Глава 5. Журналистика периода ранних буржуазных революций

Как уже отмечалось, журналистика рождалась вместе с буржуазным обществом. В17-18веках на смену феодализму пришла новая общественно-экономическая формация – капитализм. Возникновение и развитие капиталистического способа производства сопровождалось формированием качественно нового мировоззрения, новой идеологии. Этот процесс, как отмечает исследователь прессы этого периода Л.Н.Золотуха, протекал очень бурно. История знает немало имен великих людей, прославившихся именно в период кризиса феодального строя и зарождения капитализма. Многие идеологи и вожди молодого революционного класса буржуазии внесли ценный вклад в историю человеческой цивилизации. Художественная литература, публицистика и журналистика этого времени пронизаны идеями позднего Возрождения и Просвещения. Авторы часто были далеки от истины, но их произведения были освещены пафосом борьбы за новое общество, высокой одухотворенностью, присущей произведениям, созданным во времена революционного подъема.

Как всякая революция, эпоха первых буржуазных революций имела своих идеологов: Гоббс и Мильтон, Руссо и Марат, Джефферсон и Гамильтон. Процесс общественного переустройства, сопровождавшийся подъемом народных движений, требовал теоретического обоснования новых форм государственного устройства, имущественных отношений, принципов политического общежития. Проблемы идеологического плана были следствием экономических сдвигов. Но без разносторонне разработанной идеологии, без убеждения масс посредством воздействия на их сознание, буржуазии не удалось бы создать мощную государственную машину и удерживать власть в своих руках.

В период первых буржуазных революций сложились основы теорий государства, собственности и буржуазных свобод.

В 17-18 веках получила широкое распространение теория естественного права и общественного договора. Она стала основой теоретической базы первых буржуазной революции. Эта теория была вызвана к жизни конкретной потребностью объяснить социальные отношения, которые сложились в обществе, и необходимостью их коренной ломки, так как старое государство не устраивало новые общественные силы.

Одним из основоположников этой теории считают английского философа ТомасаГоббса. В своем трактате «О гражданине», появившемся в 1642 году, Гоббс объясняет происхождение государства и власти не как проявление божественной воли, неподвластной человеку, а с точки зрения естественных прав человека, наделенного ими от природы. Государство, по Гоббсу, образовалось в результате договора, заключенного людьми между собой. По условиям этого договора одни получили власть, другие (их большинство) – безопасность и порядок, обеспечиваемые первыми с помощью государственной машины. Томас Гоббс был сторонником сильной государственной власти – монархии. Его трактат «О гражданине» был написан в защиту королевской власти, но вопреки желанию автора послужил развитию демократии. Подвергнув сомнению, божественное происхождение монархии, философ дал оружие английским революционерам, сторонникам народовластия. Вообще, несмотря на то, что вплоть до последнего десятилетия 18 века все европейские страны управлялись обладавшими неограниченной властью королевскими династиями, теория договорного государства получила очень широкое распространение.

Огромный вклад в развитие этой теории внес известный французский философ и писатель Жан-Жак Руссо. Ему принадлежит всемирно известный труд «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Вариант теории общественного договора, предложенный Руссо, был более широк и демократичен, он создавался не только как философское произведение, но, прежде всего как итог анализа конкретной жизни народных масс. Руссо, так же, как и Гоббс, исходит из посылки, что государство возникло в результате общественного договора. Он был близок к пониманию причин возникновения классового общества и указывал на значение таких понятий, как собственность, развитие орудий труда и ремесел. Но главная заслуга Руссо состоит в том, что в своей теории общественного договора он сделал шаг вперед, по сравнению с Гоббсом, и предсказал неизбежность разрушения феодального государства, доказал право народа на уничтожение тирании.

Анализируя договорное государство, Руссо более всего обращает внимание на неравенство между людьми в гражданском обществе. Руссо был сторонником эгалитаризма, то есть равенства всех людей. И это коренным образом отличает его от идеологов английской революции, отстаивавших прежде всего сословные интересы буржуазии, ставивших себя высоко над «чернью». Руссо доказывает, что эволюция общества, основанного на неравенстве. Приводит к крайним формам его проявления, к деспотии. Руссо отмечает, что власть монарха-деспота основана на насилии, а не дана от бога, а насилие может быть и должно быть уничтожено силой. Следовательно, угнетенные монархом имеют естественное право на насилие по отношению к нему.

Гоббс и Руссо оказали огромное влияние на формирование мировоззрения активных участников первых буржуазных революций. А теория естественного права и договорного государства стала для них руководством к действию. Все эти революции были направлены на уничтожение феодально-монархических государственных аппаратов и создание буржуазных республик. Но, конечно же, они отличаются друг от друга, как отличается и уровень развития, и характер журналистики во времена этих революций в Англии, США и Франции [19].

[19] Л.Н.Золотуха. Возникновение и развитие журналистики в эпоху становления капитализма. М., 1987. С.42.

Томаса Гоббса - Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист. Автор теории общественного договора. Мировоззрение Гоббса сформировалось под влиянием работ и рассуждений таких ученых как Френсис Бэкон, Пьер Гассенди, Рене Декарт и Иоганн Кеплер. Большое значение придавал церкви как орудию государства для подчинения себе народа. Поэтому монарх должен быть одновременно и главой церкви.

КАДР

Наши рекомендации