Деловая игра «Полемика». Спор, дискуссия, полемика в общении

Деловая игра проводится в форме отработки кейс-заданий заранее выделенными малыми группами в составе 3 - 4 студентов. Впоследствии руководители групп докладывают замысел и проводят апробацию решений по своей проблеме, для чего привлекается вся учебная группа, часть студентов, либо группа выступает активным «фоном» спора. Кроме того, выделяется экспертная группа, подводящая квалифицированные итоги.

Примечание: проблематика кейс-заданий может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.

Кейс-задание 1 «Налоги».Обсуждение проблемы налогообложения.В России принята плоскостная шкала налогообложения, по которой все участники гражданских правоотношений выплачивают 13 % от всех видов доходов, вне зависимости от их суммы. Такой подход постоянно вызывает достаточно противоречивое отношение к нему со стороны предпринимателей и населения.

Подготовить и провести обсуждение проблемы, с представлением альтернативных мнений и аргументов сторонников и противников подобной политики в сфере налогообложения.

Кейс-задание 2. Принципиальный спор «Жилищная реформа».В Российской Федерации продолжается жилищная реформа, связанная с приватизацией жилья, разгосударствлением системы коммунального обслуживания, формированием товариществ собственников жилья и переходом к накопительной системе проведения капитального ремонта домов, с участием населения. Реформа продолжается достаточно длительное время, и пока результаты ее противоречивые, начиная от самой приватизации и заканчивая отношениями с руководством ТСЖ и управляющими компаниями. Особое беспокойство вызывает тенденция к коррупционным проявлениям в этой сфере.

Подготовить и провести полемику по указанному кругу проблем.

Кейс-задание 3. Полемика «История и память».Принципиальный спор-полемика по поводу ценностей. 7 ноября 2012 года исполнилось 95 лет со дня Великой Октябрьской революции. Это событие по прошествии целой эпохи, с ним непосредственно связанной и сказавшейся на судьбах практически всех россиян и людей бывшего СССР, воспринимается неоднозначно: от безоговорочного принятия и сожаления в связи с прекращением исторического развития в данном направлении, сохранения ценностей и памяти; до неприятия и утверждения, что «ничего исторического на деле не было» или «семидесятилетнего пути в никуда» и пожелания устранить «историческую ошибку».

Разбить выделенную группу на сторонников, противников и представителей «третьей стороны». Провести полемику. Попытаться свести воедино оценки и выработать компромиссное решение.

Кейс-задание 4. Дискуссия по поводу внешнего «раздражителя». В США в ноябре 2012 года завершились очередные выборы президента страны. На них победил кандидат от демократов, действующий президент. Другой кандидат проиграл незначительно. Разделить группуна сторонников перемен, в том числе и в связи с несостоявшимся избранием, конкурента победившего президента, усиления роли государства; и сторонников сохранения курса США в ходе второго президентского срока действующего президента. Что хорошего и что плохого для России в том и во втором вариантах?

Выделить группу, разбив ее на сторонников действующего президента и. Провести дискуссию, свести воедино позиции и выработать компромиссное решение, либо ограничиться аргументацией и фактом самой дискуссии.

Кейс-задание 5. «Спор «фанатов». Футбол в России в настоящее время построен по «стандартам» европейского, для которого нормой является привлечение иностранных легионеров, футболистов и тренеров и следование законам бизнеса. Болельщики, в прежнем привычном для старших поколений россиян значении, заменяются клубами «фанатов», группами поддержки, а сам футбол становится не формой привлечения к здоровому образу жизни, а зрелищем, шоу. Однако при этом, в отличие от западных образцов, спонсирование футбольных команд в России ведется при активном участии государства и его должностных лиц, с использованием «административного ресурса» по отношению к крупному и среднему бизнесу для выделения ими необходимых средств на трансферты и содержание игроков и тренеров. В итоге «игра миллионов» превращается в разновидность предпринимательства, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и коррупционного оттенка. Что для нас важно: и дальше втягиваться в «мировой футбол» с его покупкой игроков и тренеров и следованием «законам жанра», или все же налаживать собственную тренерскую и спортивную работу, особенно в преддверии проведения чемпионата Европы в своей стране и необходимости создания сборной из россиян?

Провести спор, приведя его к одному или сходному мнению. Активная группа «задает» направленность и темп спора, в котором участвует вся учебная группа.

Литература для подготовки.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.

Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.

Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.

Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.

Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.

Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 1996.

Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. — СПб.: Лань, 1996.

Наши рекомендации