Полемика между Докладчиком и Оппонентом 3 мин.

После истечения этого времени, даже если Оппонент не успел задать все вопросы, полемика прекращается – Оппонент их еще успеет задать в общей полемике (этап 12).

Тем временем в работу вступает Рецензент – ему, так же как и Оппоненту предоставляется право задать ряд уточняющих вопросов. Причем он может задавать их как Докладчику, так и Оппоненту:

9. Уточняющие вопросы команды «Рецензента» к Докладчику и Оппоненту, ответы Докладчика и Оппонента 2 мин.

Вопросы так же может задавать любой член команды и их содержание должно соответствовать тому, о чем мы упоминали ранее, когда говорили про Оппонента.

На подготовку структуры выступления Рецензента отводится 2 минуты:

Подготовка к рецензированию 2 мин.

После этого рецензент должен выйти к доске и представиться. В это время Докладчик и Оппонент ждут его у доски и к командам не уходят (им запрещено советоваться с членами команд до завершения действия боя).

Далее следует собственно выступление рецензента:

11. Выступление Рецензента (краткая оценка выступлений и вопросы) 3 мин.

Несмотря на то, что Рецензенту Жюри ставит одну оценку, его работа так же должна состоять из двух частей: оценки выступлений участников и вопросов.

При этом, часто Рецензенты-новички допускают ошибку и забывают провести анализ работы Оппонента, сосредоточившись только на Докладчике. Ведущему в этот момент необходимо напомнить ему об этой обязанности.

Часто Рецензенты-новички не понимают тонкой грани различий между работой Оппонента и Рецензента. Поэтому координатор площадки должен заранее акцентировать внимание участников, что задача Рецензента в том, чтобы сделать оценку качества работы двух других участников – т.е. по сути, сделать некую заготовку для Жюри.

Также важно знать, что в случае, если Оппонент не провел анализа работы Докладчика (как в описанном выше примере), то Рецензент в праве заявить, что Оппонент с работой не справился и взять его обязанности на себя. Далее Рецензент может провести дополнительное оппонирование и сделать детальный анализ работы Докладчика. Ведущему, если такая ситуация вдруг сложилась, рекомендуется добавить 1-2 минуты к выступлению Рецензента.

После того, как Рецензент озвучил список своих вопросов к Докладчику и к Оппоненту (лучше чтобы те их записали в блокноты), участники переходят к общей трехсторонней полемике:

Полемика между Докладчиком, Оппонентом и Рецензентом 5 мин.

В начале полемики Докладчик, а затем Оппонент должны сказать ответное слово на замечания Рецензента (в чем-то согласиться или нет с его оценкой). Далее Докладчик начинает отвечать на вопросы Рецензента, затем это право предоставляется Оппоненту. Если остается свободное время (использованы не все 5 минут), то Оппонент может продолжить задавать вопросы Докладчику. Ведущий должен следить, чтобы вопросы были корректными, в рамках доклада, не повторялись, были бы конструктивными – т.е. направленными на расширение дискуссии и углубление в проблему.

После окончания времени отведенного на общую полемику участников наступает этап, когда участники команд могут с места задать вопросы Докладчику, Оппоненту и Рецензенту, находящимся у доски:

Выступления членов команд Докладчика, Оппонента, Рецензента и Наблюдателя по 1 мин.

Причем это не обязательно может быть вопрос, это может быть выражение мнения команды по поводу выступлений участников (например, представитель команды докладчика может заявить, что он не согласен с жесткой оценкой работы Докладчика, которую ему дали Оппонент или Рецензент и объяснить почему). Слово ведущий по очереди предоставляет командам докладчика, затем оппонента, затем рецензента. Если члены команды не хотят высказываться или задавать вопросы, то следует пропустить для них данный этап. Однако, ведущему никогда не будет лишним напомнить командам, что их коллективная работа так же оценивается членами Жюри, и чем более ярко будет выглядеть команда, чем более будет слаженной ее работа, тем выше будут их оценки.

Теперь наступает самый ответственный момент для участников – в дело вступают члены Жюри – они задают вопросы участникам боя – Докладчику, Оппоненту и Рецензенту:

Вопросы членов Жюри 5 мин.

Члены жюри могут задавать вопросы только в рамках прослушанного доклада, либо направленные на углубление данного решения. Если вопросы членов Жюри сильно выходят за рамки вопросов задачи или затрагивают иные темы, не связанные с задачей, то ведущий боя в праве либо совсем снять вопрос члена Жюри, либо попросить сформулировать его более конкретно, в соответствии с обсуждаемой задачей.

Члены Жюри могут так же задавать вопросы Оппоненту и Рецензенту. Либо передавать им слово, если Докладчик затрудняется дать ответ. Вопросы, заданные всем трем участникам могут быть направлены на общее углубление в задачу или выяснения возможных вариантов ответа (они могут быть разными у разных участников) с целью дальнейшего поиска наиболее правильного.

В общем случае, член Жюри перед тем как задать вопрос, должен сказать кому он задает вопрос (Докладчику, Оппоненту или Рецензенту, а если всем участникам сразу, то должен указать в каком порядке они будут давать ответы). Ведущий боя в свою очередь должен следить, чтобы член Жюри, задавая вопрос, не забывал указывать кому он адресован.

Кроме того, члены Жюри в случае, если один из участников боя (Оппонент или Рецензент) задал Докладчику очень сложный вопрос, на который тот не смог ответить и даже просто его понять, могут попросить самого автора вопроса дать на него ответ. Данная мера позволяет избежать массового использования участниками очень сложных «пустых» вопросов, на которые даже его автор не может дать правильный ответ.

После того, как вопросы заданы, а ответы на них удовлетворили членов Жюри, участники боя произносят заключительное слово, а члены Жюри в этот момент принимают решение об оценках:

Наши рекомендации