не только в центре. Интернет развивается и в этих странах тоже, причем в этих странах основная часть населения не в состоянии пользоваться интернетом не в больших объемах, в каких пользуются в развитых странах. Радио на 1 месте. Телевидению в Азии, Африки, способствует Африканский Союз Журналистов, который вносит очень большой вклад в техническую сторону и в подготовку современных журналистских кадров. Он объединяет большое количество людей. Это очень действенная организация. Колонисты внесли новую культуру в тех странах, которые они завоевывали. Индия, страны Африканского континента, интеллигенция этих стран плохо не говорит о периоде колонизации. Благодаря этому периоду народы развивались.
44. Непосредственный механизм связи между зарубежными СМИ и политикой. Во всех странах капиталистических мостадонтов существует свобода слова: Великобритания, Германия, Франция, но наряду с этим имеют и механизм воздействия на СМИ, это прежде всего телевидение, о всех странах есть государственные каналы, которые проводят государственную политику, они подают ту же историю с подавлением восстания в Египте в той тональности, которая соответствует интересам правительств этих стран. В отношении интернета Россия и Франция поднимают вопрос о необходимости ограничения на сайты, развращающие детей, молодежь, культивирует то, что не способствует чувству гражданской ответственности перед семьей, детьми, государством. Политика Китая, которая сегодня уже считает себя нацией 21 века ограничения поставила на некоторые провайдеры; они не изменили идеологию, они не изменили своих идеалов, они закрыли доступ к не желаемым сайтам американским, английским, французским, которые носят пропагандистский характер. Идет привлечение населения в страну ,но к нам едут тысячи жителей Закавказских республик. Специфика китайского менталитета: они сохранили веру в коммунизм, равноправие, нет никаких миллиардеров-чиновников.