Каждый ли может стать репортером?
Я уже говорила о том, что любой образованный человек должен уметь грамотно изложить информацию на бумаге. Сделать сюжет в новости – это задание, с которого, как правило, начинается жизнь на телевидении для новичков. И это хорошо. Тот, кто прошел через новости, больше начинает понимать и многому учится. Бывает так, что руководство канала приглашает хорошего журналиста из газеты для ведения авторской программы на телевидении. В таких случаях бывает много казусов и много мучений для самого приглашенного и для всей творческой группы. Если человек талантлив, востребован обществом и готов учиться телевизионной специфике, то все преграды можно преодолеть. Но таких преград не будет, если автор-публицист «вырос» из репортера и знает всю телевизионную «кухню» изнутри. Он пишет разговорный текст, он думает о картинке, он помнит о значении звука и вникает во все детали тех сюжетов, которые готовятся для его программы.
Многие могут стать грамотными репортерами. Но есть особая категория людей, которые имеют чутье на информацию и всегда почему-то оказываются в нужный час в нужном месте. Иногда возникает ощущение, что им кто-то свыше сообщает о новостях, особенно если это какие-то катаклизмы и происшествия.
■ В качестве примера хочу упомянуть Александра Цирульникова. Долгие годы он работал собственным корреспондентом Первого канала в Нижнем Новгороде. Он поражал своих коллег чисто репортерским талантом, потому что никому и никогда не удалось прибыть на место события раньше Цирульникова. Однажды в городе сошел трамвай с рельсов. Погибли люди. Мы даже не удивились, когда узнали, что именно в это время по мосту навстречу трагедии ехал Цирюльников и самые первые кадры были сняты на его камеру. Он всегда знал, где и что происходит. Всегда следил за всеми событиями, читал газеты, общался с чиновниками всех мастей. Можно было любить или не любить его репортажи, но не признавать удивительного дара оказываться первым на месте события невозможно. ■
У меня, например, такого дара нет. Я хорошо это понимала в тот момент, когда приняла предложение работать собкором «Вестей». На место события, если происходило что-то типа пожара или аварии, мы всегда приезжали чуть позже Александра Цирульникова. Но я знала, что могу «переиграть» конкурента в умении собрать и проанализировать информацию. Показать разные точки зрения.
У каждого свой конек. Репортеры – разные люди. Конечно, тот, кто приезжает на место событий первым, и есть настоящий репортер. Настоящим репортером надо родиться. Я уверена в этом.
Вы и ваш оператор
На любом семинаре Центра «Практика» чаще всего со стороны журналистов и репортеров звучит вопрос: как мне наладить отношения с моим оператором? Или жестче: как заставить оператора работать? Мне повезло в жизни, в том числе и с партнерами-операторами, но я не смогу сказать, что такое творческое партнерство – простое дело. Были и конфликты, и споры, и непонимание, и всякие досадные недоразумения (забыл снять нужный кадр, не вовремя выключил камеру, что-то сказал герою, смутив его навсегда). Но, как водится, в случае хорошего результата и удачного сюжета хочется похвалить себя, любимого и талантливого, в случае любой неудачи – свалить вину на ближнего, то есть прежде всего на оператора.
На основе многолетнего опыта удачного партнерства с оператором хочу дать журналистам несколько советов. Особенно эти советы будут полезны тем журналистам, которые понимают, что работа в команде требует жертв и усилий, как жизнь в семье, как воспитание ребенка, как работа космонавтов в условиях обязательного тесного общения, не всегда желанного.
СОВЕТЫ
КАК НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ С ХОРОШИМ ОПЕРАТОРОМ?
Уважайте операторов, цените - их работу наравне со своей, а может быть, даже и выше. Ведь картинка и все, что с ней связано, чрезвычайно важно для успеха! Это означает, что работа оператора не менее важна, чем ваша собственная работа. В эфире окажется только то, что снято вашим оператором, и снято именно так, как это сделал он, а не так, как вы себе это придумали.
Учитесь смотреть вокруг - «через камеру». То есть помогайте оператору находить правильные монтажные планы, подсказывайте их. Например, вы находитесь в школе и ждете интервью с директором. Ваш сюжет о недавней драке в этой школе и все нужные синхроны уже отсняты. Звенит звонок, начинается перемена, и в коридор влетает стая детей, которые прыгают, бегают, задевают друг друга. В этот момент ваш оператор перекуривает на улице. Надо немедленно его позвать и указать на шаловливых детей, так как именно этих кадров вам потом может не хватить на монтаже. Картинки – это общая забота журналиста и оператора, и никак иначе.
- «Втягивайте» оператора в предстоящий сюжет. Чем больше информации о сюжете будет известно оператору, тем лучше он подготовится к съемкам, тем старательнее и ответственнее будет снимать. Не молчите, пока едете в машине, не молчите, пока идете к месту съемок, рассказывайте, советуйтесь с оператором. Это может очень хорошо мотивировать его и поможет найти правильный ракурс.
Прислушивайтесь к оператору - во время съемок стендапа. Стендап – это прежде всего работа оператора, его зона ответственности, и он понимает в этом лучше журналиста. Во время съемок стендапа журналист как бы помещается внутрь телеэкрана, становится моделью, и чрезвычайно важно, куда и как эта модель идет, как открывается кадр, как делается панорама. Все это может видеть и знать только оператор, поэтому лучше с ним не спорить и сделать все так, как он говорит. Если у вас есть другие идеи, то лучше записать несколько вариантов, а потом представить их на суд режиссеру монтажа или шеф-редактору и выбрать лучший вариант. Мой опыт говорит о том, что в четырех случаях из пяти вариант стендапа, предложенный оператором, был точнее, чем мой. Надо понимать, что оператор учитывает те компоненты, на которые мы просто не обращаем внимания: как падает свет, лезет ли в кадр провод, как одет журналист и т. д.
Не бойтесь спорить с - оператором и отстаивать свое мнение. Это нормально, но только не за счет качества сюжета. Споры с оператором занимают время и отнимают силы, поэтому в случае принципиального расхождения надо знать ответ на вопрос: кто главный? Вопрос непростой. Это как в семье: кто главный – папа или мама? За сюжет в целом и его качество отвечает журналист, и именно журналист является директором съемочной группы. Это аксиома. Не может быть двух начальников, а то будет как в поговорке: «где два украинца, там два гетмана». Бывают съемочные группы, в которых идут сплошные споры вместо работы и выяснение отношений на радость зевакам. Однако руководить группой не означает приказывать, командовать и заставлять. Таким методом вы никогда не получите хорошего результата. Операторы – люди творческие и независимые. И то, что они в большинстве своем молчуны, ничего не означает. Внутри истинного оператора-художника кипит буря страстей и амбиции не ниже ваших. Для того чтобы выстроить хороший кадр, им действительно требуется время. Это не прихоть и не каприз. Надо понимать законы этой профессии и уважать операторов как истинных творцов-художников.
Никогда не забуду, как Вадим Такменев грустно и терпеливо выжидал, пока его замечательный оператор ставил всякие лампы и занавешивал окна в комнате ради того, чтобы снять ровно 10 секунд незначительного эпизода. На подготовку к съемкам ушло около часа, но кадр получился восхитительным. Жаль, что в сюжет он так и не вошел. Зато в другой раз одна деталь, снятая так же безупречно, может сделать сюжет интересным и ярким.
В приложении к этой книге вы найдете наш диалог с оператором членом Академии Российского телевидения, мастером и педагогом Михаилом Сладковым, с которым мы вместе работаем свыше 20 лет (восемь из которых – собкорами программы «Вести»).