Журналистика в системе социального управления: особенности информационного воздействия, специфические черты.
Управление- возд.одного предмета на др.с целью изменить его полож.;в соц.упр.-и возд.-е означает изм.-е поведения к.-л. в соотв.с нужным рез.-ом .Упр.осущ.через функц.-ое возд.,т.е.тот кто упр.-ет должен вып.опр.ф.-ии по отн.к тому кем упр.Функция-способ взаимод.системы(жур.-ки)со средой(ауд.).Ауд.-врем.-ая,отн.устойчивая общность людей,возник.в связи с конкр.ист.-ком инф.-ии.В соц. упр.различают:прямое или директивное(имеет место в админ.упр.,в пр.-ве:заранее оговорены усл.,с к.-ми подчин.заранее согл.) Жур.-ка исп.-ет непрямоеили опосред.-ое упр., оно достиг.-ся путем возд. на сознание;носит косвен.хар.,исп.-ет механизмы убеждения, внушения и др.Жур.косв.воздействует на созн.,т.е.придает сознанию массы желаемые кач.-ва и св.-ва и осущ.это упр. с исп.-ем опр.ф.-ций. По В.Ученовой (рабочая концепция) сфере разума соотв.пропогандиская, сфере эмоций - агитац., сфере волеизъявления – организац.-ая. Жур., воздействуя на ауд., вступ.-ет в опред. взаимосвязь с Масс. Созн(это особое псих.сост. ауд, связ-ое с поступ.-ей к ней масс.инф.(одновременная одна и та же инф.)) Модель Мас.созн.: в центре-мировозрение и миросозерцание, вокруг оболочка – историч созн., затем очень подвиж.оболочка – обществ.мнение(своеобр. реакция масс.созн. на явления совр.жизни, изменчивая и динамич. обл.созн., в к.-рой и происходит сопоставление.индив.мнений и их подстраивание др.другу.). О.М.-это цель журн.возд. Жур.берет на себя обяз.-ти референтной группы, функции лидеров мнений. Она изучает О.М. и форм.-ет т/и обществ.ориентацию. О.М.восприним. как мнение всех и ему можно доверять. Но не всегда можно получ весь набор индив.мнений. Главное создать иллюзию, что такая сов.-ть получена. Чтобы добится эффект. упр. нужно добится того,чтобы инф.принимали – установить обратную связь с нужной ауд. (реал.,потенц., расчетная).
Управление – воздействие одного предмета на другой, с целью изменить положение другого. В социальном управлении воздействие означает изменение поведения кого-либо (отдельного человека, группы людей). Управление осуществляется через функциональное воздействие, т.е. тот, кто управляет, должен выполнять определенные функции. Социальное управление:
- Прямое (директивное) – имеет место в административном управлении, на производстве, в юридической сфере.
- Непрямое (опосредованное) – путем воздействия на сознание. Им пользуется журналистика. Информационное управление имеет принципиальные характеристики, отличающие его от экономического, административного, политического. Информационная деятельность способна создавать психологические обстановки, организовать поведение людей. Главный смысл этой деятельности – воздействие на сознание людей. Придание этому сознанию желательных свойств и качеств, смысл информационной деятельности – привлечение сознания к определенному идеалу (ценностному). Вот мишень на которую направлена информационная деятельность. Смысл информационного воздействия – косвенное влияние на сознание с помощью различного рода текстов, имеющих функциональный характер. Они позволяют говорить о том, что СМИ являются полноправными органами социального управления. СМИ занимает большое место в общей системе социального управления. Главная специфика – СМИ не принимает управленческих решений, не является руководящими органами. Основной смысл деятельности СМИ заключается в определенном психологическом воздействии на разные социальные процессы. Общие цели и границы СМИ определяются органами управления, постоянно контролирующими информационную деятельность. Вторая специфическая черта носит избирательный характер. СМИ заняты производством собственной информации. Журналисты свободно и самостоятельно оперируют предметами действительности. Существует определенная свобода в отборе и выборе событий, как элементов сообщений. Различные издания формируют собственные фактические ряды, отдавая приоритет тем или иным событиям. Полная власть, используя возможности информационного воздействия, создает приоритет нужным ценностям, оценивая одну группу факторов как положительные, другую как отрицательные. Третья черта – СМИ имеют дополнительные функции по сравнению с органами управления. Это м.б. функции социального контроля за ходом выполнения разных управленческих решений; функции передачи во времени и сохранения конкретных традиций, языковых норм, обычаев; функции передачи информации от населения к органам через механизм ОМ. Т. о. СМИ является самостоятельным органом управления, организующим поведение людей через воздействие на сознание.