Кто может стать владельцем специального счета? Кто может воспользоваться денежными средствами на специальном счете?

В соответствии с ч.2 ст. 175 ЖК РФ Владельцем специального счета может быть региональный оператор, ТСЖ, жилищный кооператив или Управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления, то есть юридическое лицо. Физическое лицо (собственник МКД) владельцем специального счета быть не может. По этой причине, перед собственниками стоит выбор: кого же назначить владельцем специального счета? Для начала стоит разъяснить механизм взаимодействия со специальным счетом (списание, зачисление средств, получение выписок и т.д.).

Исходя из положения части 4 ст. 177 ЖК РФ, денежные средства, находящиеся на специальном счете могут быть перечислены банком в пользу организации, выполняющей работы по капитальному ремонту, только на основании предоставления в банк протокола решения общего собрания собственников. В этом протоколе должно содержаться решение собственников, о выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД. Также в банк потребуется предоставить договор на оказание таких услуги акт выполненных работ. То есть, владелец специального счета является «номинальным» и распоряжаться деньгами, находящимися на счете не может. Функция владельца специального счета одна: обеспечить взаимодействие собственников и банка, в вопросах связанных с ведением, обслуживанием и содержанием специального счета. Собственники МКД в любое время могут сменить владельца специального счета путем проведения общего собрания собственников. Все денежные средства, накопленные на специальном счете, будут переведены на нового владельца специального счета в полном объеме. Более того, на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета (ч. 6 ст. 175 ЖК РФ). То есть, чтобы не случилось с владельцем специального счета (банкротство, ликвидация и т.д.), на денежные средства находящиеся на специальном счете это никак не может повлиять.

В соответствии с ч.3. ст. 175 ЖК РФ, при выборе специального счета, обязанность по ведению, финансированию содержания на обслуживание специального счета, выставлению квитанций за капитальный ремонт и прочее лежит на собственниках МКД. При выборе собственниками МКД владельцем специального счета УК «Капитал Инвест», обязанности по обслуживанию, выставлению квитанций, сбор и перечисление платежей, для удобства собственников, УК «Капитал Инвест» берет на себя. Источником финансирования расходов, затраченных на обслуживание и содержание специального счета, могут быть денежные средства, полученные за счет начисление процентов за пользование денежными средствами (проценты по вкладу в банке).

8. Определение способа начисления, сбора и перечисления платежей за ЖКУ с собственниками и РСО:

Начисления, сбор и перечисление платежей за ЖКУ управляющая компания может осуществляет либо самостоятельно (силами собственной бухгалтерии или ИРЦ), либо через расчетно-кассовый центр (РКЦ, МФЦ, МосОблЕИРЦ) органа местного самоуправления (ОМСУ). Использование собственного ИРЦ позволяет:

- исключить «бюрократическую составляющую» из общения между собственником и управляющей компанией по вопросам начисления денежных средств за ЖКХ. При использовании внешней организации (МосОблЕИРЦ, МФЦ и др.) процесс правильности начисления, приема заявлений от жителей на перерасчет за определенный коммунальный ресурс или услугу происходит по схеме: собственник – УК – Внешняя Организация, что во-первых существенно увеличивает время рассмотрения обращения собственника, а во-вторых внешняя организация совершенно не заинтересована в решении проблем собственников, т.к. она напрямую с ними не работает, а работает через УК, соответственно качество обслуживания для нее менее важный фактор. В то время как, использование ИРЦ на базе УК исключает все эти недостатки, так как УК непосредственно заинтересована в предоставлении качественных услуг во всех вопросах своей деятельности с собственниками МКД на основании заключенного договора управления.

- обеспечить прозрачность начислений и оплаты денежных средств ресурсоснабжающим организациям (РСО). РСО зачастую искажают значения в начислениях и выставляют жителям завышенные показатели по объемам потребленных коммунальных ресурсов. Свое ИРЦ позволяет УКконтролировать весь процесс начисления: начиная от приема показаний ИПУ, съем показаний ОДПУ и заканчивая непосредственно начислением за «реальный» потребленный объем коммунального ресурса за текущий месяц, эффективно оспаривать искажения РСО в сверках;

- исключить зависимость от ОМСУ в устойчивости управления МКД, когда при желании убрать неугодную УК из МКД «ручным способом» ОМСУ может использовать доступные им персональные данные населения из своего РКЦ при проведении «голосования».

Исключение составляют ситуации с взаиморасчетами в районах налаженного доверия между ОМСУ и УК и долгосрочного проверенного взаимодействия между УК и МФЦ, РКЦ.

Наши рекомендации