Глава 1. гражданская журналистика
Содержание
Введение
Глава 1. Гражданская журналистика
1.1. Интернет-журналистика: гражданская журналистика
1.2. Гражданская журналистика: платформа
Глава 2. Структура написания и анализ блога Навального
2.1. Структура написания
2.2. Анализ блога на примере «Блога Навального»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность. В настоящее время всё большую популярность набирает интернет-журналистика. Новая платформа не просто даёт площадку, что раньше не была задействована, но даёт новые возможности. Анализ этого позволит лучше понять тенденцию «нового времени» и механику создания контента, что позволит, в свою очередь, применять эти знания на практике.
Целью курсовой работы является подробное всестороннее изучение контента и его воздействия на читателя с точки зрения научной теории и практического исследования «Блога Навального».
Для достижения намеченной цели ставились задачи:
• Изучить механику интернет-СМИ
• Изучить основы гражданской журналистики
• Рассмотреть платформу медиасферы
• Проанализировать блог Навального
Предметом данного исследования является контент интернет среды.
Объектом исследования является блог Навального
Теоретическая основа.Даннаяработа написана на основании трудов ученых, авторитетных в исследуемой области, например, очень много информации взято из учебников таких учёных, как Ворожейкина Березина, Гасанов. Так же задействованы работы людей, чья профессиональная деятельность связана с журналистикой или рекламой.
Практическая значимость.Данная работа может быть интереснатем,кто занимается созданием какого-либо собственного контента на просторах online-среды.
Структура курсовой работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, оглавления и библиографического списка литературы.
Вовведении обоснована актуальность исследования, цели и объект исследования.
В первой главе работы представлена теоретическая часть работы.
Первый параграф включает в себя рассмотрения интернет-СМИ и гражданскую журналистику.
Второй параграф включает в себя рассмотрение платформы гражданской журналистики и критику со стороны.
Вторая глава курсовой работы является практической и содержит исследование автора курсовой работы.
Глава 1. Гражданская журналистика
Интернет-журналистика: гражданская журналистика
Интернет-журналистика
Развитие информационно-коммуникационных технологий в России повлекло за собой изменения в обществе. Происходящие изменения, в свою очередь, преобразовали информационную среду, связанную с созданием и потреблением информации. Появление доступа широкой общественности к производству информационных материалов привело к тому, что сейчас каждый человек может свободно порождать и распространять информацию.
В частности, это в большей степени связано с появлением интернета, и в последствии такого понятия как «Интернет-СМИ».
Интернет-издание, интернет-СМИ — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики.
Интернет-изданием (интернет-СМИ) может считаться не любой сайт. В соответствии с законом «О средствах массовой информации», принятым в последней редакции Государственной Думой РФ 3 июня 2011 года, интернет-сайт может быть зарегистрирован как СМИ только в случае, если от его владельцев поступило соответствующее заявление. Новостные сайты, не имеющие регистрации Роскомнадзора, юридически к СМИ не относятся. Напротив, сайт, зарегистрированный как СМИ, может пользоваться всеми правами, предоставляемыми средствам массовой информации: получать аккредитации на мероприятия, запрашивать информацию от органов государственной власти и местного самоуправления, может пользоваться льготами при уплате страховых взносов в фонды социального страхования, получать государственную поддержку.
Было бы очень просто определить интернет-журналистик[2] у лишь как журналистику, использующую новые технологические возможности. Однако есть веские основания предполагать, что в образе интернет-журналистики мы имеем дело с качественно новым культурным и цивилизационным феноменом. Этот вывод напрашивается хотя бы из того, что интернет вначале породил интернет-журналистику де-факто, а уже потом журналистика стала осваивать интернет как среду своей профессиональной деятельности и признала Web-журналистику де-юре.
Таким образом журналистика – это деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов может быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста, в широком смысле этого слова. [4]
Впоследствии газета как орган быстрого информационного реагирования ушла терминологически на второй план. На первый план выдвинулось понятие «журнал», отличающееся от газеты прежде всего меньшей оперативностью и, как следствие, возможностью включения аналитических и обзорных работ. Едва появившись, журнал достаточно быстро стал центром социокультурной реальности и лабораторией эстетических и политических идей. Достаточно вспомнить журнальные войны демократических и консервативных изданий в России, начавшиеся в XIX в. и докатившиеся до конца XX.
Однако с появлением интернет-изданий родовые различия журнальной и газетной форм работы изменились. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. И главное, новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы. Жанровые различия между репортажем и очерком, новостью и аналитическим обзором стираются и это далеко не все особенности интернет-журналистики.
Журналистика не без оснований претендует на древность своей профессии. Формы допечатной журналистики хорошо известны. Это глашатаи, гонцы, маги, советники, прорицатели и тому подобные специалисты по информационным коммуникациям. Уже тогда применялись самые разные носители информации, среди которых словесная форма, письменная или устная, была отнюдь не главной. Уже тогда существовало то, что сегодня именуется «цифровой разрыв», т.е. зависимость доступности информации, в смысле потенциальной возможности принять сообщение, от социокультурного уровня и имущественного положения коммуниканта.
Журналистика формирует актуальную реальность и действительность. Если в прежние века реальность индивидуального бытия была в значительной степени независима от внешних информационных потоков, то сегодня это соотношение существенно сдвинулось в сторону смыслов, конструируемых информационными и социально-психологическими технологиями, а не порожденных реалиями. Даже простые материальные экономические категории постепенно вытесняются идеальными конструкциями. Например, бедного и больного человека проще и дешевле убедить в том, что он богат и здоров, чем в действительности обеспечить и вылечить. Именно в этом заключена особенность настоящего момента. Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Это значит, что те социальные образования, которые ответственны за информирование и коммуникацию, действительно получают атрибуты власти, причем, власти совершенно нового типа –над психологическим образом бытия.
Мощную поддержку в обеспечении выполнения этих новых властных функций оказывает развитие телекоммуникационных технологий и соответственно интернет-журналистики. Таким образом, интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом.
И основной площадкой становиться WEB или, как его ещё называют Всемирная паутина.
Всемирная паутина(World Wide Web (WWW) имеет несколько плюсов по отношению к другим платформам для распространения информации:
2. интерактивной;
3. персонально ориентированной;
4. инфоцентричной;
5. мгновенной;
6. масштабируемой;
7. гибкой;
8. взаимосвязанной;
9. экономичной.
Гражданская журналистика
Гражданская журналистика не является профессиональной деятельностью, ее можно определить как активное участие аудитории в процессе сбора, анализа и распространения новостей и информации. Цель такого участия аудитории в журналистской деятельности – предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиями демократического общества.
Гражданскую журналистику не следует путать с социально-активной журналистикой, являющейся профессиональной.
Гражданская журналистика – это особая форма СМИ, созданных аудиторией. Главное свойство гражданской журналистики – центральное положение в ней личности с гражданским сознанием, представлением о гражданском обществе, независимым мышлением (http://www.mediascope.ru/node/896)
Российские ученые, используя термин «гражданская журналистика», вкладывают в него различные значения. Об этом можно судить по большому числу работ, посвященных данной теме: И.А. Березина, А.С. Бобрышова, С.В. Венедиктов, Т.Е Ворожейкина, В.В. Зритнев, О.В. Красноярова, Ю.А. Пузенцова , А. Уваров и другие. Это связано с многовариантным истолкованием аналогичного англоязычного термина, а также с тем, что определение журналистики в России как «исторически сложившегося вида духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодической распространении актуальной, общественно значимой информации, не в полной мере характеризует деятельность гражданских журналистов». [1]
Профессор И. М. Дзялошинский предлагает говорить не о гражданской журналистике, а о гражданских коммуникациях, поскольку активное участие аудитории в процессе поиска, анализа и распространения информации, по мнению исследователя, способствует формированию целостной системы, «включающей в себя помимо профессиональной журналистики многообразные информационно-коммуникационные комплексы полупрофессионального и самодеятельного характера»[3]
Гражданские журналисты за относительно непродолжительный период, с момента появления их в сети Интернет, значительно укрепили свои позиции в профессиональной журналистской среде. Это связано главным образом с тем, что в поле зрения гражданских журналистов попадают сведения, которые по тем или иным причинам остались незамеченными традиционными СМИ, но при этом имеют для них определенную ценность, поэтому редакции вынуждены прибегать к помощи своих коллег-любителей и покупать у них информацию. В последнее время профессиональные редакции стали рассматривать гражданских журналистов как дополнительных поставщиков актуальной информации, близких понятию профессии «репортер», и привлекать их к сотрудничеству. Особенно эта тенденция проявляется в деятельности Интернет-СМИ. [4]
Таким образом, можно сказать, что Интернет-СМИ рассматриваются как платформа для деятельности гражданских журналистов. Являясь людьми с активной жизненной позицией, гражданские журналисты осуществляют деятельность, направленную на привлечение внимания к социально-значимым проблемам. Интернет-СМИ, в отличие от традиционных медиа, становятся инструментом активизации социума, созданием условий, при которых именно широкая аудитория будет занимать активное положение в обществе. [5]
Однако гражданское участие в постсоветской России носит размытый и неструктурируемый характер, который усиливает отчуждение между властью и обществом. Перспективы гражданского участия во многом связаны с двумя взаимодополняющими факторами: во-первых, с развитием институциональной среды, расширяющей радиус доверия, поддерживающей стабильные и прозрачные «правила игры» и стабилизирующей социальные взаимодействия; и, во-вторых, с созданием организационных предпосылок взаимодействия граждан друг с другом и с органами власти и управления в обсуждении и разрешении социально-значимых проблем.
Необходимая для развития гражданского участия реализация каждого из перечисленных принципов в российских условиях сталкивается с существенными проблемами, которые связаны с исторически длительным доминированием патерналистской модели взаимодействия между властью и обществом. Длительный период существования самодержавного типа власти предопределил тот факт, что этот тип организации государственно-властных отношений и сегодня часто воспринимается в качестве базовой конструкции национальной идентичности.
Отсюда доминирование в политическом участии государственно-мобилизационных форм над автономными формами гражданского участия. Однако суть происходящих в постсоветский период политических трансформаций состоит в создании условий для развития автономного гражданского участия, наиболее адекватного в обществе «сетевого индивидуализма».
[6]
Гражданская журналистика именно в интернет-среде отличается рядом качественно новых характеристик по сравнению с «досетевым» активизмом граждан:
1Высокая скорость мобилизации граждан для решения социальных вопросов.
2Быстрая и массовая обратная связь аудитории, по результатам которой корректируются стратегии социального активизма.
3 Прозрачность процедур и возможность контроля над проведением акций со стороны аудитории.
4 Высокая вероятность взаимодействия с политическими силами вплоть до срастания общественных проектов с государственными инициативами.
Структура написания
Для правильного введения блога, необходимо учитывать некоторые правила. Начиная со структуры и заканчивая дизайном и контентом.
Для этого были выведенные определённые правила введения блога, что мы сейчас разберём
1. Постоянное наполнение контентом (статьи не менее 3000 знаков)
2. Приятный дизайн блога
3. Минимум рекламы
4. Информация о блогере
5. Писать актуальную информацию
6. Правильная карта блога для людей
7. Блог должен быть быстрым
8. Слова должны быть подкреплены доказательствами
9. Работа с комментариями.
10. Создание постоянной аудитории блога
11. Создание личного бренда.
12. Блог должен быть мультимедийным
13. Используйте социальные сети
14. Блог должен быть уникальный
Так же одной из особенности блога является его жанровая специфика, а именно журналистское расследование. Опираясь на книгу «Журналистское расследование: история метода и современная практика» под издательством А.Д. Константинова мы разберём одно из дел, что описаны в этом блоге.
По этим критериям мы и будем анализировать «блог Навального».
Анализ блога на примере «Блога Навального»
Дизайн
Первая страница блога нас встречает шапкой, где отображены ссылки на биографию, семью и основную деятельность, социальные сети, название блога со слоганом ниже и логотип.
Ниже - основные статьи, поиск по словам и портретная структура скролла статей.
Дизайн простой и в то же время нагромождён. Очень много информации и она плохо структурирована. Для более удачной главной страницы необходимо было сделать всплывающие вкладки, что лучше смотрятся внешне и структурно удобнее для восприятия читателями.
Реклама
Реклама в данном блоге одного характера – реклама своих проектов. Что не является минусом, а лишь придаёт персоне большую интертекстуальность.
Информация о блогере
Такая информация присутствует. Но она не написана в самом блоге, а лишь даёт ссылки на другие порталы. Можно наблюдать такие порталы как: Wikipedia, Эхо Москвы, Новое время, Радио Свобода, Телеканал Дождь, Репаблик, Ведомости и Esquire. Такое количество статей и ссылок даёт нам лучше изучить блогера «от 3-его лица», что является хорошим приёмом.
Блог должен быть быстрым
Блог хорошо оптимизирован. Он быстро открывает страницы.
Работа с комментариями.
В данном блоге включены комментарии и эта функция активно используется - в среднем на одной статье присутствует от 1300 до 1500 комментариев. Для такого большого количества активных юзеров необходимо иметь несколько модераторов и они есть. Так же присутствуют элементы социальной сети, такие как лайка и дизлайки на комментарии, что могу «выбить» тот или иной комментарий в «топ».
Создание личного бренда.
Блог Навального уже долгое время имеет свой собственный бренд. Огромное количество подписчиках в разных соц.сетях говорит о том, что бренд «Навальный» уже давно ушёл за пределы блога.
Заключение
Введение блога задач не из лёгких, особенно когда у человека более миллиона читателей. Из-за этого перед человеком встаёт огромная ответственность. Тем более, когда блогер занимается преимущественно расследованиями, что придаёт его персоне дополнительный интерес.
Жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. Понятно, что зачастую это не просто сделать, и тогда метод поиска материала становится не менее захватывающим, чем сама тема расследования. Впрочем, для относительно благополучного и развитого в материальном смысле этого слова общества интерес может предоставлять даже расследование неких особенностей производства корма для хомяков. Дело не в теме, а в способах ее изучения и общественной значимости сделанных выводов.
Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования. Оно еще не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования — предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы. Талантливый журналист сумеет сделать блестящий материал, настоящий детектив. Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Журналист-расследователь, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению.
С визуальной точки зрения проанализируемый блог был отличным примером того, как не нужно его делать. Плохая география сайта и огромное количество информации напрягает читателя. Но с содержательной точки зрения блог является хорошим примером того, как можно найти и удержать большую аудиторию.
Блог нуждается в доработке, по большей части, визуальной.
Список используемой литературы
1 Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования: пер. с анг. М., 1989. С. 18
2 Березина, И.А. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом / И.А. Березина, А.В. Пустовалов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2013. - №1. – С 40-51
3 Бобрышова, А.С. Гражданская журналистика в Интернете: теоретические подходы и эффективные практики / А.С. Бобрышова // Медиа и межкультурная коммуникация в европейском контексте. - Материалы Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, 2014.- С. 79-81
4 Венедиктов, С.В. Медиакоммуникация в гражданском обществе / С.В. Венедиктов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2013. - № 3. – С. 80-92. Ворожейкина, Т.Е. Гражданское общество: что дальше? / Т.Е. Ворожейкина // Отечественные записки. – 2014. - № 3 (60). – С. 8-24
5 Дзялошинский И.М. "Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям", Престиж, 2006, 104 с.
6 Ворожейкина, Т.Е. Гражданское общество: что дальше? / Т.Е. Ворожейкина // Отечественные записки. – 2014. - № 3 (60). – С. 8-24
7 Гасанов Н.А. Возможности гражданской журналистики в новых медиа в решении социальных проблем // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2261
8 Прохоров Е.Л. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект Пресс, 2003. – С.35.
9 Фомичёва И.Д. "Социология Интернет - СМИ" // Серия "Интернет - журналистика" Выпуск 2 - М. 2005 - стр.9 - 10
10 Калмыков А.А. «От средств массовой информации к системе массовых коммуникациях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text16/025.htm
11 Кажмарчик, М. Гражданская журналистика и ее характеристики // Научные ведомости БелГУ. - 2008. - №2. - С.75-86.
12 Попов, А.А. Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации: дис…канд. фил. наук: 10.01.10 / А.А. Попов. - Тверь, 2013. - 176 с.
13 Скобелева, В.В. Взаимоотношения публичной и приватной сфер социального пространства в дискурсе гражданской журналистики // Вестник УдмГУ. - 2011. - №3-1. - С.15-18.
14 СМИ в меняющейся России: коллективная монография / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект-пресс, 2010. - 336 с.
15 Суслов, Е.В. Институционализация гражданской журналистики как условие становления гражданского общества // Ученые записки Казанского ун-та. - 2009. - №5-1. - С.64-73.
16 Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, 10 апреля 2015 г. - СПб. : СПбГУП, 2015. - 116 с.
17 Якушев, А.В. Журналистика. Конспект лекций / А.В. Якушев. – М.: А-Приор, 2012. – 224 с.
18 Андрей Куликов о гражданской журналистике: [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://blogs.korrespondent.net/blog/journalists/3238388-andrei-kulykov-o-hrazhdanskoi-zhurnalystyke (дата обращения 25.04.2017)
19 Блоггинг как форма связей с общественностью в политике: [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=659124 (дата обращения 25.04.2017).
20 Блоги как форма общественной коммуникации: журналистика сквозь призму дня: [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://articlekz.com/article/8797 (дата обращения 25.04.2017)
21 Школа расследований для гражданских журналистов: [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/3481 (дата обращения 25.04.2017)
22 Хлебникова, Н.В. Гражданская журналистика: к истории становления термина: [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.mediascope.ru/node/896 (дата обращения 25.04.2017)
23 Почему подкаст Serial так важен для журналистики: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://ijnet.org/ru/blog/почему-подкаст-serial-так-важен-для-журналистики (дата обращения 25.04.2017)
24 Коммуникация в современном мире: [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://jour.vsu.ru/edition/thesis/05_10_part1.pdf (дата обращения 25.04.2017).
25 Мелешко, А.А. Гражданская журналистика как форма критической культуры Интернета: [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2146/56543_3112.pdf (дата обращения 25.04.2017)
Содержание
Введение
Глава 1. Гражданская журналистика
1.1. Интернет-журналистика: гражданская журналистика
1.2. Гражданская журналистика: платформа