Исследования общественного мнения
В почти двухсотлетней истории изучения общественного мнения в Америке представляется оправданным выделить три этапа: догэллаповский, гэллаповский и постгэллаповский. Основы социологического изучения аудитории создавал Джон Гэллап. Им была предложена методика составления точного статистического портрета потенциальных потребителей массовой информации, которая учитывала демографические, социально-психологические, политические характеристики аудитории. Гэллап ввел в научный оборот так называемую "систему структурных схем" двух видов. Первая структурная схема используется для разделения аудитории по вероисповеданию, профессиональной квалификации, доходам, демографическим признакам и типу установки в отношении к какой-либо важной социальной проблеме (типа расовой, наркотиков). Вторая структурная схема "сортирует" аудиторию по политической ориентации, т.е. по той позиции, которую занимают люди по отношению к политическим партиям, государственным и социальным институтам. В основе методики Гэллапа лежала многошаговая стратификационная случайная выборка. При этом он считал, что равные шансы быть опрошенными могут быть представлены всем только в том случае, если опрос осуществляется по месту жительства.
Изучение общественного мнения в СССР
орготдел организовывал мероприятие массовой поддержки партийных решений, а отдел информации обобщал в своих «записках» наблюдения с митингов, цитировал высказывания партийцев и беспартийных, осуждающих «врагов народа», поддерживающих стахановское движение, послевоенные «инициативы» на местах и т. д. Далее – Хрущев, Оттепель, интерес к соцопросам. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация, после чего формируются различные исследовательские структуры: группы, лаборатории, центры — и наконец, в 1967 г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР. Появились анкеты-опросники в «Комсомольской правде», «Литературной газаете». Проект Бориса Грушина «Общественное мнение» (цель: 1) повышение эффективности идеологической работы партии и государства, осуществ- ляемой с помощью таких средств массовой информации и пропаганды, как печать, радио, телевидение, разнообразные формы устной пропа ганды и 2) расширение и совершенствование механизмов участия трудящихся в управлении социальными процессами в условиях развитого социалистического общества). Далее в 90ые создание Фонда «Общественного мнения».
Этапы социологического исследования. Процедура и организация социологического исследования в области журналистики и массовых коммуникаций. Программа социологического исследования: структура и функции.
Этапы социсследования:планирование, сбор информации, создание текстов, работа с письмами и авторами, участие в производственной и коммерческой деятельности редакции. Первый этапсоставляют подготовительные работы, важнейший компонент которых — созданиеобщей программы исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы, определяются цели и задачи.
Второй этап — оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель — сбор данных об изучаемом объекте.
Третий этап — результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.
Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.
Процедура и организация социологического исследования в области журналистики и массовых коммуникацийзависит от типа социологического опроса.
· Опрос в редакциях: мотивационная встреча с главным редактором, объяснить ему смысл и пользу исследования, затем встреча с самим коллективом, договор о сроках, методике и технике предстоящей работы. Потом проверка анкет и дособеседование (подробное уточнение свободных вопросов для глубины исследования).
· Прессовая или почтовая анкета (Такие анкеты нужно еще основательнее, чем обычно, мотивировать, находить убедительные аргументы, чтобы коллега захотел ответить вам по почте.)
· Экспертное интервью (с помощью экспертов исследовать малоизученную проблему), важно: вести точную и полную запись, выделяя в ответах главное, расчленять информацию еще в процессе беседы. При ведении экспертных интервью нередко применяется магнитофонная запись с вторичной перекодировкой ответов. И в высшей степени важно, чтобы к экспертам – людям, как правило, высокого должностного ранга, не привыкшим тратить время попусту, – направлялись самые опытные интервьюеры.
· Телефонный опрос. После получения информации необходим частотный анализ и кодировка: После сбора информации анкетным способом самой ответственной стадией является обработка открытых вопросов, так называемое кодирование, с подготовкой данных для ввода в компьютер. Дело в том, что число вариантов свободных ответов может быть очень большим, и исследователь должен объединить их в содержательно однородные группы (с учетом целей и гипотез программы). Только после этого можно судить о распространенности тех или иных мнений в общем массиве опрошенных и в образованных нами группах.
· Социометрический опрос (применяется при исследовании межличностных отношений внутри редакции; Социограммы позволяют определить положение отдельных членов коллектива, выявить лидеров, наличие конкретных групп.) Но в интерпретации социометрических результатов требуется соблюдение этических норм, предельная осторожность, учет крайне обостренной чувствительности, ранимости людей творческого труда, каковым является труд журналистский.
· Контент-анализ СМИ (сравнение текстов с интересами аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех или иных проблем). Здесь важно указать на то, что его полезно применять в комплексном исследовании – при сравнении текстов с интересами аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех или иных проблем и т.п. На таком сопоставлении отчетливо видны нестыковки целей редакции с ожиданиями потребителей ее продукции.
· Эксперимент (применяется для совершенствования структуры, процесса, организации деятельности редакции)
· Социологическое наблюдение используется при изучении организации труда, фиксировании затрат рабочего времени и т.п. Одним из методов изучения журналистского коллектива является дневник самохронометража, с помощью которого анализируется бюджет времени. Обычно составляется недельный формализованный дневник. В нем зафиксированы виды деятельности, которую сотрудник совершает ежедневно: планирование, участие в «летучках», сбор информации, написание текстов, работа с почтой и авторами, редактирование, подготовка выпуска номера или передачи в свет и др.Так можно вывести оптимальную организацию процесса.